Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Общество по-даоськи


Социальная этика лежала в основе также лаосского учение, которое теоретически оформилось в IV-III вв. до н. э.

Основные положения даосизма изложено в трактатах "Книга о пути и bend" (Даодецзін), автором которой традиция называет легендарного мудреца Лао-цзы, и Чжуанцзи и Лецзи, названных по именам их авторов. Даосские трактаты отличаются блестящей стилистикой и являются шедеврами древнекитайской философской прозы.

Термин "даосизм" происходит от понятия " Дао " ("путь"), которое использовали все философские школы Китая, хотя каждая из них понимала его по-своему. Для даосов Дао - универсальный закон природы, первопричина всего сущего, основа бытия. В таком восприятии Дао чувствуется влияние на лаоську школу древнеиндийской философии.

Взгляды даосов на общество потрясающие, они принципиально отличаются от конфуцианских и легістських. Если для конфуцианцев и легистов человек - существо общественное, то для даосов она - сугубо биологический феномен, скованный цивилизацией. Конфуцианская мораль вызвала у даосов скуку, так же их страшил легістський культ закона. Они призвали человека сохранить свое природное естество, полностью доверить себя судьбы, которую никто не способен изменить. "Кто действует - терпит неудачу, - уверяли они.

Кто чем владеет - потеряет. Вот почему совершенно мудрый не действует, и он не знает неудач. Он ничего не имеет, поэтому ничего не теряет... Он плывет по течению и не решается на (самочинный) поступок" (Даодецзін, 64). Плыть по течению, не пытаться ничего изменить в естественном ходе истории должен также мудрый монарх. "Лучший обладатель тот, о котором народ знает только, что он существует", - читаем в Даодецзіні (Даодецзін, 17). Ведь попытки обустроить мир лучше приводят к тому, что он становится еще хуже! Даосы не ограничивались пропагандированием "увэй" - бездеятельности, они решительно отвергали все то, что им казалось неестественным, искусственным: культуру, технический прогресс т.д. их призывы сторониться мирской суеты, явно навеянные буддизмом, способствовали распространению в стране отшельничества.

^Социальным идеалом даосов была "небольшая страна патриархального типа, максимально изолированная от других аналогичных образований", идеальным человеком они считали того, кто превыше всего ценит простоту и естественность, не переобременяет себя конфуцианским "ритуалом и церемониалом", противопоставляя свою первоначальную натуру "ученому всезнайке конфуціанця". Считая цивилизацию злом, даосы призывали уничтожить ее, вернуться в лоно первобытности. Именно благодаря этому бунтарском призыва даосизм стал идеологическим оружием китайского крестьянства. Социальные взрывы в Китае в основном проходили под лаоськими лозунгами.

Даосизм вмешивался в интимную сферу семейных отношений. Подбросив китайцам шарлатанську идею о возможности достичь физического бессмертия, даосы рекомендовали им не переедать (большинство китайцев так и делала, причем и без лаосской советы) и внедрить особую культуру половой жизни, которая заключалась в том, что человек сводил к минимуму расход своей энергии (ян), даже пополнял ее за счет женской энергии (инь), поддерживая интимные отношения не столько со своей женой, сколько с наложницами.

Даосские монахи бережно относились к народных традиций и обрядов, были гадалками, магами, шаманами и уже поэтому пользовались у склонных к мистике китайцев большим авторитетом (правда, значительно меньше, чем индийские брахманы)),

Таким образом, в период "Воюющих царств" Китай находился на политическом распутье, колеблясь, какую из моделей общественного развития, предложенных "мудрецами", ему выбрать. Первым, как мы видели, решилось на политический эксперимент царство Цинь, которое воплотило в жизнь легістські рекомендации - и выиграло от этого. Однако основной легістський эксперимент, как увидим далее, закончился не так успешно и заставил китайских властей опомниться, смягчить политический режим в стране.



Назад