Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Архитектура и искусство


Искусство Древней Индии постепенно сложилось как синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Оно, разумеется, подверглось влиянию иностранных художественных стилей, однако ничуть не утратило своей неповторимости.

Скульптурных, а тем более архитектурных памятников хараппської и ведийской эпохи сохранилось очень мало. Вероятнее всего, тогдашняя архитектура имела простые и строгие формы, ведь по крайней мере снаружи дома Хараппы и Мохенджо-Даро не имели никаких декоративных элементов. Древнейшее искусство скульптуры и глиптики (каменные, терракотовые и бронзовые статуэтки и печати, назначение которых не выяснено, гончарные изделия) развивалось в реалистическом стиле и показал высокие художественные вкусы его создателей.

Расцвет древнеиндийской архитектуры и искусства пришелся на эпоху Маур7в и на "золотой возраст Гуптов".

За суток первых индийских империй в стране осуществлялось интенсивное дворцовое строительство, однако царские дворцы возводились из дерева и поэтому не сохранились. Как уверяли иностранцы (в основном китайские верующие-буддисты), были они такими величественными и роскошными, что их строительство не обошлось без участия джиннов. Тогда же расцвела буддийская храмовая архитектура, которая была, в отличие от дворцовой, каменной, поэтому отчасти сохранилась. Древнейшие ее достопримечательности - ступы, в которых хранились буддийские реликвии (части тела Будды и буддийских святых). Куполообразная ступа, прообразом которого был, пожалуй, земляной могильный холм, символизировала пустоту, изменчивость и иллюзорность земного бытия (внешне ступа похожа на водяной пузырь возникает и тут же лопается во время дождя).

В III в. н. э. близ ступ и мест кремации буддийских святых началось строительство скальных храмов чайтья и монастырских келий віхара. Они вирубувались в скале методом "внутренней резьбы": сначала вырубалось помещения, а затем в его стенах - скульптурные изображения Будды и святых. Фасад храма по всей плоскости украшался рельефами, колоннами, особыми "солнечными окнами, через которые дневной свет проникал в храм. Когда храм становился тесным для монахов, рядом с ним вырубали новые пещеры, в результате чего возникали целые пещерные комплексы.

Один из самых древних храмовых комплексов (он, кстати, лучше всего сохранился) возведен в Карле, на юго-восток от современного Бомбея. Он состоит из центральной пещеры глубиной почти 38 м и настоящего городка с вырубленных в скале глухих келий-вихар, в которых монахи пережидали сезон дождей. Но самым известным храмовым комплексом является Аджанта в Махараштре - 29 скальных пещер в горном обрамлении реки Вахуари. Аджанта прославилась благодаря своим замечательным росписям, о которых речь пойдет отдельно.

Расцвело в древних индийских империях также искусство скульптуры. Скульпторы воспроизводили в камне сюжеты с джатак (они, в частности, доминируют на резных воротам-торанах ступы в Санчи), ваяли статуи якш и якшинь - богов плодородия, охранников бога богатства Кубера.

В южной столице Кушанської империи - Матхура, где сложилась самостоятельная художественная школа, скульпторам охотно позировали для создания статуй якшинь местные куртизанки, которые принимали участие в финансировании строительства алтарей и храмов. Такие статуи уже мало что роднило с мифическими образами якшинь, у них доминировала эротика. Скульпторы из Матхуры вообще любили украшать храмы изящными эротическими сценами, рядом с которыми эротика других художественных школ давности выглядит убого. Каменная порнография отдельных индийских храмов порожденная сильным сексуальным мистицизмом индийских религий, от которых искусство целиком зависело.

В маурійський период возникла традиция сооружения в местах, связанных с биографией Будды, и на путях паломников в буддийских святынь резных колонн стамбхів. Двухметровую капитель одной из таких колонн (ее поставили в III в. до н. э. в Сарнатхі, на месте первой проповеди Будды) украшают протоми (фигуры, сросшихся спинами) львов. "Лев'яча капитель" - произведение глубоко национальный по форме и содержанию, поэтому ее изображение стало гербом Республики Индия.

В первые века нашей эры в Гандхари под влиянием эллинистических художественных традиций сложилась местная художественная школа, что ее называют "греко-буддийской" или просто гандхарською. Она отличалась переносом буддийских сюжетов в греко-римскую пластика. Именно в Гандхари впервые появилась (вероятнее всего, в i в. н. э.) иконография Будды, заступившая изображения буддийских символов: "колеса закона" (чакра), "священного дерева" (бодхи), "зонтов", ступней, трона и т.д. Будду изображали с его 32 каноническими признакам: оттянуты мочки ушей, характерная выпуклость на темени (признак высшей мудрости), метка между бровями (символ великой духовной силы), короткие волосы на голове, скрученное в локоны (символизировали движение солнца и вечность), нимб и т.д. Лицо Будды максимально ідеалізувалося. Было разработано сложную символику положений рук и пальцев (мудрый): каждый жест бога нечто символизировал. Будду изображали в трех канонических позах: сидячей (в состоянии глубокой медитации), стоячей (Будда собирается произносить проповедь) и лежащей (момент перехода в нирвану). Махаяністи считали, что чем большая статуя Будды, тем лучше она передает величие божества (и сильнее влияет на верующих), поэтому нередко создавали каменные и медные колоссы, рядом с которыми древнеегипетские колоссы выдавались бы не такими уж и величественными*. В эпоху Гуптов скульпторы изображали отдельных богов багаторукими и багатоногими, пытаясь таким образом передать их сверхчеловеческую силу и могущество.

Развивалось в Древней Индии и живопись, (которое упоминается еще в Ригведе. Рамаяна и более поздние буддийские тексты сообщали, что индийская знать украшала свои апартаменты настенной росписью и станковой живописью. Существовал в стране также культовый живопись, однако он служил лишь придатком сакральной архитектуры. К сожалению, из произведений древнеиндийского живописи сохранились только всемирно известные росписи 16 пещеры Аджанты, выполненные в "золотой век Гуптов". Эти росписи воспроизводят в основном сюжеты джатак и проникнуты глубоким религиозным духом. Однако наряду с сонмом религиозно-мифологических персонажей в них нашлось место для изображений раджей, цариц, принцесс, вельмож, иностранцев, монахов, астрологов, поэтов, слуг, нищих, чисто декоративных мотивов. В росписях Аджанты присутствуют также бытовые мелочи, скажем, 240 видов женских причесок. Все это "заземляе" фрески Аджанты, придает им дополнительную обаяния. В них бушуют человеческие страсти, они проникнуты любовью к человеку, отчетливо звучат их национально-патриотические мотивы. По выражению индийского писателя X. А. Аббаса, в Аджанті "и ныне в глубокой тьме ночи пылает факел жизни".

Значительных успехов в Древней Индии достигло и прикладное искусство, прежде всего, ювелирное и резьба по кости. Изделия индийских ювелиров и резчиков по слоновой кости получили международное признание.

Завершая краткий обзор древнеиндийского искусства, отметим, что оно далеко от религиозного пуританства (хотя влияние религии на него оказался с удивительной "силой) (и, по словам английского індолога А. Бешема, "в основном черпало вдохновение не в постоянном стремлении к абсолюту, а в захвате миром, который открывался перед глазами мастера, в чувственном життєлюбстві, в ощущении роста и движения, так и присущих органических для всего живого на земле".



Назад