Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Китай суток Восточного Чжоу: на политическом распутье


Через то, что чжоусці под натиском напівкочових племен жунів перенесли свою столицу в 770 г. до н. э. на восток, период VIII-III вв. до н. э. историки назвали Восточным Чжоу. Его, в свою очередь, делятся на два отдельные периоды: Ле Го (или Чуньцю) - VIII-V вв. до н. э. и Чжань Го - V-III вв. до н. э.

В эпоху Восточного Чжоу этнически неоднородно населения Китая через нарастающую агрессивность "варваров", то есть соседей-кочевников, синтезировалось в единственный китайский народ - хуася (или чжуся). Этническая консолидация происходила в условиях политического кризиса в стране. Центральная власть катастрофически уменьшалась, причем этот процесс в значительной степени был вызван внутренними неурядицами в правящем доме чжоуського вана, сокращением царского землевладения. Князья-чжухоу вели себя все наглее, тем более, что ван должен был обращаться к ним за помощью в борьбе против непокорного окружения. Лицемерно прикрываясь лозунгами "заставить всех уважать чжоуського вана" и "ликвидировать угрозу со стороны варваров", они начали ожесточенную междоусобную борьбу, которая не предвещала ничего утешительного стране.

В VII в. до н. э. один из удельных князей провозгласил себя гегемоном и этим подал пример для других власть имущих. В кровавом состязании за политическое лидерство гегемоном становилось то одно, то другое царство... Реально в VII-VI вв. до н. э. на эту роль претендовали пять царств: Цинь, Эти, Сун и, особенно, Цзинь и Чу. Сначала политическая фортуна была благосклонна к Чу, обладатель которого вызвал политическое замешательство среди конкурентов тем, что, махнув рукой на лозунг "заставить всех уважать чжоуського вана", которое всем набило оскомину, присвоил себе титул вана, то есть провозгласил себя независимым обладателем. Царство Цзинь добилось политического реванша только в 575 г. до н. э. Азарт борьбы за власть в Китае дошел до края, даже царства В и Юэ, которые ранее не вмешивались в политическую игру, теперь столкнулись в смертельном поединке. В конце V в. до н. э. политический разгром в Китае усилился: царство Цзинь распалось на три самостоятельные государства (Чжао, Вэй и Хань) - и на роль гегемона претендовали уже семь царств: четыре центральные (Чжао, Вэй, Хань и Эти) и три периферийные (Янь, Чу и самое молодое Цинь).

Царство Цинь, которое мало богатейшие залежи железной руды, было расположено на северном западе страны, в бассейне реки Вэй. Обширное царство Чу с этнически однородным населением находилось на юге страны, в соседстве с вьетнамскими государствами; царство Эти, которое задавало тон в культурной жизни Китая (именно в нем возникла академия Цзіся - первый китайский высшее учебное заведение) - на востоке страны; царство Чжао - западнее от заворота реки Хуанхэ; царство Вэй - в центральной частиш бассейна этой реки; царство Янь - на юго-востоке Китая, а самое слабое и беднейшее царство Хань лежало в гористой местности долины реки Хуанхэ и находилось в окружении врагов-соседей, поэтому должно было раз в раз переносить свою столицу.

Претенденты на роль гегемонов только то и делали, что заключали между собой военно-политические союзы по вертикали (с севера на юг) и по горизонтали (с востока на запад). В конце концов, шесть из них ополчились против на пол варварского царства Цинь, однако сделали это, как увидим далее, поздно.

Характерно, что именно в смутный период Восточного Чжоу в Китае происходили важные социально-экономические сдвиги. Страна окончательно вступила в возраст железа, в середине i тыс. до н. э. в ней уже действовало свыше 5 тыс. ищенко, преимущественно железоделательных. С помощью железных орудий труда населения расчистило под пашню огромные лесные массивы в бассейне реки Хуанхэ, имело осушило тамошние болота. Однако стремительное наступление на природу, как уже упоминалось, привел к экологической катастрофе. Китайцам пришлось приступить к широкомасштабному ирригационного строительства. В стране в III в. до н. э. было построено три крупные ирригационные системы, настолько совершенны, что они служат китайцам до сих пор. Благодаря ирригации, а также появлению частной собственности на землю и земельного налога производительность китайского земледелия очень возросла, что способствовало общему экономическому процветанию страны. Резко изменился характер китайского животноводства. Если раньше скот использовали для жертвоприношений в храмах, то в східночжоуську сутки ее держали как тягловую силу. Достиг новых успехов ремесленное производство, оживилась торговля, укреплялись хозяйственные связи между регионами, в стране было построено более 500 новых городов - втрое больше, чем за все предыдущие времена. В крупнейших городах насчитывалось по 250-350 тыс. жителей.

Освоение целинных земель и соответствующее расширение посевных площадей обусловили бурный рост народонаселения в Китае. Демографы считают, что сельское население Восточного Чжоу достигло 10-20 млн. человек и что в стране, очевидно, чувствовалось аграрное перенаселение.

Радикальные изменения произошли и в системе общественных отношений Китая. В частности, в ряде царств прекратился регулярный передел общинной земли, которая становилась наследственной собственностью отдельных семей (сначала садкова и городня, а затем и полевая). Частной собственностью и становилась земля целинная. В начале VI в. до н. э. в царстве Лу был введен земельный налог, вскоре это было сделано и в ряде других царств. Следствием такой политики стало ускорение имущественного и социального расслоения крестьянства. Захудалый прослойка крестьян работал на общинное верхушку. Государство также не упускала своего, увеличивая размер налога, который временами достигал 2/3 урожая. Все же налогообложения не привело к превращению общинного земельного фонда на царскую собственность, а крестьян - на царских подневольных людей. Сельская община с ее органами самоуправления сумела отстоять свои автономные права.

Во главе сельских и городских общин стояли старейшины - фулао, что их выбирали рядовые общинники, коллегия трех главных старейшин - сіньлао (впоследствии функции и само название этого триединого органа общинного управления перебрала одно лицо), староста - лічжен. Эти общинные органы могли творить суд, даже приговаривать к смертной казни, вести международные переговоры, вмешиваться в ход борьбы за царский трон.

Непомерно высокие налоги в аграрном секторе экономики во многих отбивали охоту копаться в земле, немало бывших аграриев ушло в более прибыльную торговлю, что приводило к опасным перекосов в хозяйственной жизни. В общественном производстве росла доля рабского труда. Рабы рекрутувалися преимущественно из военнопленных и преступников, долговая же рабство тогдашняя мораль осуждала. Характерно, что государство вращала во временное, пожизненное или наследственное рабство не только самого правонарушителя, но и его родственников и лиц, связанных с ними круговой порукой.

В конце VI в. до н. э. в царстве Цзинь появились первые писаные законы, которые, по словам В. Малявина, "всколыхнули всю Поднебесную". Они лучше регулировали общественные связи, чем традиционное обычное право, и были настолько взрослая, что учитывали сопутствующие обстоятельства при совершении преступления. Руководствуясь этими законами, китайские суды приговаривали к наложение позорного клейма, ампутации носа, ступни, кастрации или смертной казни. От любого из этих наказаний можно было откупиться, однако размер выкупа был по карману только богатым. Правонарушителей в Китае не хватало, если учесть, что преступлением считалось там даже "убожество через лень".

Итак, старокитайське общество суток Чуньцю и особенно Чжань Го развивалось динамично. Однако политическая смута делала невозможным реализацию всего социально-экономического потенциала страны. Ирригационное строительство в условиях политической нестабильности велось в разных регионах-не согласовано, в результате чего ирригационные работы в одном царстве приводили к страшного паводка в соседних царствах. Случалось, что одна из воюющих сторон умышленно разрушала дамбы на территории противника, чтобы затопить ее.

Многочисленные таможни препятствовали нормальному ведению торговли на внутреннем рынке. Но самым страшным последствием кровавых междоусобиц было то, что погибала сила-силенна народа, ведь китайские генералы словно соревновались между собой, кто из них больше вырежет мирного населения. Так, после боя при Іцюй в 293 г. до н. э. победители отрубили головы 240 тыс. пленных, а после боя при Чанпіні живьем закопали 400 тыс. человек. Военные жернова перемалывали целые армии. Жизнь человека в Китае было совсем обесценено. Все это делало китайское общество пороховой бочкой, порождало поезд населения к сильной власти, требовало радикальных общественно-политических реформ.

Следует также отметить, что в реформировании общественной жизни была заинтересована прежде всего царская власть, недовольна и обеспокоена тем, что родовая аристократия пыталась взять на себя управление государством, даже организовывала дворцовых переворотов. В политической борьбе с влиятельной аристократией цари искали поддержки в нуворишей - разбогатевшей на торговле общинной верхушки, которая яростно завидовала родовой знати И стремилась ее власти и титулов. В отдельных царствах обладателям удалось провести с помощью такого политического альянса радикальные общественно-политические реформы, причем особым радикализмом они отмечались в царстве Цинь.

Реформы в царстве Цинь осуществил в IV в. до н. э. по совету своего чиновника Шан Яна обладатель Сяогун, в историю они вошли как "реформы Шан Яна". Шан Ян ускорил объективный процесс разрушения земледельческой общины, в законивши частную собственность на землю. Он заменил налог с урожая земельным налогом, что стимулировало хлебный труд и гарантировало твердый прибыль государству. Реформатор обязал глав патриархальных семей разделить семейное имущество между всеми детьми и этим взорвал патриархальную семью - основу клановой организации, на которой строила свое благосостояние аристократия. Чтобы предотвратить массовое разорение крестьян купцами и ростовщиками, Шан Ян попытался искусственно ограничить торговлю и ростовщичество, однако это ему не удалось, имущественная поляризация в обществе продолжалась. Было ликвидировано систему наследственных рангов, их место заняли рангах знатности, которые оказывал царь за заслуги перед государством (главным образом за доносы и военные победы), а впрочем, их можно было просто купить. Шан Ян разрушил систему наследственных владений чжухоу, поделив царство на уезды, что ими руководили царские чиновники, а уезды, в свою очередь, на "пятерки" и "десятки" - самые мелкие административные единицы в составе пяти или десяти семей, связанных круговой порукой. Было реформировано также армию, командование которой принял на себя Шан Ян. Ядром войска вместо малоэффективных боевых колесниц стала мобильная наймана кавалерия, воины вооружались железным оружием. В армии воцарилась строгая дисциплина, подкрепляемая круговой порукой. Обществу навязали систему доносов, круговой поруки, тотального полицейского контроля, одним словом - тоталитарный режим.

Родовая аристократия и купечество попытались оказать сопротивление военно-бюрократической тирании, однако их быстро скрутили в бараний рог. Реформаторская деятельность Шан Яна, что была практическим следствием острой идеологической борьбы в обществе, сосредоточила в руках циньского обладателя Сяогуна неограниченную власть и существенно усилила государство.

Можно считать, что именно благодаря усилиям Шан Яна царство Цинь выстояло и победило в, казалось бы, неравной борьбе против других шести царств-гегемонов, которые, по словам историка, "дрожали от страха перед Цинь, а еще больше - от ненависти друг к другу".



Назад