Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Литература


Литература Индии - понятие собирательное, ведь она состоит из многих разноязычных литератур многочисленных индейских племен и народов. Литературоведы сравнивают ее с баньяновим деревом, которое разрастается от одного корня в настоящий лес. Древний период этой одной из самых древних литератур мира датируется началом II тыс. до н. э. - в середине i тыс. н. э.

Древнейшей является санскритомовна литература, которую открывают тексты Вед, прежде всего найзріліші в художественном отношении гимны Ригведы, посвященные богам индоариев.

Видное место в староіндійській литературе занимают большие эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна, которые всегда пользовались в стране исключительной популярностью и очень повлияли на традиции, мировоззрение и мораль индийского народа. Древнеиндийский эпос отразился также на духовной культуре ряда других народов Юго-Восточной Азии, так что они даже считают его своим культурным достоянием.

Традиция называет авторами Махабхараты и Рамаяны легендарных поэтов В'ясе и Вальмики. Однако, по мнению литературоведов, хоть историчность этих индийских бардов можно признать, все же традиция приписывает им авторство эпических поэм только потому, что они были величайшими "в длинной шеренге рассказчиков, которые передавали поэмы из уст в уста и из поколения в поколение".

Главные сюжеты этих шедевров мирового эпоса, скорее всего, имеют историческую основу. Махабхарата, наверное, сохранила память о міжплемінну войну XI-X вв. до н. - е., а Рамаяна - о вражде между індоаріями и местными дравідами. Исторический фон обеих поэм, понятное дело, измененный до неузнаваемости, однако это можно объяснить тысячелетним разрывом между эпохой составления поэм и описанными в них событиями.

И Важное место в развитии санскритской литературе принадлежит обширной буддийской литературе, расцвет которой начался в эпоху Маурьев одним из характерных жанров этой проповеднической литературы является джатаки - рассказы о жизненный путь Будды, его 550 воплощений. Эти оригинальные произведения, написанные прозой и стихами, нередко завершаются поучительной сентенцией, например такой:

У женщин тех лукавых Правды отнюдь не найдешь. Поведения их не знаешь, как Будто движение рыбы в водах, им ложь за правду правит, За ложь им правит правда... Хитрые те женщины, как змеи, Сладко так разговаривают, А единственное только знают, Как мужчин обманывать.

Нередко джатаки, не обмежуючися мелкой бытовой моралізацією, нарушали важные социально-этические проблемы, причем непременно пропагандировали идею непротивления злу. Уже в Древней Индии джатаки приобрели немалую популярность. Выйдя из народного фольклора, они стали неисчерпаемым источником сюжетов для искусства и позднейшей литературе, причем не только индейцев, но и других народов Юго-Восточной Азии, которые восприняли буддизм.

В конце i тыс. до н. э. - в начале i тыс. н. э. в Индии зародилась ранняя авторская поэзия! Самым выдающимся лириком Древней Индии считают Калідасу, которого европейцы больше знают как драматурга. Ученые еще не установили, когда жил Калідаса: во II-i в. до н. э. или в IV-V вв. н. э.

Все легенды о Калідасу подчеркивают его необычайной одаренности. Вот одна из таких легенд. У одного брахмана была очень образованная дочь, которая отказывала всем женихам, ибо они показались ей недостаточно умными и образованными. Однажды у отца капризной красавицы лопнуло терпение; он сам себе поклялся, что отдаст дочь за самого глупого юношу, чтобы тот лишь принадлежал к варны брахманов. Вскоре такой жених случился (он показал свою тупость тем, что, устроившись на ветке дерева, пилил ее между собой и стволом...). Справили свадьбу, однако девушка быстро убедилась, что ее муж круглый неуч и дурак, и показала Ему на дверь. Несчастный юноша решил набраться ума в школе, однако стал там общим посмешищем. Однажды школьники подговорили юноши провести ночь в храме страшной богини Кали, которой приносили человеческие жертвы. Юноша не ведал страха и пошел в храм этой богини. Чтобы засвидетельствовать свое пребывание в храме, он намазал руки сажей и намеревался оставить отпечаток на статуи богини. Юноша не знал, что этим он смертельно обидит и опозорит богиню. Чтобы удержать юношу от его ужасного намерения, Кали сама предстала перед ним в храме, однако юноше было безразлично, кого мазать сажей - статую или живую богиню... Тогда Кали пообещала, что исполнит любое желание юноши, лишь бы он оставил ее в покое. Юноша потребовал, чтобы его сделали самой мудрой человеком в мире - и несколько удивлена богиня поклялась, что отныне юноша будет знать содержание всех книг, страницы которых он перевернет за ночь. Юноша сразу же направился в кабинет своего учителя и приступил к работе. Под утро он заснул уставший, и когда начался урок и учитель допустил ошибки в толковании санскрита, юноша сквозь сон поправил его. Оказалось, что он назубок знал грамматику Панини! Так вот, эта легенда распространяет мнение о божественном происхождении таланта Калидас и в то же время объясняет происхождение его имени - "Слуга богини Кали".

Разобраться в литературном наследии Калидас непросто, потому что в Древней Индии поэты-начинающие имели привычку подписывать свои произведения именами прославленных авторов, поэтому к имени Калидас "прилипло" минимум 20-30 чужих произведений. Думают, что он написал три поэмы (две эпические и лирическую) и столько же драм. Лейтмотивом его лирики было воспевание любви и природы.

До самых выдающихся индийских лириков принадлежит также Бгартріхарі (VII в. н. э.) - автор коротких лирических стихотворений, объединенных в три сборники-шатаки. Его стихи были чрезвычайно популярными в стране. В них нарисована широкая картина общественной жизни, трагический конфликт человека с обществом:

Помогают добрые люди прочим, несмотря на себя, Обычные люди - кто не вредит их делам. То уже черти, не люди, что себе на пользу другим вред оказывают. А что за люди те, что вред наносят без пользы для себя?

Вершиной санскритской литературы все же является ее драматургия самые Древние индийские драмы (они сохранились лишь фрагментарно) принадлежат Ашвагхоші. Уцелели жизнерадостные и немного лукавые пьесы Бхаси, в которых, кстати, есть акты насилия (более поздняя санскритское драматургия уже чуралась любой трагедийности). Заметную роль в развитии индийской драматургии сыграла также творчество Шудраки - автора найреалістичнішої санскритской пьесы "Глиняная повозка", Вішакхадатьї - мастера политической драмы. Но наибольший вклад в развитие этого жанра сделал большой Калідаса. Его пьеса "Шакунтала" переведена на многие языки и принадлежит к шедеврам мировой литературы. Произведения Калидас, прежде всего "Шакунтала", - настоящий гимн женственности и любви, оказали огромное влияние на индийскую литературную классику, служат предметом подражания для многих нынешних индийских литераторов.

УИ в. до н. э. - III в. н. э. в Индии возникла тамильский поэзия. Она самобытна и по форме, и по содержанию, хотя и подверглась воздействию санскритской литературы: Эмоциональные дравіди не восприняли спокойного северо индийского литературного канона и в своей поэзии соединили эротику с мистикой. Этот литературный стиль впоследствии прижился и на Севере Индии - родине санскритской литературы.

Богатое и самобытное литературное наследие Древней Индии благотворно повлияло на художественную словесность многих народов Востока и даже Заходу2Не случайно ряд староіндійських литературных произведений удалось обнаружить в тибетских, китайских и персидских переводах.



Назад