Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Языки, письменность, образование


В древности в Индии существовало несколько десятков языков и множество диалектов, причем это беспрецедентное языковое разнообразие сохранилось в стране до сих пор (перепись 1971 г. зафиксировал наличие в ней 872 языков и диалектов).

По Ведийской эпохи в северо-западных регионах Индии распространился санскрит (термин означает "обработан", "культурный", "литературный") - речь индо ариев. Известно три разновидности этого языка, что дошло до наших дней почти без изменений: ведийский (речь древнейшей христианской поэзии индейцев), эпический (на нем составлен Махабхарату и Рамаяну) и классический (основной язык художественной, философской и научной литературы Индии). Во второй половине i тыс. до н. э. в стране было создано для нужд жрецов и политиков ряд искусственных языков, которые впоследствии проникли также в драматургию и литературу, их называют средне индийскими. Одна из средне индийских языков, магадхібхаша, стала государственным языком династии Маурьев (ею составлен большинство эдиктов царя Ашоки), другая, сваи, - на языке буддизма. В начале i тыс. н. э. в Индии появился еще один вид искусственных языков - пракриты, которые использовались в поэзии и театре.

С староіндійських языков самое большое историко-культурное значение имел, бесспорно, санскрит, с помощью которого, по словам С. Ф. Ольденбурга, "брахманы осуществили мирное завоевание Индии". Санскрит послужил интегрирующим фактором в культурном развитии страны, то есть выполнил ту роль, которая в Китае выпала на долю иероглифической письменности. "Говорить и даже писать можно было будь-якою мовою и каким угодно письмом... однако если речь шла о литературу и науку, то здесь основным языком, общим для всех, был санскрит", - отмечал С. Ф. Ольденбург.

Характерно, что языковое разнообразие мало в стране не только этническую, но и социальную основу. В языке проявлялся социальный статус человека, его кастовая принадлежность. В спектакле каждый персонаж (царь, полководец, брахман, гетера, сторож, евнух и т.д.) произносил реплику или монолог на "своем" пракрити. Языковая градация проникла даже в семье - мужчина разговаривал дома "благородным" санскрита, а жена - пракритом, который считался третьесортной языке.

Многоязычность отразился и на письменности в Индии, ведь каждый язык имела свою письменность. В одном из ранних буддийских трактатов упоминались 64 разновидности индийского письма, каждый из которых использовался для отдельного языка.

Древнейшая индийская письменность сложилась еще в эпоху Хараппы, то есть в III тыс. до н. э. Этим письмом, что его условно называют протоіндійським, было выполнено до сих пор не прочитанные надписи на более тысячи печатей и амулетов. Протоіндійська письменность прекратила свое существование вместе с гибелью хараппської цивилизации, поэтому историю индийского письма в трудах лингвистов открывают более поздние тексты, датированные серединой i тыс. до н. э. Они составлены санскрита - языке индоариев. Древнейшими такими текстами были едикти царя Ашоки, где использованы два разные алфавиты древнеиндийского письма: кхароштхи (назван по имени своего создателя - Кхароштха) и брахме (его автором традиция называет бога Брахму). Лингвисты считают, что эти алфавиты происходят от семитского ли староперського письма. Кхароштхи появилось позже брахми. Оно читалось справа налево и было похоже по форме знаков на арамейское письмо V в. до н. э. Это письмо называют еще индо-бактрійським (оно встречается на монетах индо-греческих и индо-скифских царей). Брахми, происхождение которого остро дискутируется в науке, сперва читали, как и кхароштхи, справа налево, но впоследствии, начиная с надписей царя Ашоки, его стали читать уже в обратном направлении. Брахми вытеснило письмо кхароштхи и положило начало более поздние письменности Индии (гупта, саккське, уйгурське письмо и т.п.).

Письменность в Индии на протяжении веков использовалась почти исключительно для нужд делопроизводства, а вся религиозно-философская, научная и художественная литература передавалась из поколения в поколение в устной форме более того Дндійці даже торговые операции оформляли письменно очень редко, купечество удовлетворялись устному договору, который в этой "стране тысячи чудес" имел, на искреннее удивление европейцев, юридическую силу.

Образование в Древней Индии долгое время имела форму мнемоники, то есть заучивание текстов наизусть. Нужны тексты диктовал ученикам учитель. Ученики визубрювали наизусть грамматику Панини и словарь санскритских синонимов, а также ряд других фолиантов, причем так, чтобы можно было цитировать их с любой фразы.

В первые века нашей эры в стране появились первые буддийские университеты, в которых студенты изучали религиозно-философские доктрины, грамматику, медицину, логику и т.д. Больше всего славился университет в Наланді, что сгорел 655 г. во время политических неурядиц.. В Наланді обучалось около 8 тыс. студентов, работало свыше 1,5 тыс. викладачів.1 Конкурс в этот буддийский учебное заведение составлял 4-5 человек на место.

В Наланді применялась интересная методика поощрения студентов к овладению наук. Китайский путешественник Сюань Цзан, который посетил этот университет в VII в. н. э., сообщал: "Віная (Лю), беседы (Лун), сугри (Кин) - все это буддийские книги. Тот, кто может дать полное объяснение одной категории этих книг, освобождается от власти кармадани (закон возмездия человеку по делам). Если он может объяснить содержание книг двух категорий, то достает, кроме этого, одно из верхних мест или комнату на верхнем этаже. К тому, кто может дать объяснения относительно трех категорий книг, приставляют разных слуг, которые должны служить и повиноваться ему. Поэтому, кто может объяснить четыре категории книг, прислужують "чистые люди" - сторонники из-среди мирян. Тот, кто может объяснить пять категорий канонических текстов, получает целый эскорт прислужников... Если кто-нибудь... обнаружит на диспуте особое красноречие, тонкий аналитический ум, глубокое понимание предмета и наклон до логического мышления, его сажают на слона и торжественной процессией в окружении многочисленной свиты сопроводят к воротам монастыря. А если кто-нибудь из участников диспута сбивается в доведеннях, говорит бедной языке, прибегая к невишуканих высказываний, или нарушает законы логики, что соответственно отражается в его словах, ему разрисовывают лицо красной и белой красками, вываливают в пыли и грязи и заносят в какое-нибудь глухое место или бросают в канаву".



Назад