Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Индуизм


Буддизм в Индии не исчез бесследно, а растворился в брахманизме. Синтезированную буддійсько-брахманскую религию, которая стала и образом жизни населения страны, назвали индуизмом.

Индуизм - это не одна, а множество религий. Существовало лишь несколько религиозных догм, которые признавались всеми индуистскими сектами (священная сущность Вед, сансара и карма, идея божественного происхождения каст). Каждый индус выбирал свой путь к "освобождение", в зависимости от своих предпочтений, семейных и кастовых традиций; ни один из этих путей не считался неправедным. Сами понятия "іновірство", "єретичність" к индуизму не имели никакого отношения. Индуизм не знал миссионерства, стремление обратить в свою веру. Индуистами не становились, ими рождались. Количество богов в этой религии выросла до 300 миллионов, однако, по мнению исследователей, это поразительно многобожие на самом деле было своеобразным монотеизмом, ведь индуистские боги и герои очень часто выступали как персонификация Высшего Духа: "Триста миллионов богов - это триста миллионов проявлений Абсолюта, это триста миллионов имен, форм, и число это можно наращивать до бесконечности, ничуть не нарушая этим основополагающий принцип".

На фоне буддизма индуизм, который сакралізував буквально все, что можно увидеть, почувствовать, представить (даже естественные отправления организма), выглядел простоватым, чтобы не сказать - примитивным. В нем не существовало молитв, проповедей, таинств (в христианском понимании), понятий первородного греха, дьявола, чертей, ада, идеи об извечной борьбе между добром и злом. В индуистских церемониях и обрядах, в паломничество к святым местам принимала участие сила-силенна народа. На массовое паломничество рассчитаны индуистские святилища и храмы, которые поражали не столько своей монументальностью, сколько странной архитектурой. В индуизме не сложилось догматическое "священное писание" вроде Библии или Корана, он сакралізував багатожанрову и общедоступную литературу.

Самыми авторитетными религиозными текстами индуизма поражались шрути (вся ведийская литература) и емріті (дхармічна литература, пураны, Маха-бхарата, что ее называют "пятой Ведой", Рамаяна и т.п.).

Индуистские секты возглавляли учителя-гуру, общественная роль которых была чрезвычайно велика. Если брахманы занимались преимущественно делами религиозными, то гуру наставляли индусов не только в религиозном, но и в светской жизни, воспринимались верными как земные боги. При этом гуру не были священниками (в сан они не висвячувались), а выполняли свои сакральные функции на правах "дважды рожденных". Иерархии в институте гуру, а следовательно и церкви, в индуизме не существовало. Не сложился в этой религии любой руководящий орган, соборов индусы никогда не созвали.

Обратимся к важнейших культов индуистского пантеона.

Индуизм легко впитывал в себя чужие культы и ассимилировал их, однако не воспринял те из них, с которыми имели дело исключительно брахманы, зато подарил верующим немало новых богов и святых - народных спасителей, и среди них - темнокожего Кришну. В индуистской мифологии Кришну - доблестный воин (он принимал участие в бою на священном поле Куру, победил царя змеев Калия, осуществил другие великие подвиги) и идеальный любовник. Еще в детском возрасте Кришна увлекался женщинами, а когда подрос, то женился сразу на 16 108 красавицах, которые подарили ему 180 тысяч сыновей. Легенды о Кришне, таким образом, насквозь проникнуты эротикой. На юге страны населения почитало бога-спасителя Раму - эпического героя. Жрецы причислили к индуистского пантеона даже Будду (видимо, чтобы представить буддизм в роли побежденного ними секты).

В начале новой эры индуистский пантеон возглавили три боги: творец Брахма, покровитель Вишну и сокрушитель Шива. Они воспринимались как "тримурти" - троица. Впоследствии культ Брахмы отошел в тень, индусы поделились на две основные секты - вішнуїтів (вайшнавов) и шіваїтів (шайвов), в зависимости от того, кому - Вишну или Шіві - они предпочитали.

Шива и Вишну - боги-антиподы, которые вобрали в себя черты многих богов. Шива - это грозное божество, воплощение космической энергии. Он символизирует творческий (половой акт и разрушительное действие времени. "Шива идти усматривали в нем и страшную силу возмездия, и гарантии их защиты, он воплощал и неуемную (эротическую) страсть, и покорность йогіна, хаос и гармонию". И жену себе выбрал Шива подходящую, имена-эпитеты которой - Дурга ("Недоступна"), Кали ("Черная"), Чандіка ("Жестокая"), Бхайрави ("Страшная") и т. п. позволяют составить о ней представление. Вишну же, наоборот, полон милосердия и доброты. Он - бог счастья и благополучия, бог-спаситель, который спасает мир от демонических сил, катастроф и разрушений.

Шиву изображали или аскетом в состоянии глубокой медитации, или в виде фаллического символа (лингам) на женском символе (йони). Иногда Его представляли обладателем оргаїстичного танца -- Натараджою, который разрушает мир в конце космического цикла. В образе Натараджі он изображен на знаменитой бронзовой статуэтке, что ею восхищался скульптор Роден. На ней фигура Шивы вписана в огненное кольцо, которое символизирует разрушительную сущность этого бога. Вне и каждый жест Шивы глубоко символичны. Так, ладонь поднятой и слегка наклоненной правой руки служит защитой для верных. Левая рука показывает на ноги Шивы как надежное хранилище. Поднятой ногой Шива благословляет верующих. Правая верхняя рука держит небольшой барабан - символ первоначального звука, из которого возник мир. В левой руке Шивы огонь - символ гибели Вселенной. Левой ногой бог топчет умирающего карлика, который символизирует зло побеждено. Сын Шивы - слоноголовый бог мудрости Ганеша. Шива путешествует на священному быку Нанди.

Вишну изображали четырехруким и синьошкірим, нередко - в виде женского символа (йони). Сын Вишну и его красавицы-жены Лакшми - бог любви Кама. Вишну путешествует на гигантском человеко-орлы Гаруді. Кроватью в океане ему служит тисячоголовий змей Шеша (Ананта), который своим ядовитым дыханием уничтожает мир в конце каждого этапа творения.

Индуизм разработал учение о аватары ("восхождение", "воплощение"). В соответствии с этим учением каждый из великих богов прожил несколько земных жизней - ради "спасения мира".

Вишну, например, имел 10 основных и 22 второстепенные аватары. В частности, он был рыбиной, которая предупредила прародителя индусов Ману о приближении всемирного потопа и помогла ему уцелеть и священным текстам Вед. Был он и гигантской черепахой, которая после потопа погрузилась в молочное море и помогла богам сбить его (взбивалкой послужила гора Меру) и получить напиток бессмертия - амриту. В аватарах дикого кабана, человеко-льва и карлика Вишну силой или хитростью победил злых демонов. Перевоплотившись в Парашураму, он повалил тиранию кшатриев. Аватарами Вишну были также царевич Рама (герой Рамаяны), боги Кришна и Будда. Будущей аватарой Вишну станет Кал кин - всадник на белом коне с огненным мечом в руке. Он обратит на земле праведный суд и возродит на ней "золотой возраст".

Много индуистских культов дополна полны мистикой и эротикой. Это прежде всего грозные женские божества любви и смерти - такте. Однако в индуистском пантеоне преобладали добрые боги и духи (гномы мягкие, небесные музыки гандхарвы, небесные певицы и танцовщицы апсары, небесные мудрецы риши и т.п.).

Развился в индуизме культ богов - покровителей отдельных каст, профессий, местностей. Существовали местные культы священных животных (коровы, змеи, обезьяны и т.д.), священных холмов и гор (прежде всего Гималаев - подошвы мифической горы Меру, где живут боги), священных деревьев и рощ (смоковницы, ашоки и т.п.), священных водоемов (особенно Ганга, возможность окунуться в очистительные воды которого или умереть на его берегу - вершина счастья для индуса).

Космогония индуизма приучала верных "воспринимать жизнь рода человеческого в контексте огромных пульсаций Вселенной". В соответствии с ней, Вселенная не имеет ни начала, ни конца, его каждый раз создает бог Брахма на протяжении первой половины космической эпохи (сутки длится 8 640 000 000 земных лет). Человечество в своем развитии проходит четыре этапа - юги (каждый такой этап длится 10 800 000 земных лет): от Критаюги ("Золотой век") к мрачной нынешней Калиюги, которая началась в ночь с 17 на 18 февраля 3102 г. до н. э. В конце последней юги Брахма засыпает - и тогда происходит мировая катастрофа, в результате которой погибает все живое. Через 24 космические часа Брахма просыпается и восстанавливает акт творения. Тысяча таких циклов составляют день Брахмы. Когда заканчивается этот "день", наступает еще более страшная катастрофа, жертвой которого становится даже часть богов. Потом приходит ночь Брахмы, что равняется своей продолжительностью дню. Из таких "суток" состоит 100-летнее жизни Брахмы. Когда же Брахма умирает (не пугайтесь, нынешнем Брахме исполнилось лишь 50 космических лет), наступает Великий Космический Катаклизм - гибель всего сущего. Однако через 100 космических лет рождается новый Брахма - и все начинается снова.

Индуизм сохранил концепцию сансары и кармы, обогатив ее выводом о том, что судьба каждого в будущем рождении зависит также от погребального ритуала. Ортодоксальным похоронами считалась кремация, причем, если это возможно, на берегу священного водоема. Именно с этим ритуалом связана традиция самосожжения индийских вдов*. Важная роль в индуизме отводилась также инициации представлением и ношению брахманского шнура.

Индуизм освящал систему каст, связывал образ жизни верного с его кастой. Так, читать Веды брахманам он позволял, а шудрам запрещал, употребление алкогольных напитков шудрам прощал, а "дважды рожденным" категорически запрещал.

Индусы большее внимание уделяли домашним обрядам, чем храмовым, причем их обрядовая практика претерпела изменений. Так, постепенно теряли свое значение кровавые жертвоприношения яджни (особенно в вішнуїзмі), их заменяли пуджи - подношения богам цветов, воды из Ганга, курение благовоний. В индуизме (очевидно, под влиянием буддизма) распространилось паломничество к семи священных городов.

Индуизм уберег индийское общество от социальных взрывов и религиозных войн, способствовал культурно-исторической преемственности.



Назад