Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Буддизм махаяны


Буддизм никогда не был монолитным вероучением, в нем существовало около трех десятков сект. Глубочайший раскол произошел в буддизме в начале новой эры, когда появилось вероучения махаяны ("большая колесница", "широкий путь"), что его разработал, по преданию, теолог Нагарджуна. Считается, что этот раскол было закреплено на IV Буддийском соборе за царя Канішки.

Махаяністи, первые сутки которых датируются i в. до н. э. - II в. н. э., пренебрежительно относились к тхеравади - древнейшей школы в буддизме. Они называли ее хінаяною ("малая колесница", "узкий путь"). считали хінаяністів отбросами человечества, за которыми давно скучает ад Хинаяна казалась им слишком эгоистичным, "узким" вероучением, проявлением "недружественного и несгавчутливого" отношение к тем, кто стремится "освобождение", но не может или не хочет стать монахом. Махаяністи были уверены, что людям нужен "шире" путь в нирвану, доступный всем, кто живет по законам Будды, что следует добиваться не столько личного "освобождение", сколько "освобождение" других. Они разработали учение о буддийские рай и ад, а самого Будду провозгласили космической силой (по словам итальянского историка М. Таддеи, он у них "сменил плащ Учителя на мантию Божества"). Было создано концепцию, согласно которой Будд существует очень много. Мол, Буддами является ведийские боги (буддизм их никогда не отрекался), буддийские празднике, боги азиатских народов, которые восприняли буддизм. Все эти боги и святые, как и основатель буддийской религии, наделенные 32 признакам совершенства.

Что представлял собой махаяністський пантеон святых, преподнесенных в ранг Будды? Он состоял из бодхісатв - лиц, которые уже подготовили себя к нирване, однако медлили укусить этого блаженства до тех пор, пока не подготовят к нему "последнюю травинку". Существует предположение, что махаянська концепция о страдальца-бодхисатву, который является не само-спасителем, а спасителем мира и, поэтому, воплощает самую высокую степень "просветление", вероятно, навеянная мессианской идеей христианства.

Вероучение махаяны проще и доступнее, между хинаяна, поэтому оно распространилось на большей части территории Азии (в Тибете, Монголии, Китае, Японии, Корее, хинаяна же - на Цейлоне, в Бирме, Таиланде, Лаосе, Камбодже). Махаяну иногда называют "северным" буддизмом, ахінаяну - "южным".

Поэтому буддизм не закостенел в своей ранней форме. Он постепенно превратился из доктрины, в которой преобладало морально-этическое начало, на "готовую" религию.

Одной из форм буддизма был тантризм, возникший в Индии в начале новой эры и распространился во многих азиатских странах. Тантризм ("переплетение") создал огромный пантеон мифологических персонажей, отводил главенствующую роль колдовству, колдовству, черной магии. Он связывал "освобождение" с сексуальной жизнью, ритуал тантризма происходил от магической эротики первобытного человека - гаранта плодородия земли и приплода скота. Монахи-тантристы считали, что сам Будда никогда не выпускал из любовных объятий свою женщину Бхагаваті, благодаря чему он, собственно, и стал Буддой. Идеи тантризма в значительной мере повлияли на индийскую литературу и искусство, были "виновниками" наличия в них изящных эротических мотивов.

Буддизм обнаружил беспримерную веротерпимость, толерантно относился к иноверцам, никогда не провозглашался государственной религией Индии. Он потеснил ведийскую религию только в городах и пригородных зонах, в сельской же местности, где проживала основная масса населения, сохранялись традиционные формы религиозной жизни. Даже буддисты на свадьбе или похоронах обращались к услугам брахманов. Поэтому положение буддизма в Индии было непрочным. В конце концов, эта религия, которая надежно завоевала почти всю Азию, у себя на родине начала згасати. ее упадок наблюдался уже в эпоху Гуптов (IV-V вв.). К X в. огонек буддизма едва теплилась лишь в отдельных регионах страны (Кашмир, Бихар, Бенгалия), а еще через два века вообще "оставил" Индию. Население страны вернулось к старым, первобытных форм религиозной жизни.

Как объяснить этот парадокс истории? Историки считают, что упадок буддизма в Индии был вызван многими обстоятельствами. Сыграли свою роль притеснения приверженцев буддизма со стороны отдельных обладателей (а впрочем, они не стали массовыми и поэтому не послужили решающим фактором). Сказались вражеские нашествия, во время которых было разрушено немало буддийских монастырей (только гунны-ефталіти "потушили" в Гандхари, если верить Сюань Цзану, 1600 этих очагов буддизма). Поскольку буддизм распространился в основном в городах, то упадок индийских городов в после-гуптський период ослабило его позиции. Если в эпоху Маурьев и кушан буддизм имел поддержку со стороны государственной власти, то в периоды политической раздробленности он ц потерял. Вполне вероятно, что буддизм оказался на то время слишком "интеллектуальной" религией и именно поэтому проиграл соперничество с гораздо проще и доступнее индуизмом, который опирался не на теологические мудрствования, а на обрядность. К тому же буддизм замахнулся на кастовую систему, основу которой оказались крепкими (не случайно буддизм быстро завоевал именно те азиатские страны, где не существовало разделения населения на касты).



Назад