Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Научные знания


В Древнем Китае достаточно высокого уровня достигли естественнонаучные знания, особенно математика. Китайцы первыми описали действия с отрицательными числами, регулярно наблюдали за звездным небом, составили на пороге средневековья (IV в. н. э.) каталог 800зірок, поделили небо на 28 зодиакальных созвездий. Они уже умели предвидеть лунные и солнечные затмения, даже появление комет, впервые обнаружили пятна на Солнце. Однако придворные астрономы основное внимание уделяли составлению гороскопов и других астрологических прогнозов (этом они, видимо, научились у вавилонских жрецов-звездочетов), что тормозило развитие китайской астрономии.

Китайцы изобрели "указатель юга" - компас, который состоял из квадратной железной пластинки и магнитной "ложки", которая свободно вращалась на отшлифованной поверхности пластинки. Ручка "ложки" всегда показывала на юг. Сконструировали китайцы также оригинальный "тележка с фигуркой, которая указывала юг" (механизм тележки фиксировал отклонения дышла от заданного направления "север - юг"). Компас сначала использовался в Китае для нужд геомантики - расположение трупа и могилы по сторонам света, однако с i в. н. э. он начал служить китайцам и как nautical прибор. УІІ в. н. э. Чжан Хэн изобрел глобус, который воспроизводил движение небесных тел, а также старейший в мире прототип сейсмографа. Древние китайцы пользовались водяным часам. Они создали оригинальный лунный календарь, "теснейшим образом связан с хозяйственной деятельностью, со всеми сторонами традиционного быта, навыков, знаний китайцев". Настойчивые поиски "эликсира бессмертия" привели китайцев к созданию даосской алхимии, которая стимулировала развитие химических и физических знаний. Колдуя над своими пілюлями и талисманами, алхимики-даосы изобрели порох, который на первых порах использовали исключительно для устройства фейерверков, без которых не обходился ни один китайский праздник. Китайцы значительно раньше европейцев научились постоянно нагнетать воздух в плавильную печь для производства стали, изобрели тачку на колесах, веялку для зерна, цепной насос с лопатками или ковшами для поднятия земли или воды, руль для судна и т.д.

Высокого уровня достигла в Древнем Китае народная медицина. Китайцы открыли лечебные свойства многих трав, в том числе женьшеня. В III в. н. э. китайский врач Хуа То (его называли "богом хирургии") давал больному перед операцией "наркотические капли" - обезболивающий средство. Однако китайскую медицину постепенно прибрали к рукам лаосские маги, которые полагались больше на колдовские действия, чем на рациональные методы лечения. Лаосская идея о том, что все элементы человеческого тела является миниатюрной моделью внешнего мира, побудила медиков лечить не больной орган, а организм в целом. Даже сейчас китайские эскулапы не берутся лечить больного, если нарушена целостность его организма, скажем - вырезанный аппендикс.

Однако в целом следует констатировать, что естественные и прикладные научные знания были развиты в Древнем Китае относительно слабо, даже больше, китайцы вообще не считали их наукой. Они уделяли недостаточное внимание изучению законов природы прежде всего потому, что постоянно были заняты болезненными социальными проблемами. Много китайцев выбирали чиновничью карьеру, которая давала возможность обеспечить хотя бы минимальный достаток. Серьезно тормозило развитие в Китае естественных знаний всесильно конфуцианство, которое сосредоточилось на проблемах социальной этики, все же другое считал пустой тратой времени. Сказалась также традиционное склонение китайцев перед авторитетом древних "мудрецов". По мнению китайцев, "мудрецы" давным-давно все придумали, все взвесили, все предусмотрели. Сама идея о целесообразности дополнения или пересмотра концепций, разработанных "мудрецами", казалась ему кощунственной.

Другое дело - изучение истории Исторические знания всегда были в фаворе в Китае, ведь, разрабатывая свои оригинальные общественно-политические доктрины, китайцы апеллировали к излишне ідеалізованого ними исторического прошлого страны

Древнейшие китайские исторические концепции появились еще в VI-НИ в. до н. э., то есть в период бурного развития китайского общества и культуры, уже на завершающем этапе формирования китайской народності. их авторами были не историки-летописцы, а политические деятели, и это в определенной степени сказалось на характере исторических трудов.

Патриархом китайской историографии считают Сыма Цяня, исторический метод которого стал в Китае традиционным. Сыма Цянь родился в семье придворного астролога и историографа Сима Таня, который прославился тем, что осуществил анализ шести основных древнекитайских философских систем. В двадцатилетнем возрасте будущий историограф много путешествовал, побывал во всех уголках Китая, стал свидетелем многих важных событий при дворе императора В Ди. Изменив отца на должности придворного историографа, и, таким образом, получив доступ к наиболее секретніших архивных материалов, Сыма Цянь начал работу над "Историческим запискам" (Ши цзи) - первой систематизированной историей Китая. Однако Сима Цяню не дали спокойно завершить дело. Император У Ди, разгневавшись на придворного историографа за то, что тот выступил в защиту опального генерала, оскопив и заключил его. Впоследствии император реабилитировал Сыма Цяня и даже назначил охранником царской печати (на эту должность в Китае ставили евнуха). Сыма Цянь мужественно пережил эту жизненную катастрофу и все-таки завершил свою фундаментальную историческую работу, которая состояла из 130 разделов-цзюанів (свыше 520 тыс. иероглифов).

Ши цзи выдержана в духе лаосской доктрины. Сыма Цянь исходил из того, что существуют объективные исторические законы, которые не зависят от воли людей. Инициатор истории он искал вне человеческим обществом, в "воли Неба", фатумі, а общий ход истории трактовал как круговорот, пожизненную и непрерывную смену эпох, которые отличаются между собой принципами государственного управления. Другими словами, Сыма Цянь разделял исторический процесс на эпохи по династическим принципу. В своей работе ученый меньше рассказывал от себя, больше цитировал своих предшественников, благодаря чему в ней сохранились фрагменты многих утраченных трактатов. В Ши цзи цитировалось также много официальных документов. Сыма Цянь не пропускал случая скрыто поиздеваться над У Ди.

Выдающимся китайским историком был также Бань Гу - создатель жанра истории отдельных династий, признанный мастер исторического портрета. Родился он в i в. н. э. в семье придворного чиновника-конфуціанця Бань Бяо. Юноша получил приличное образование в ханьській столицы Лояне, выучил назубок конфуцианские каноны. После окончания школы Бань Гу вздумал продолжить историческую работу Сыма Цяня, что стало чуть ли не модой в среде тогдашней китайской интеллигенции, однако оказался за это в тюрьме. Его брат Бань Чао (он в свое время также был придворным историографом) просил за него самого императора. Бань Гу выпустили на волю и назначили в группу придворных историков, а потом поручили ему написать официальную "Историю Старшей Хань" (Цянь Хань-шу). Однако завершить этот фундаментальный труд Бань Гу не смог: после смерти

Его коронованного покровителя администратор Лояна, с которым неуважительно повел себя личный раб историографа, сгноил историка в тюрьме. Довела до конца начатое Бань Гу дело его сестра Бань Чжао - поэтесса, единственная женщина-историк во всем древнем мире.

"История Старшей Хань", в которой изложена китайская история от царствования основателя Ханьской династии Лю Бана до трагической гибели реформатора-неудачники Ван Мана, выдержанная в духе вражеского даосским взглядам Сыма Цяня ортодоксального конфуцианства. С концепциями Сыма Цяня Бань Гу полемизирует довольно часто, причем иногда слишком резко. Именно усилиями Бань Гу "Исторические записки" Сыма Цяня были изъяты из числа "официально признанных" исторических произведений.

По эпохи Младшей Хань китайское правительство создало историографическое бюро "Восточный павильон", которое составило "Записки из Восточного павильона о правления Хань" - официальную хронику империи. Материалы этой хроники стали основой целого ряда частных исторических исследований, в том числе труда талантливого историографа Фань "История Младшей Хань" (Хоу Хань-шу). Фань не завершил своего труда - его обвинили в государственной измене и казнили.

Исследования древнекитайских историографов оказали значительное влияние на дальнейшее развитие исторической мысли в Китае и других странах Дальнего Востока. Они - ценный источник исторической информации для китаїстів.

В эпоху Цинь и Хань китайцы освоили составления географических карт и военных схем. Они использовали в картографии масштабы и прямоугольные сетки из параллельных линий, опередив в этом деле картографов Мероприятия.



Назад