Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Театр, музыка


Еще за Ведийского периода в Индии разыгрывались просто неба театрализованные представления. В начале нашей эры в стране появились первые небольшие театральные помещения. Декораций у них не было, театральный реквизит - чрезвычайно скуден, их заменяли другие артистические условности: определенная походка, мимика, жестикуляция и т.д.

Большое внимание уделялось музыкальному оформлению спектаклей. Однако в отличие от современных индийских спектаклей, которые, по мнению европейских театралов, перенасыщены пением, в староіндійських монологи и диалоги артисты декламировали или читали певучим голосом, но не пели. Примечательной особенностью древнеиндийского театра была Его склонность к мелодраме и патетики, присущих и нынешнем театральному искусству страны. Трагические сюжеты не допускались на сцену из тех соображений, что трагического хватает и в реальной жизни.

Театр был чрезвычайно популярным в Древней Индии, особенно среди интеллигенции, однако профессия артиста не принадлежала к престижных, считалась "подлой", сами же артисты были шудрами.

Древние индийцы говорили: "Тот, кто не знает ни музыки, ни литературы, ни другого искусства, не человек, а скотина, хотя он не имеет ни хвоста, ни рогов". Музыка играла в их жизни важную роль. Искусством профессиональных музыкантов и танцовщиков тешили себя раджи И вельможи, а в индийских мифах не чурались этого развлечения и боги, которым служили небесные музыканты и танцовщицы.

О развитии древнеиндийской музыкальной культуры рассказывает трактат Натьяшастра, составленный, скорее всего, в первые века нашей эры. Он свидетельствует, что на то время в стране уже существовала хорошо отработана музыкальная система, которая позже легла в основу индийской классической музыки.

Слух европейца индийская мелодия поражает своей экзотикой. В звукоряде индийской гаммы есть много полутонов и даже чвертьтони. Индийские мелодии классифицируются по рогами - определенной последовательностью пяти и более тонов, которые составляют основу мелодии. Каждая para имеет свою эмоциональную нагрузку, символизирует радость, веселье, любовь, спокойствие, страх и т.д. Существуют раги "утренние", "дэнни", "вечерние"*. Древнеиндийские мелодии лишены гармоничной основы и базируются на ритме ударных инструментов. Важной особенностью древнеиндийской музыки является также то, что музыкант в ней - всегда импровизатор. Он выполняет ключевую музыкальную фразу, а потом без конца варьирует ее, причем каждый раз по-новому, так что каждое исполнение одной и той же мелодии является неповторимым.

Древние индийцы создали ряд музыкальных инструментов, наиболее распространенным из которых была похожа на древнеегипетскую лиру вина. Музыканты играли на флейте, других язычковых и ударных инструментах.

Развивалось в Древней Индии также искусство вокала. Пение чаще всего был вариацией простой мелодии, которая сводилась буквально до единственного музыкальной фразы.

Индийское искусство танца на протяжении веков мало изменилось. В древних танцах также основную роль играли музыкальный ритм и жесты, причем в танце принимала участие практически каждый участок тела танцора или танцовщицы. Малейшее движение мизинца ли брови рассказывал засекреченном в секреты этого искусства целую историю. Больше всего поражает в индийском танце позиция рук танцовщика - мудрая. Самым лишь сложным кодом положений своих рук и пальцев он передавал широкую гамму эмоций, взволнованно рассказывал о различных событиях из жизни богов, людей, животных.

Искусство индийского танца очень сложное. На овладение им потребувалися годы напряженного труда. Поэтому в Древней Индии танцы всегда выполнялись профессионалами. Социального табу на этот вид развлечений в глубине веков, кажется, не существовало (их цуралося только жречество).



Назад