Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Материальная культура


Еще с эпохи Чжоу китайцы считали основным занятием земледелие, ему они всегда уделяли больше внимания. Выращивали в Китае в основном зерновые культуры. В "Шіцзіні" упоминается 15 видов злаков, в том числе пшеница и рис. За Ханьской эпохи до "шести хлебов" - важнейших хозяйственных культур - причисляли также конопля. Из письменных источников и материалов археологических раскопок было установлено, что в эпоху Цинь и Хань населения выращивало чумизу, просо, пшеницу, ячмень, рис, соя, фасоль, конопля со съедобными зернами, причем в бассейне Хуанхэ предпочтение отдавалось чумизі, а в бассейне Янцзы - риса.

На севере Китая (бассейн Хуанхэ) земледелие было плужним. Использовалось несколько типов орудий труда для спушування почвы, в зависимости от того, мягкие или твердые грунты были. Чаще всего тамошние крестьяне пользовались сохой с железным наральником. Однако рало годилось для спушування только равнинных участков, а не холмистой местности. В бассейне Янцзы рыхлили землю длинным деревянным заступом с железным наконечником, плужное же земледелие появилось там позже, уже в средние века.

Китайцы занимались также огородничеством и, в скромных масштабах, садоводством. Из огородных культур выращивали вяз со съедобными почками, чеснок, лук, черемшу, бамбук, таро (съедобный корень), тыквы, lotus, фиалку, репу, латук и т.п., а с садовых - груши, сливы, земляничное дерево, абрикосы, апельсины, каштаны, хурму, персики, ююбу и т.д. Особое внимание уделялось выращиванию шелковицы, плоды которой ели, а листьями откармливали тутового шелкопряда.

Население Китая разводило крупный рогатый скот, которую использовало как тягловую силу. На мясо откармливали собак (собачатина считалась деликатесом), свиней, баранов. Конь в Китае использовался исключительно для верховой езды, особенно в армии. Коневодство было распространено преимущественно в северо-западных районах страны, где хватало пастбищ. Китайцы разводили низкорослых лошадей монгольской породы, однако в Ханьскую эпоху обзавелись также и ферганськими на рысаках, которых восторженно называли "небесными". От северных соседе в-кочевников китайцы научились использовать также мулов и верблюдов.

Из ремесел китайцы особое внимание уделяли ткачеству. В стародавние времена Китай был единственной страной, где развивалось шелководство. Совершенствуя ткацкий станок и красители, китайцы производили много видов и сортов шелковой ткани, которая пользовалась спросом во всем цивилизованном мире. Шелководством занимались в основном женщины, его не брезговали даже императрицы.

Качество тогдашнего шелкового волокна также была такая же, как и в нынешнем. Шелковые ткани производились на специальных станках почти в каждом крестьянском хозяйстве, а также в частных и государственных ткацких мастерских. На изготовление одной штуки длиной 9 м и шириной 45-50 см ткачиха тратила до полумесяца времени.

Развивалась в Древнем Китае также металлургия. В начале нашей эры для производства железа китайцы уже начали использовать мехи, что приводились в действие водяным двигателем. Мастера изготавливали глиняные формы для отливки металла. Мастерски изготовляли китайцы также лакированные изделия из дерева и шелка, которые считались предметами роскоши. Этот промысел особенно распространился в южных районах страны. Процветал в Китае и рудный промысел, практиковалось вываривания соли в специальных котлах и извлечения ее из морской воды.

Подробнее расскажем о традиционное жилье в Китае. Древнейшим его типом была полуземлянка. Еще в период неолита ее заступил наземный дом, а в эпоху Шан (Инь) - дом на стилобате (глиняная платформа, которая спасала жилье от затопления во время весеннего наводнения). Постепенно менялась не только форма жилья, но и технология его строительства. Так, если в неолите китайцы белили стены глиняным раствором, то в эпоху Шан (Инь) они и стилобат, и стены делали с помощью деревянной рамы глинобитными. Щев неолите появился тип жилищ, основой конструкции которого были не стены, а столбы каркаса, что держали на себе кровлю. В i тыс. до н. э. каркасно-столбовой тип зданий вступил общего распространения в Китае. В эпоху Хань китайцы начали строить свои дома из кирпича-сырца, а царские дворцы и дома знати - из жженого кирпича.

В доханьську эпоху кровли в Китае делали плоскими из глины, потом на них клали тростник, солома или другой подручный материал. В эпоху Чжоу так были покрыты даже храмы предков. В ханьському Китае уже появились кровли из черепицы. В середине i тыс. н. э. китайцы, вероятно, под иностранным влиянием, начали строить чотирисхилі кровли. Потолки в старокитайському жилье, как и в нынешнем, не было.

Свое жилье даже состоятельные китайцы меблировали проще простого. Особенности интерьера определялись традиционной китайской манере сидеть, когда человек сначала становится на колени, а потом приседает на пятки. Человек в такой позе легко достает руками до пола, поэтому высокие мебель ей не нужны. Пол покрывала циновка, на которой сидели и хозяева, и гости. Сидеть спустив ноги или, тем более, скрестив их считалось неприличным. Почетного гостя хозяин, как правило, сажал на отдельную циновку. Вся мебель состояли из низенького столика, на котором подавалась пища, и кровати, на которой спали и сидели. В IV в. до н. э. вошел в моду переносной подлокотник пінцзі, на который можно было удобно опереться, сидя с подогнутыми ногами. Спали китайцы, подложив под толову подушку в форме валика. Зимой помещение опалювалось с помощью переносной печки. Старокитайське жилье в основном представляло собой вместе с хозяйственными постройками окруженную стеной замкнутую усадьбу. В чужой двор без разрешения хозяина запрещалось заходить даже чиновникам. В первые века нашей эры состоятельные китайцы строили дома, похожие на небольшую крепость. На дворе, как правило, выкапывали колодец, над которой часто устраивали беседку.

Крупные города появились в Китае в середине i тыс. до н. э. Крупнейшими и наиболее застроенными были столице, представление о которых можно составить на примере Чан'ані (возникло в 200 г. до н. э. на месте царского загородного дворца). Чанъань окружали могучие стены длиной более 30 км, в город вело 12 ворот. Самыми высокими зданиями в нем были дворцы императора, соединены между собой крытыми переходами и подвесными галереями. Двери царских дворцов были красного цвета (он символизировал Ханьскую династию), галереи - фиолетового. Поблизости находятся правительственные учреждения можно было распознать по желтой окраской. В Чан'ані насчитывалось 160 жилых кварталов, соединенных прямыми и ровными улицам, причем каждый квартал имел свою защитную стену с воротами, которая на ночь закрывалась. В самой столице и в пригородной округе существовало девять рынков и несколько тюрем (постоянно переполненных, ведь криминогенная обстановка в городе была просто ужасной). Одна из тюрем - "Логово тигра" - представляла собой обширную и глубокую яму, внутренняя стена которой была выложена кирпичом.

Центром городской жизни служил рынок, торговали на нем под надзором специальных чиновников. На рыночной площади также казнили преступников (отсюда происходит название казни в китайских империях - "быть оставленным на рынке"), там же занимались своим делом гадалки, цирюльники. На рынке, который открывался в полдень и закрывался уже в сумерки, можно было купить все, включая гроб (ею китайцы обзаводились заранее). Там же можно было поесть горячие блюда. На рынок охотно приходили студенты, чтобы приобрести книги, музыкальные инструменты.

Китайские города были перенаселены, в каждом из них проживало несколько сотен тысяч горожан. Социальный состав жителей городов был очень неоднородным. Современник сообщал, что в Лояне во II в. н. э. "людей, которые занимаются второстепенными промыслами, в десять раз больше, чем ремесленников и торговцев".

Города, особенно столичные, были законодателями мод. Особенно последовали китайцы привычки императора и его окружения. Уважал, скажем, император тех, кто умело владеет мечом, и в народе начали выставлять напоказ свои шрамы. Нравились каком императору женщины с тонкой талией - и его гаремна публика едва не переморила себя добровольным голодом.

Китайцы путешествовали в основном пешком. Престижным транспортом считались колесницы, которые использовали преимущественно на войне и охоте. Древнейший тип китайской колеснице был рассчитан на трех пассажиров, причем самым почетным местом в ней считалось центральное. Сначала в колесницах ездили стоя, держась рукой за специальный шнур. Однако для езды в гористой местности такая колесница не годилась, поэтому в эпоху Хань появился новый тип колесницы - для сидячей езды. Это были роскошные экипажи с круглым навесом-зонтиком или ангароподібним покрытием. Проникнуть в закрытый экипаж можно было через дверцу в передней или задней стенке. Чиновные тузы нередко пользовались паланкіном, который несли на плечах слуги.

Существовал в Древнем Китае также водный транспорт. Это были знаменитые китайские джонки, конструкция которых оказалась настолько удачной, что не изменилась до сих пор. Китайцы создали более 300 видов джонок, среди которых были судна небольшие, средних размеров и рассчитаны почти на тысячу пассажиров. Однопарусні джонки плавали по рекам, а багатопарусні, паруса на которых можно было комбинировать в зависимости от силы и направления ветра, выходили в открытое море. Впрочем, далеко заплывать на своих джонках китайцы не решались и фрахтовали для этого иностранные суда.

Первые источники, рассказывающие о китайская одежда, принадлежат к эпохи Чжоу. Его важнейшей деталью был халат, который древние китайцы обматывали, как это практикуется и сейчас, направо, видя в такой манере носить халат свое превосходство над соседями-кочевниками. В древних текстах говорится, что халат должен быть "не таким коротким, чтобы выглядело тело, и не таким длинным, чтобы волочиться по земле". Внизу ширина халата едва достигала двух метров, рукава его были также самая широкая и длинные. Халат обязательно підперезували широким поясом - первейшим признаком возрастной зрелости.

Обязательной деталью мужской наряд был кожаный фартук до колен, который завязывался на поясе. В IV в. до н.э. китайцы позаимствовали в северных кочевников моду носить брюки. Женские наряды у них мало отличалось от мужского. Правда, женщины, в угоду конфуцианской морали, которая обязывала мужчин ходить одной стороной улицы, а женщин - противоположным, закутувалися от самой шеи до пят. Социальные различия в одежде отображались в качестве ткани и длине наряд. В частности, царица и царедворцы носили длиннющий одежда, который волочился по земле.

Обувью древним китайцам служили туфли на деревянной или кожаной подошве. их узували на босу ногу. Заходя в помещение, китаец непременно разувался, однако выйти босиком на улицу считалось верхом неприличия. Воевать китайцы шли в сапогах, носить которые научились в северных кочевников.

Мужчины в Китае, в отличие от женщин, даже за обеденным столом обматывали голову шапкой или главной повязкой.

Волосы на голове китайцы не стригли, а собирали его в тугой пучок и закручивали на затылке. Эта прическа продержалась в Китае вплоть до XVII ст., пока завоеватели-мань-чЖури не заставили китайских мужчин в знак повиновения носить длинную косу.

Китайцы пользовались косметикой, в частности "мыльным бобовым деревом", из которого изготовляли замечательный моющее средство в виде шариков, что их использовали и для мытья тела, и для стирки белья, и для отбеливания шелка.

С продуктами питания в Китае всегда было трудно, китайцы в основном не переїдали. пищу они еще в древности называли "основой жизни народа", поэтому-то не просто ели - священнодействовали! Китаец даже считал, что от блюда зависит благополучие каждого: "Тот, кто потребляет зерно, умен и сообразителен; тот, кто ест траву, сильный, но не особенно умен; тот, кто питается мясом, храбрый, но несгибаемый; тот, кто набивает свой желудок землей, лишенный разума и дыхания". Питались китайцы в основном блюдами из чумизи, черного проса, пшеницы, риса. Крупу они варили на паре, используя для этого специальный сосуд с решетчатым дном. К сваренного на пару зерна в бедных семьях подавались овощные блюда, а у богатых - и мясные, в основном приготовленные из свинины или собачатины. Впрочем, не гнушались они также кониной, говядиной, бараниной и курятиной. На склоне древней истории появились в стране локальные различия пищевого рациона, которые сложились на севере и юге Китая в связи с местными природными особенностями и неоднаковістю исторических судеб этих территорий. На юге страны население питалось преимущественно рыбой и овощным супом из листьев мальвы, а на севере, под влиянием соседей-кочевников, - продуктами животноводства, от одного вида которых жителя юга тошнило. Полководец Ли Лин, потомственный южанин, вспоминал о своем пребывании в сюнну как о кошмаре уже потому, что хозяева кормили его "вонючей бараниной и кислым молоком".

Простые китайцы запивали пищу обычной водой, а состоятельные гурманы - просяным или рисовым "вином", более похожим на брагу. Такое пойло вполне устраивало непритязательных китайцев, даже нравилось им.

Не злоупотребляли ли в стране алкоголем? Конечно, злоупотребляли. Однако, как уверял Сыма Цянь, отдельные (в меру пьющего) обладатели изобрели оригинальный способ, как уберечь народ от повального пьянства. Они обязали и хозяев, и гостей сопровождать каждый приподнятое бокал с вином множеством поклонов, чтобы у них не хватило ни сил, ни времени хорошенько нализаться. "Поэтому, - восхищался такой изобретательностью древнекитайский историк, - угощение с выходкой вызвали в древности всего лишь общее веселье".

В ханьскую эпоху китайцы уже знали чай, однако употребляли его еще исключительно с лечебной целью, к тому же чай не заваривали, а варили из него кашу.

Посудой китайцы не злоупотребляли. Вплоть до закате своей древней истории блюдо они брали руками и лишь в отдельных случаях - специальными палочками, хотя уже и пользовались в то время ківшеподібним посудой и чашкой с двумя ручками. Чайные приборы появились в Китае уже в средневековье.

Важное место в материальной культуре древних китайцев занимало производство оружия и военного снаряжения.

Свое оружие древние китайцы даже в век железа изготовляли преимущественно из бронзы. В конфуціанському каноне "Го Юй" читаем: "Из хорошего металла (то есть из бронзы) выплавляют мотыги, лопаты, топоры, сапы". Такой консерватизм в китайском зброярстві объяснялся хрупкостью китайского железа, из которого невозможно было отлить оружие с острыми краями (китайцы свои металлические изделия не выковывали, а отливали).

Китайское войско вплоть до ханьской эпохи состояло почти исключительно из пехоты и боевых колесниц, первые отряды конников появились в стране лишь накануне образования Ціньської империи. В связи с этим предпочтение отдавалось древковій оружия, прежде всего длинной алебаоді с серповидним лезвием и острым копьем. Алебарда, таким образом, сочетала боевые возможности копья и топоры. Воины использовали также легкие метательные копья с укороченным щитом, трезубце, длинные разнообразные мечи, кинжалы, втулочные боевые топоры. Главенствующую внимание уделяли в китайском войске стрельбе из лука, причем бронебійних наконечников для стрел китайцы почти не производили, потому что металлический доспех появился в них довольно поздно. Был на вооружении воинов и арбалет (за 13 веков до появления его в Европе) - лук, плотно прилегающий к примеру со спусковым механизмом и стременом для упора ногой при натягивании тетивы. За ціньсько-ханьской эпохи появился также арбалет, поставленный на лафет. Стрела, выпущенная из арбалета, пролетала добрых 600 м.

Традиционной боевой единицей в ханьському войске была колесница в сопровождении отряда пехотинцев. Существовало два типа колесниц - боевая квадрига с экипажем из трех человек и запряженный 12-ма волами тяжелую тележку. Китайские колеснице по боевой эффективностью очень уступали коннице соседей-кочевников.

В южных царствах создавались эскадры боевых лодок. Хорошо налаженным было в Китае также фортификационное строительство, крупнейшим достижением которого стало строительство Великой Китайской стены.

Защитным снаряжением у китайцев еще в иньскую эпоху служили бронзовый шлем, украшенный для настрашки врагов развернутой зверями маской тао-то, кожаные и деревянные щиты, на которых были изображены тигр или дракон, кожаный доспех с нашитыми на нем бронзовыми бляшками. Только в ханьскую эпоху, когда китайцы освоили производство стали, появился доспех из железных пластин.

Китайское оружейничество выглядело отсталым, консервативным, особенно на фоне развитой и богатой военной теории древних китайцев, которая послужила каноном в развитии военной мысли всей дальневосточной Ойкумены. Однако нельзя сказать, что оно вообще стоял на месте. Появление железного производства и боевой конницы во второй половине i тыс. до н. э. внесла определенные изменения и в изготовление оружия. Например, в ханьскую эпоху китайцы расставляли перед городскими стенами против конницы степняков металлические шипы.

В китайском войске, которое в эпоху первых империй формировалось отчасти по добровольным, а отчасти за принудительным принципу, использовалась техника боевого единоборства. Еще за чжоуської суток в Китае практиковались турнирные бои без применения оружия - самбо, сначала для развлечения, а впоследствии и как вид рукопашного боя. Конфуцианство, хоть и сопротивлялся проведению военных реформ в Китае, все же эту традицию поддержали. В конце II в. до н. э. в императорской армии вошли в практику боевые танцы, которые делились на военные (с оружием) и гражданские (с перьями фазанов). На пороге средневековья самбо и боевые танцы слились в знаменитое ушу ("военное искусство"), которое стало феноменом китайской культуры. Первые упоминания о ушу датируются III в. н. э.

На материальной культуре древних китайцев сказались социальные контрасты. Так, в трактате VII в. до н. э. читаем: "Одежда зависит от ранга, а материальный достаток - от размера вознаграждения, определенной рангом. Неодинаковое количество напитков и блюд, неодинаков фасон одежды, разные размеры жилья, неодинаковое количество скота и рабов; существуют ранговые запрета на пользование определенными типами лодок, колесницами и домашней утварью. По жизни человек обязательно придерживается различий в головном уборе, одежде, количества полей и размерах жилья, а после смерти - в размерах внутренней и внешней гробов, саванна и могильной ямы. Каким бы мудрым и благородным не был человек, она не посмеет носить такую одежду, которая не соответствует ее ранга; какой бы богатой она ни была, она не осмелится пользоваться теми благами, которые не установлены ее вознаграждением".

Материальная культура древних китайцев, таким образом, очень самобытная, тем феноменальная.



Назад