Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Ранний буддизм


Самым большим вызовом религии брахманов стал все же буддизм, который унаследовал ряд приобретений других религиозно-философских систем, однако еще больше разработал собственные, новаторские идеи, был "весь пронизан неологизмами". Основателем буддизма традиция называет царевича Сідхартхі из рода Готами (отсюда его родовое имя - Гаутама). Материалы эпиграфике (надпись на бронзовой сосуде: "Здесь покоится прах Сідхартхі") подтверждают историчность этого религиозного реформатора. Буддийская традиция датирует жизни Сідхартхі 623/624-543/544 гг. до н. э., наука - 480-400 или 430-350 гг. до н. э.

Как гласят предания, принц Сідхартхі случайно узнал, что на каждого ждут старость, болезни и смерть и, ошеломленный таким открытием, в 29-летнем возрасте отрекся от своего высокого социального положения и, оставив свою жену и малолетнего сына, стал отшельником. Надеясь, что ему удастся "спастись" благодаря строгому подвижничеству, он едва не заморил себя голодом, превратился в ходячий скелет. Однако аскеза не излечила его от душевных мук. Тогда Сідхартхі прекратил добровольное голодовку, махнул рукой на брахманські Веды и только после этого духовно прозрел, когда сидел в глубоком раздумье под деревом бодх вблизи города Гая (на юге штата Бихар). Поэтому Сідхартхі назвали Буддой, то есть "Просветленным". Познав великую истину спасения, Будда стал странствующим проповедником. Умер он в 80-летнем возрасте. Легенда уверяет, что Будда отравился вегетарианской пищей, которой его угостил деревенский кузнец. Будда, разумеется, догадался, что ничей желудок не переварит этот кулинарный шедевр", но, чтобы не обидеть хозяина, мужественно доил приготовленные ему грибы и овощи, вследствие чего и распрощался с этим миром. Тело Будды сожгли, причем во время кремации один из учеников сумел выхватить из костра зуб Учителя. Этот зуб - основная реликвия буддизма, хотя не известно, настоящий он или поддельный. В его честь в Шри-Ланке построен храм Зуба Будды.

Буддийская традиция называет смерть Учителя парінірваною, то есть окончательным переходом в нирвану ("умиротворения", "угасание") - блаженное состояние, доступен лишь праведникам. 1955 г. во многих азиатских странах торжественно праздновали 2500-летия парінірвани.

Буддийский канон - крупнейший религиозный канон в мире. Существует несколько его разновидностей, состоящих из многочисленных многоязычных и багатожанрових литературных произведений. Значительная часть этих произведений сохранилась лишь в переводах на тибетскую и китайский языки.

Самым древним и самым полным каноном составленная на языке пали Тіпітака ("Три корзины"). Она разделена на три основные разделы: Віная-пітака, Сутта-пітака и Абхідхамма-пітака. Віная-пітака - это сборник поучений для монахов. Она содержит правила вступления в буддийской обшини-сангхи, определяет меру наказания за нарушение монастырских правил и отступничество, предостерегает от ересей и т.д. Сутта-пітака преподает основы буддийского вероучения. Это сборник высказываний и поучений Будды, переведенных его любимым учеником Анандою. Важнейшие религиозно-философские сентенции Будды содержатся в Дхаммападі - настольной книге буддистов. К Сутта-пітаки входит также книга Джатаки - рассказы о 550 жизней Будды. Абхідхамма-пітака - это заключенный в семи религиозно-философских трактатах систематизированное изложение положений буддийского вероучения, которые есть в Сутта-пітаці.

Палийский канон (Тіпітака) сначала передавался в устной форме и был частично записан в Шри-Ланке в конце i тыс. до н. э. Окончательно он оформился в середине i тыс. н. э. Китайский вариант буддийского канона отличается от Тіпітаки. Он дополнительно содержит жизнеописания монахов, сочинения по истории буддизма, записи бесед пусть уславленіших буддийских учителей и китайские комментарии к всех разделов Тіпітаки.

Канон содержит свыше 15 тыс. историй, легенд, проповедей, поучений, афоризмов, составленных прозой или стихами. На заучивание его текстов буддийский монах тратил 20-25 лет. Чтобы предотвратить искажение канона, знатоки Тіпітаки регулярно собирались на соборы, где с помощью целой системы проверок согласовывали ее текст.

Какой была доктрина раннего буддизма, что ее считают и религией и философией и идеологией, и культурным явлением, и образом жизни?

Краеугольным камнем ранньобуддійського учения были "четыре благородные истины", которые можно сформулировать так: 1) жизнь - это духовное и телесное страдание; 2) существует причина страданий; 3) можно положить конец страданию; 4) есть путь, который ведет к прекращению страданий. Суть первой "истины" заключается в том, что каждый в жизни подстерегает множество неприятностей, никому не удается удовлетворить все свои желания, что превращает жизнь без* прерывную муку. Вторая "истина" называет причиной страданий человеческие желания и предпочтения (сластолюбие, земных радостей, любовь к жизни и т.д.). На фунте желаний вырастают зависть и алчность, которые порождают вражду в мире. Согласно третьей "истиной", можно прекратить страдания, ограничив свои жизненные потребности, утолив свои страсти. Четвертая "истина" указывает путь к прекращению страданий и "освобождение". Этот путь в буддийском понимании должно быть "срединным", лежать между двумя крайностями: запутанным культом, архіскладними обрядами, кровавыми жертвоприношениями брахманизма, с одной стороны, и мученической практикой отшельников-аскетов, которую проповедовал джайнизм, - с другой.

Буддийский "восьмеричний" путь к прекращению страданий и "освобождение" сводится к: 1) "правильных взглядов" - понимание четырех упомянутых "истин"; 2) "правильных стремлений" - намерений придерживаться этих "истин"; 3) "правильной речи" - цурання лжи, клеветы, злословия, болтовня и т.д.; 4) "правильных действий" - не причинять вреда живым созданиям, не убивать, не красть, не лгать, не пьянствовать и т.п.; 5) "правильного образа жизни" - добывание хлеба насущного честным трудом; 6) "правильных усилий, стараний" - преодоление вредных помыслов, воздействий и т.д.; 7) "правильной внимания" - постоянной заботы об "освобождении"; 8) "правильной сосредоточенности" - достижение внутреннего покоя, полной непроницаемости, самоуглубления. Восьмой путь требует овладения техникой медитации, поэтому доступен только монахам (технику медитации буддисты частично позаимствовали у отшельников-аскетов, вместе с тем они разработали и свои способы же сосредоточение).

Буддизм считал основным моральным долгом каждого щедрость и добродетель, а величайшей добродетелью - безграничное милосердие ко всему живому (легенда гласит, что Будда в одном из своих жизней отдался на съедение голодной тигрицы) и обуздания природных инстинктов, прежде всего полового. Он призвал к терпимости и всепрощения: "Не ненавистью преодолевается ненависть, преодолением ненависти побеждается она: такая вечная дхарма". Наконец, буддизм бросил вызов станово-кастовій системе, признав равенство всех людей, правда, только в религиозном, а не в реальной жизни. Таким образом, Будда не принадлежал к социальных реформаторов, его учение не предусматривало социальной перестройки.

Буддийское "освобождение" является переходом в нирвану - противоположность сансары. Нирвана - не смерть, которая означает новое рождение, поэтому продолжает земные муки, а особое состояние души за пределами бытия и небытия, полное освобождение от своего "я", полное угасание эмоциональной активности. Буддисты сравнивают переход в нирвану с засыханием дерева или угасанием светильника, когда в нем выгорело масло. С переходом в нирвану перестает действовать неумолимый закон кармы, индивидуальная душа (Атман) растворяется в природе, точнее - сливается с вселенской душой (Брахма), к чему стремится все сущее. Итак, буддийское увольнение - это не достижение вечной счастливой жизни, как в других мировых религиях, а, наоборот, его прекращения. Будда угрюмо твердил: "Сидеть лучше, чем ходить, спать лучше, чем не спать, лучше же - умереть".

Саму карму буддизм трактовал необычно. Если у джайнов она давала знать о себе лишь после смерти, при переселении души, то буддийская карма подтверждала свое существование постоянно, через что душа переселялась множество раз еще при жизни. Человек зла вдруг обнаруживала благородство, трус - храбрость и т. п. - все это и означало перерождение души. Душа, как н понимал буддизм, это психическое состояние, минутный настроение, неустойчивая комбинация дхарм. Она, собственно, и не переселяется, а перегруппировывается в новый комплекс дхарм, вследствие чего жизнь является потоком "моментальных вспышек дхарм, которые постоянно меняются, оно только кажется непрерывным". В этом отношении душа отражает саму суть переменной, иллюзорной природы. Еще одной специфической чертой буддийской кармы была ее зависимость не от соблюдения кастовых законов, а от этики жизнь в этом и предыдущих рождениях. Именно через это Будда, прежде чем достичь нирваны, прожил 550 жизней, причем в разных личинах.

Исследователи время идеализируют буддийскую мораль через ее нетерпимость к человеческих пороков и призывы к самопожертвованию. Но оценивать ее следует только сквозь призму жизненных реалий. "Будда, - отметил индийский философ Д. Чаттопадх'яї, - единственный среди всех современников-пророков, кто предложил народа иллюзию свободы, равенства и братства, какими - и это неизбежное следствие законов общественного прогресса - было отвергнуто и которые в реальной действительности было разрушено". Во время вражеских нападений буддийские призывы против насилия сдерживали населения от сопротивления нападавшим и тем самым способствовали завоеванию страны чужаками.

Иногда ранний буддизм считают не религией, а морально-этическим учением, поскольку он не признавал идеи всемогущего бога-творца (она противоречила буддийскому учению об отсутствии вечной души), не пугал адом и не манил раем. Действительно, ранний буддизм считал Будду не богом, а обычным учителем, величие которого заключалась не в создании мира, а в определении причин существования зла и способов его преодоления. Однако он не отрицал ни существование души (хотя и считал ее иллюзорной), ни ведийских богов (хотя и уравнял их в определенной степени с простыми смертными, подчинив космическому закону кармы).

Идеи раннего буддизма не казались тогдашнем индийскому обществу крамольными, потому что оно уже вполне созрело для их восприятия. В стране изменилась шкала социальных ценностей, разрушались ранее незыблемые станово-кастовые перегородки, поэтому призывы буддизма к равенству в религиозной жизни никого не бросили в холодный пот. Новая религия завоевывала авторитет тем, что заменила сложный и дорогой ведийский ритуал на общедоступное паломничество к святым местам, чуралась крайностей аскетизма, допускала в свою общину женщин*, не возражала традиционные культы и ритуалы, а также тем, что буддийские монахи проповедовали не только на санскрите, но и на других местных языках. Одним словом, буддизм органично вписался в общий ход общественной и духовной жизни. Он как нельзя лучше соответствовал идеологическим запросам социальной верхушки, которая, за исключением части брахманов, восприняла новую религию.

Отдельно остановимся на отношении государства к буддизму. Оно обусловлено прежде всего политической концепцией новой религии. Согласно этой концепции, государство в своем развитии проходит три последовательные фазы. Первая - появление государства в форме взаимных обязанностей между обладателем и подчиненными (обладатель обязывался заботиться о народном благосостоянии и спокойствие, а народ - платить налоги). Во второй фазе власти согласовывает свои действия с требованиями религии, в третий - становится орудием и проводником дхармы. Монарх в этой фазе превращается в властелина вселенной - чакра-вартина ("тот, кто крутит колесо закона"). Поэтому буддизм ратовал за централизацию власти. Если принять во внимание, что он еще и разрушал межэтнические и родоплемінні барьеры, то станет понятным, почему так ревностно заботились о нем в империи Маурьев. Поддержка со стороны государства, отмежевание от системы варн и каст и ведийского ритуала помогли буддизма стать первой мировой религией. В древних азиатских обществах он выполнил ту же историческую роль, что и христианство в средневековой Европе.

Одной из важнейших концепций буддизма была калачакра - идея об органической взаимосвязи природы и человека. Все, что происходит во Вселенной, повторяется в психике и теле человека. И наоборот, пульс человека бьется в унисон с пульсацией Вселенной, влияет на Вселенную. Поэтому человек должен проникнуться чувством ответственности за судьбу природы, не должна быть сторонним наблюдателем.

Буддизм считал, что люди самостоятельно не подготовят себя к нирване, поэтому должны объединиться в монашеские общины - сангхи. Монахи этой общины в идеальном варианте должны чураться любой собственности и кормиться милостыней. В сангху записывали всех желающих, кроме рабов, должников, калек, воинов и царских слуг (руководство общины не хотел конфликтовать с государством). В Индии возникли не только мужские, но и женские монастыри, потому что буддизм, хотя и считал женщин сатанинским порождением, все же на практике не допускал их дискриминации. Женские монастыри не были самоуправляющимися, а подчинялись мужским обителям. Монахи и монахини имели несколько ступеней святости. Социального равенства в общине буддистов не существовало, молодые монахи-послушники (ими были преимущественно выходцы из общественных низов) фактически служили своим религиозным наставникам. Правила монастырского общежития были суровыми, однако на практике их часто нарушали, ибо, как отмечал исследователь, "много новых монахов серьезно не воспринимали спасение и усматривали в монашестве лишь удобный способ жизни, поэтому не заботились о устав ордена".

Сангха была общиной самоуправляемой. Важнейшие решения она принимала на общем собрании монахов и послушников. Спорные вопросы обсуждали до тех пор, пока, устав, не находили компромиссный вариант.

Буддийскими монахами становилось немало людей. Сама сангха получила в обществе немалый авторитет. Именно благодаря ей буддизм стал для многих не просто религией, а образом жизни.



Назад