Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Материальная культура


Материальная культура Древней Индии отражена в источниках очень слабо ее реконструкцию приходится осуществлять преимущественно на основе живых традиций древности в глухих индийских деревнях.

В Ведийскую сутки населения Северной Индии уже развивало плужное земледелие, однако во многих регионах, особенно в гористой местности, где было трудно или вообще невозможно разбивать террасы широко использовалось примитивное вирубно-огневое полеводство (лес и кустарник вырубали, сжигали и в пепел сеяли зерно). В таком случае рыхлили землю обычной мотыгой, а то и палкой-копалкою (тхомба), которой, кстати, индийские крестьяне в самых глухих местностях копирсають землю до сих пор.

Вспомогательной отраслью хозяйства в Древней Индии было рыболовство (охота в связи с распространением в стране идеи о повреждения живых существ постепенно отмерло). Рыбу ловили сеткой или загонили ее на мель или к специальной плотины из лозы и там ловили руками.

Речная сеть в Северной Индии была почти непригодной для навигации, поэтому основную роль в развитии средств коммуникации в стране играли сухопутные пути. Строить надежные дороги в условиях джунглей и ежегодного сезона тропических дождей было непросто, и индийские цари-раджи уделяли путевом строительству немало внимания. Вдоль основных дорог (скажем, "царской дороги" от западных границ государства Маурьев до города Паталіпутра длиной около 1600 км) рыли колодцы, строили отели для путников. Однако качество индийских дорог в целом была крайне неудовлетворительной, и отсутствие надежного транспортного сообщения в значительной степени обусловила неодинаковость исторических судеб отдельных регионов.

Население пользовалось неуклюжим тележкой на деревянных колесах, в который впрягали быков. В условиях джунглей особенно удобной была езда на слоне.

В международной торговле Индии важную транспортную функцию выполняло каботажное мореходство. Несмотря на отсутствие удобных гаваней на индийском побережье, древние индийцы технике мореплавания не уступали другим народам. Они, кстати, изобрели оригинальный живой "компас": брали на судно ворона, которого выпускали на волю, когда ветры и течения относили их далеко от берега, и направляли судно туда, куда летел эта птица, пока не становилась видна береговая линия.

Древнеиндийские города всегда были многолюдными и большими. Имущественное и социальное неравенство горожан сказалась на городском строительстве Городские дома имели неодинаковые размеры и удобство, отличались своей архитектурой. Состоятельные хозяева возводили себе двух -, трехэтажные дома, нижний этаж которых предназначался для торговых и складских помещений и мастерских). Хозяйственные пристройки позади дома образовали замкнутый прямоугольный двор, продолжением которого служил небольшой садик. Дом выходил верандой нижнего этажа во двор, а верхнего - нередко на улицу. В домах богатых горожан оборудовать ванную комнату и гардеробную. Возводили и женскую половину дома, однако до затворництва индианок дело не дошло.

В фешенебельных домах внутренние стены расписывались малярами. Такие дома умебльовувалися деревянными и плетеными креслами, кроватями, на которых возвышалась гора подушек. Пол богатые горожане застилали коврами, циновками, звериными шкурами.

Бедняки ютились на окраинах города в глиняных мазанках ли тростниковых хижинах, покрытых пальмовыми листьями или соломой. Колодцев и садов в бедняцких дворах не было. Плетеные иметь и циновки заменяли мебель. Избушка служила лишь спальней, потому что весь солнечный день бідняцька семья работала на улице. В хижине никогда не угасал домашний огонь. Когда сыновья женились, они брали в новое жилье огонь из родительского очага.

.Стародавні индейцы носили такой же наряд, что и современные. Его производили из хлопчатобумажной, льняной или шерстяной ткани и шелка. В условиях жаркого климата населения одевалось очень легко, в наряд огортаючого типа. У мужчин нижним одеждой служила повязка на бедрах в виде полотнища, заключенного складками спереди и удерживаемого длинным поясом, конец которого или свисал, или протягувався между ног и закреплялся сзади, верхним - накидка. Дома все взрослые ходили только в нижнем наряде, бедняки появлялись полуголыми и на людях, дети же бегали по улице в чем мать родила. На праздники и в непогоду индийцы одевали длинную, до колен, рубаху, а на плече - накидку. В начале нашей эры индейцы под влиянием жителей Средней Азии пристрастились к ношению шаровар. Самым распространенным в Индии был белый одежду, нередко его красили делали ли узорчатым] Существенной разницы между мужским и женским нарядом не существовало. Социальное неравенство отразилась не в фасоне наряд, а в качестве ткани и количества дорогих украшений.

Интересно, что на древних изображениях видим індійку в основном полуголой, порой лишь в вузісінькому поясе, что служил скорее декором, чем нарядом. Современные же индианки невероятно застенчивые и старательно прикрывают свое тело.

Женщины в старину ходили с непокрытой головой, мужчины носили на голове тюрбан. И женщины, и мужчины делали на голове замысловатые прически. Бритоголовыми были только монахи и часть брахманов (последние все же оставляли на самой макушке чуб). Характерно, что на древних изображениях индейцы почти всегда усатые, но безбороді, тогда Адриан и Страбон уверяли, что мужчины отдельных индийских народностей носили бороду, причем красили ее в яркие цвета.

Индийцы в основном ходили босиком или в простых сандалиях. Только в Гималаях обували войлочные сапоги. Представители социальной элиты франтували в кожаных slippers, расшитых золотом и самоцветами.

Древние индийцы очень любили носить навесные украшения. Они напрягали свои пальцы массивными перстнями (женщины надевали их даже на пальцы ног), обвешивались ручными и ножными браслетами, ожерельями и бусами, оттягивали уши тяжелыми серьгами, как это делают и сегодня женщины в деревнях. Впрочем, носовых колец, без которых современная индианка не мыслит свою внешность, в ту эпоху не носили. Ношение украшений из золота, серебра, жемчуга, камней-самоцветов, слоновой кости, фаянса и тому подобное считалось в Древней Индии первейшим признаком солидности, поэтому даже бедняки нередко отказывали себе в самом необхіднішому, лишь бы приобрести несколько драгоценных безделушек. Для женщин украшения составляли особую ценность, потому что получили им как свадебный подарок от родные и были их единственным сокровищем.

Много внимания уделяли древние индийцы (и женщины, и мужчины) косметике, причем особенно любили ароматную пасту из растертого в порошок сандалового дерева. Женщины подводили глаза черной сурьмой, наносили лаком или краской на лоб мушку (тілаку) разного размера и нередко вычурной формы, красили губы, кончики пальцев на руках и ногах, ладони, даже ступни ног. Они охотно уквітчували себя на праздники гирляндами и венками, что делают и нынешние индианки.

Древние индийцы, как и нынешние, были вегетарианцами, но стали ими не сразу, а постепенно, с понижением в хозяйственной жизни страны роли охоты и животноводства, вызванным пренебрежительным отношением земледельцев к охотничьих и скотоводческих племен, ростом протеста в обществе против кровавых ведийских жертвоприношений. Первыми отказались от мясных блюд ігустельники и монахи, а из индийских мастеров - Ашока, которому подражали царедворцы. В конечном счете лишь люди физической .праці, то есть представители низших каст, оставили мясо в своем рационе. Индейцы употребляли много молока и молочных продуктов, использовали для приготовления многих блюд пряности, мед, фрукты. Они питались преимущественно сваренной на воде или молоке рисовой .кашею (ее приправляли маслом и сахаром), овощными супами, вареными бобами. Характерно, что на много пищевых продуктов в Древней Индии существовало табу, причина которого не всегда понятна. Запрещалось, например, потреблять мясо домашнего кабана и петуха, многих диких птиц, большинство видов рыбы, чеснок, лук, грибы и т.д.

Представители социальной элиты ели дважды надень (утром и вечером), буддийские и джайністські монахи - только раз в день (полудневали), а то пили соки и молоко, люди же физического труда не могли обойтись без трехразового питания, особенно во время полевых работ.

Индийские религии, прежде всего буддизм, решительно и бескомпромиссно осуждали пьянство, однако трезвый образ жизни в стране вели только жрецы и монахи, а основная масса населения употребляла изготовлены из виноградного сока, меда или сахарного тростника хмельные напитки, а также рисовую и ячменную водку. В государстве Маурьев существовала разветвленная сеть трактиров, закрытие которых авторы "Артхашастри" считали безнадежным делом, лишь рекомендовали ставить их на таком расстоянии друг от друга, чтобы любителям "зеленого змея" не хватало сил перекочевать для "дозаправки" в соседний трактир.

Сухопутная армия в Древней Индии (о индийский флот данных почти нет) состояла из четырех родов войск: колесниц, слонов (в литературе их еще образно называют "танками давности"), конницы и пехоты. Древнейшие двухколесные колесницы, запряженные парой лошадей, были рассчитаны на одного воина и извозчика, более поздние тяжелые четырехколесные, запряженные четверкой лошадей - на нескольких воинов, вооруженных длинными копьями, тризубцями. Колесницы были оружием индийских аристократов. В конце древней суток основной ударной силой индийского войска стали слоны, на спине которых розмішалося несколько воинов. На бивни слона надевались острые железные наконечники. Однако слоны не были грозой для вражеских армий, потому что их легко удавалось с помощью огня и других нехитрых средств поворачивать назад и заставлять топтать своих воинов.

Индийская конница также не славилась своими высокими боевыми качествами, была немногочисленной (в Индии через специфику тамошних природноклиматических условий коневодство почти не развивалось, лошадей приходилось покупать за бешеные деньги в Иране и Средней Азии).

Основным оружием индийского воина-пехотинца был огромный, выше роста человека, лук из дерева, бамбука и костяных пластин. Арриан уверял, якобы удара стрелы, выпущенной из такого лука, не выдерживало никакой тогдашнее защитное снаряжение (Індіка, XVI, 6). В бою использовались также длинные и короткие копья, пращи, метательные диски с острыми краями, длинные и короткие мечи, боевые топоры, трезубце, боевые молоты и обычные палки. Индийские войска были вооружены балістами (они бросали камни, стрелы и утыканные острыми шипами бревна), таранами. В Рамаяне упоминается и волшебное оружие, способна однісіньким ударом уничтожить сотни воинов, однако историки убеждены, что эта грозное оружие - поэтический вымысел, ибо если бы она существовала на самом деле, то ее непременно описали бы тогдашние греческие, китайские и арабские авторы.

Защитным снаряжением индийцам служили кожаные и деревянные щиты, шлемы, кольчуги и доспехи из кожи или ткани, что им были защищены также лошади и слоны.



Назад