Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Состояние источниковой базы


Современные китаїсти не могут пожаловаться на отсутствие надежных источников по древней истории Китая. Источники эти делятся на две основные группы: древнекитайские письменные памятники и материалы археологических раскопок. Сообщений иностранцев о Древний Китай не существует, потому что европейцы не посещали эту страну и мало что знали о ней. их представления о Древний Китай основывались в основном на неясных слухах.

Самыми ценными для китаїстики есть письменные источники, которые относительно хорошо датируются и рассказывают об весь древний период китайской истории, то есть и о древнейший, хуже отражен археологией. Этот корпус источников делится на следующие группы: достопримечательности эпиграфике, научные

(политические и философские) трактаты, исторические произведения, юридические тексты и материалы официального делопроизводства.

Древнейшая китайская епіграфіка датируется XIII-XI вв. до н. э. и касается рассветной суток древнекитайской цивилизации. Это вопрос к оракулу, выцарапанные на костях жертвенных животных и панцирях черепах. Крестьяне провинции Хэнань, которые обнаружили эти письменные памятники во время земляных работ, называли их "кости дракона" и считали целебными. Они сбывали эти "кости дракона" пекинском провізору, от которого о них случайно узнали ученые. В настоящее время известно более 100 тыс. этих ценных памятников эпиграфике, что рассказывают о хозяйственную жизнь и общественную организацию государства Шан-Инь. В научный оборот их привлечено менее чем половину.

Не намного моложе шан-іньські надписи для гадания является сжатые надписи на ритуальных бронзовых сосудах, которые датируются концом II тыс. до н. э. - в середине i тыс. до н. э. Они выполнялись на заказ чжоуських аристократов по случаю какой важного события в жизни заказчика (возвращение живым-здоровым из военного похода, повышение в чине и т.п.). Эти оригинальные, как все китайское, тексты (их сохранилось около двух сотен) были проработаны еще средневековыми китайскими учеными.

Ценным историческим источником является китайская классическая литература, прежде всего книги, написанные или упорядоченные Конфуцием. Среди них историческая хроника Чуньцю - "Весна и осень", комментарии к ней Цзочжуань - "Комментарии Цзо", сборник нев'янущої древнекитайской народной поэзии Шіцзін - "Книга песен" - правдивая энциклопедия быта и обычаев древнекитайских племен на заре цивилизации, исторический трактат Шуцзин - "Книга истории" (его еще называют Шаншу - "Книга Шан"), исторический сборник Гоюй - "Речи царств", княжеский летопись Чжушу цзінянь - "Бамбуковые анналы" и др. Используя эти книги как источник исторической информации, следует помнить, что их текст неоднократно исправлялся в духе ортодоксального конфуцианства.

Историческую информацию находим также в работах древнекитайских политиков и философов, которые имели привычку в подтверждение своих рекомендаций в сфере государственной политики приводить примеры из далекого прошлого страны, очень ідеалізованого ними, даже отчасти сакралізованого.

Социально-экономические процессы в первых китайских империях подвергаются реконструкции на основе материалов тогдашнего делопроизводства и юридических памятников (законы царства Цинь, почти 30 тыс. "деловых бумаг" ханской суток).

Однако самым ценным историческим источником является труда древнекитайских историографов, прежде всего фундаментальные "Исторические записки" (Ши цзи) "отца китайской историографии" Сыма Цяня. Выдающийся ученый создал "Исторические записки" на базе письменных источников, фольклорного материала и собственных наблюдений. К источникам он относился критически, потому что хорошо знал, кто, зачем и как их составлял. Следует подчеркнуть, что историю своей родины Сыма Цянь освещал согласно собственного понимания исторического процесса, будучи уверенным, что существуют объективные законы развития общества, которые не зависят от людей. Продолжил изложение древнекитайской истории (Сыма Цянь довел его до конца III в. до н. э.) придворный историограф ханского императора Бань Гу труда в Цянь Ханьшу - "История Ранней Хань" (если быть точным, то этот фундаментальный труд писала целая семья Бань в составе отца, двух сыновей и дочери). "История Ранней Хань" отличается от Симацянівських "Исторических записок" прежде всего своей концептуальной основой, выдержанной в духе не лаосских идей, а ортодоксального конфуцианства. В ней нередко цитируются документы ханьской эпохи, много внимания уделено соседним племенам и народам, которые тогда еще не имели своей письменности. В V в. н. э. увидела свет труд историка Фань "История Поздней Хань" - Хоу Хань-шу, построена на богатом фактическом материале (в ней, кстати, впервые речь шла о выдающихся китаянок).

В конце XIX - начале XX вв. представители "гіперкритичного метода" в джерелознавстві, для которых даже Геродот был "отцом лжи", выражали недоверие к сообщений древнекитайских историографов, однако археологи вскоре довели беспочвенность их сомнений.

Китаїсти пользуются также материалами нумизматики, сфрагистики, фольклора и мифологии и, конечно, памятниками материальной культуры, добытыми лопатой археолога.



Назад