Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Архитектура и искусство


Древнейшие произведения китайского художественного ремесла принадлежат к - неолитической керамики, которая привлекает внимание не столько богатством форм, сколько оригинальным художественным стилем. Свою керамику древние мастера делали вручную и с помощью гончарного круга. Сначала они выжигали ее при высокой температуре, а затем расписывали по серому, коричнюватому ли червонуватому фоне фиолетовой, красной, черной, желтой или белой краской, или еще весь фон делали черным, а орнамент оставляли светлым. Найвправніше расписан неолитический посуду, сделанную на гончарном круге. Узор всегда удачно подчеркивал его витягненість вверх или, наоборот, приземкуватість, иногда покрывал почти всю его поверхность. Это в основном был геометрический орнамент в виде спіралевидних закруток, сетчатого или шахматного рисунка, помещенного в круг, ромб или треугольник. Полагают, что такой орнамент имел магическое назначение, что зигзагообразные линии и серпообразные знаки на нем символизировали Месяц и молнии, поэтому отражали представления китайцев о силах природы.

В иньскую сутки китайцы освоили производство великолепного бронзового посуды для хранения жертвенного зерна и вина, который не имеет аналога в мировом искусстве. По своим художественным стилем іньський бронзовый сосуд очень напоминает тогдашнюю скульптуру, однако имеет более совершенные формы и орнамент и характеризуется виртуозной техникой исполнения, которая свидетельствовала о существовании в іньському Китае уже зрелой художественной традиции. Среди традиционных форм бронзового ритуального посуды преобладали дин (широкая чаша на трех ножках), цзюэ (сосуд на трех ножках, похожая на перевернутую каску), гу (удлиненная сосуд, который расширяется кверху и книзу) и т.д. Внешняя поверхность этого посуды покрывалась орнаментом, время таким тонким и сложным, что его можно разглядеть только через увеличительное стекло. Орнамент чаще всего выполняется в виде изображений спиралей, завитков, фантастических зверей и птиц (дракона, феникса и т.п.). Распространенным, чтобы не сказать непременным, орнаментальным мотивом на іньському бронзовом сосуде была звериная маска тао-то в виде раскрытой пасти монстра с раздутыми ноздрями и вытаращенными глазами. Маска тао-то изображалась "развернутой", чтобы было видно сразу и правую, и левую ее стороны. Этот загадочный декор, видимо, был иконографией некоего идола, вероятнее всего Шанди. Поэтому в іньському искусстве прижился "звериный стиль", распространен также в ірано-месопотамском мире и в Сибири. Ряд исследователей (в основном китайских) называет родиной "звериного стиля" именно Китай, однако эта концепция недостаточно аргументирована и имеет в научном мире своих оппонентов.

За иньской суток в Китае уже процветала техника резьбы по твердых породах камня и кости. Китайцы производили с твердішого за сталь полупрозрачного нефрита, якобы способного оберегать тело и душу от всякой напасти, амулеты и украшения, преимущественно диски би - символы Неба и светлого мужского начала, и восьмигранные призмы цзунь - символы Земли и темного женского начала.

В эпоху Чжоу китайское искусство достигло новых успехов в своем развитии. Так, обогатилась его сюжетная основа - наряду с традиционной абстрактной символикой встречаются изображения людей и животных, появились новые его виды, осложнилась технология. Эти изменения особенно касаются периода Чжань Го (V-III вв. до н. э.). Тогдашний посуда радует глаз совершенством пропорций, виртуозной техникой орнамента. Несмотря на свои немалые размеры он кажется легким, его стенки тонкие, он уже не выглядит приземкуватим, нередко инкрустированный медью, серебром, покрытый позолотой. Благодаря самой тонкой обработке и замечательном орнаментуванню посуда суток Чжань Го оставил далеко позади более ранние художественные аналоги, даже опередил дальнейшее развитие древнекитайской бронзы. Новыми видами китайского искусства в эпоху Чжоу были лаковые росписи на деревьев деревянных и кожаных изделиях и живопись на шелке, без которого невозможно представить себе традиционная китайская живопись. Жанровые сценки в чжоуському искусстве, несмотря на его религиозную зависимость, достаточно реалистичны, однако бросается в глаза, что животных тогдашние художники и скульпторы изображали правдоподобнее, чем людей.

Искусство эпохи Цинь лучше всего представлено сенсационными находками в могильном комплексе императора Цинь Шіхуана. Обнаруженные в нем несколько тысяч глиняных и бронзовых фигур гвардейцев засвидетельствовали склонность древнекитайского изобразительного искусства к реализму. Среди тысяч фигур нет двух абсолютно одинаковых, поэтому им присуща портретность. Ціньська скульптура розмальовувалась в локальные цвета, о чем свидетельствуют остатки краски на статуях гвардейцев.

Наивысшего развития старокитайське искусство достигло в эпоху Хань. Налаживание хозяйственных и культурных связей ханьского Китая со странами Запада обогатило китайское искусство, не повредив его самобытности. Особенно повлиял на него буддизм. Выявленные в ханьских могильниках глиняные модели многоярусных высоких башен свидетельствуют о появлении пагод - китайского варианта индийской ступы. Каждый ярус пагоды, круглой, квадратной или многоугольной в плане, символизировал одно с небес буддийской космологии. Развивалась деревянная дворцовая архитектура, о которой можем составить представление только на основе письменных упоминаний. Дворцовые комплексы ханьских императоров поражают грандиозными размерами. Так, дворец Вэй-ангун в Чан'ані имел периметр 11 км и состоял из 43 зданий.

Китайское искусство прославила и ханьская керамика, разрисованный яркими красками. Основной мотив декора на ханьському посуде - геометрический орнамент в виде поясов, разграниченных резкой черной полосой. Яркие красная, белая, сиреневая и зеленая краски образуют живописные сочетание. Такой орнамент почти лишен религиозной символики, имеет чисто декоративный характер.

Китайцы считали, что "до покойников нужно относиться так, словно в живых", поэтому в ханьському искусстве в значительной мере отражен культ предков. В ханьских гробницах обнаружено большое количество ритуальных предметов из нефрита, яшмы, глиняных и бронзовых фигурок рассказчиков, музыкантов, акробатов, служанок, танцовщиц, лошадей и т.д. Китайские анімалісти любили изображать домашних животных, причем это им удавалось.

Интересными достопримечательностями китайского искусства ханьской эпохи являются знаменитые каменные барельефы и настенная роспись богатых гробниц. Исследователи считают, что эти изображения не имели магического назначения, а только напоминали покойнику о земной жизни, воспроизводили его любимые исторические и мифологические сюжеты. Чаще всего изображались поучительные истории из жизни "идеальных обладателей", "образцовых сыновей", лаосских магов, идолов, драконов и т.д. В ханьских барельефах фигуры людей и животных в основном переданы в динамике, с экспрессией.

Ханьському искусству присущи простота форм, граничащая с нищетой, господство строгой линейной симметрии. Это подтверждают тогдашние бронзовые зеркала (в основном круглые, иногда квадратные), которые заменили архаичный бронзовый ритуальный посуда. Эти зеркала, служивших потребностям первобытной магии, были с тыльной стороны покрыты тончайшим орнаментом.

Искусство живописи появилось в Китае не позднее чжоуської эпохи, о чем свидетельствуют тогдашние картины на шелке, обнаруженные археологами. Но самое древнее китайское живопись не сохранилось, поэтому материалом для изучения древнекитайского живописи есть достопримечательности ханьской эпохи и раннего средневековья. На стиль ханьского живописи заметно повлияли религии, прежде всего, буддизм и даосизм. Даосский влияние, в частности, віддзеркалився в поезде к натурализму. В трактате Чжуан-цзы рассказывается, как один из маляров, которые выполняли заказы повелителя царства Сун, забросил подальше кисти, разделся догола и во всей своей первозданной красе разлегся публично. У обладателя Юань-цзюня дух захватило от такого новаторства в "художественном" самовыражении, он с восторгом назвал этого трубадура натурализма подлинным художником.

Самостоятельным видом ханьского искусства была графика, точнее - иероглифическая чистописание, вершиной которого стала творчество Ван Січжі в IV в. до н. э. Уже в древности китайцы называли этого мастера графической миниатюры "богом краснопису", таким отточенным было его искусство.



Назад