Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Музыка


Важное значение придавалось в Древнем Китае музыке как выражению внутреннего мира человека. Сыма Цянь так охарактеризовал эмоциональное воздействие этого вида искусства: "Если звуки и напевы соразмерны и находятся в полной гармонии, то они даже птиц и животных не оставляют равнодушными, что же тогда говорить о людях... исполненных чувства любви и ненависти!"

Китайские интеллектуалы разошлись в своих взглядах на то, какая именно музыка - "легкая" или "серьезная" - нужна массам. Конфуцианцы считали развлекательные мелодии вредными. Однако император Уди решил подыграть народным вкусам. Он создал Музыкальное бюро, обязав его разработать стиль музыки, пригодный для светских развлечений. Чиновники собирали народные песни и переделывали их в шлягеры. Однако в 7 г. до н. э. конфуцианцы добились ликвидации этой конторы, которая, по их мнению, лишь развращала массы, делала их легкомысленными. Более 800 чиновников Музыкального бюро остались без работы, народ снова начали начинять лишь "серьезными" песнями и мелодиями.

Музыка звучала в Китае во время выполнения ритуальных обрядов, на свадьбах, народных гуляниях, похоронах, музыки развлекали гостей в состоятельных домах, как того требовали правила хорошего тона.

Философ Сюнь Цзы (IV-III вв. до н. э.) так описал церемонию приема гостей: "Пригласив гостя в дом, хозяин трижды кланяется Ему - так они доходят до порога. После трехкратного взаимного приглашения зайти в дом первым переступает порог гость. Хозяин поклоном благодарит его за посещение и подносит вино, которое гость выпивает за здоровье хозяина... (Затем) в дом заходит музыкальный распорядитель (с певцами), (которые) выполняют три песни. Хозяин преподносит им (вино). Во двор заходят (музыки) с сопілками и выполняют перед домом три номера. Хозяин также преподносит им вино. Затем выполняются еще три номера, где певцы и музыканты сменяют друг друга" Наконец, певцы и музыканты трижды выступают все вместе. Музыкальный распорядитель объявляет об окончании концерта и выходит. Двое мелких прислужников (хозяина) преподносят (гостю и его сопровождения) бокал с вином, и только после этого в свои права вступает распорядитель приема".

Музыкальные произведения строились в Китае на п'ятиступеневій гамме, гамма - на 12-ступенчатому хроматичному ряду, поэтому количество порядок и в-тональностей в музыкальных произведениях была немалой. Исполнялись музыкальные произведения на каменных и кожаных барабанах, металлических колоколах и гонгах, деревянных цимбалах и стукачках, бамбуковых дудках и флейтах, глиняных окаринах, гуслях и лютнях с шелковыми струнами, свирелях и флейтах из тыквы-горлянки. Оркестры этих традиционных музыкальных инструментов существовали уже в чжоуську эпоху, причем их состав не изменился до конца древней эпохи. Состав оркестра зависел исключительно от состоятельности его владельца. Так, состоятельные китайцы радовали свой слух звуками колоколов, барабанов и пением хоровых капелл, малоимущих же устраивали сольная игра на каком то одном инструменте и танцы красавиц.

Следует отметить, что в понятие "музыка" древние китайцы вкладывали несколько иной смысл, чем это делаем мы. Под "музыкой" (юэ) они понимали ритуальный танец под аккомпанемент музыкальных инструментов. Буквально каждая нота, каждый музыкальный ритм, малейший жест танцовщика нечто символизировали. Закодированной языке музыки и танца китайцы рассказывали целые истории из жизни легендарных героев, воспроизводили яркие исторические сюжеты, передавали свое отношение к политической жизни страны. Для китайца существовала прямая связь между характером музыки и тогдашним состоянием общества. В трактате "Лицзи", в частности, говорилось, что "пути (развития) музыки имеют много общего с управлением страной". Сыма Цянь уверял, что "в хорошо управляемом обществе спокойные мелодии и приносят радость, а управление там гармоничное. В неупорядкованому обществе мелодии злобные и вызывают гнев, а управление там искаженное. В государстве, что погибает, печальные мелодии и навевают тоску, а народ ее бедствует. Путь развития музыки - ее звуков и мелодий - неразрывная с путем управления (государством)".

Каждая ступень звукоряда, каждый звук древние китайцы связывали согласно традиционных религиозно-философских представлений с определенным временем года, временем суток, положением Солнца и Луны, разными птицами и животными, стихиями природы и т.д. Одни мелодии они выполняли весной, другие - летом, осенью, зимой.

Разобраться во всех тонкостях сложной музыкальной символики, чтобы установить с ее помощью связь прошлого с современностью, мог, понятное дело, только знаток. Поэтому в китайских школах, которые готовили чиновников, музыкальной грамоте отводилось главное место.

Красноречивыми были и китайские танцы, которые выполнялись, как об этом говорится в "Лицзи", "с использованием щитов, боевых топоров, перья фазанов и бычьих хвостов". Сыма Цянь раскрыл значение характерных движений и жестов танцовщиков, таких как "сгибание и разгибание корпуса, опускания и подведение головы, движения назад и вперед, медленные или быстрые шаги..." Фигуры танцоров изображены на каменных барельефах и фресках ціньської и ханьской суток.

Недавно китайские ученые дешифрували найден 1920 г. в одной из пещер Дуньхуана нотная запись на деревянной дощечке, перевели его на современные ноты и затем выполнили на традиционном китайском музыкальном инструменте nina (прототип лютни). Эта мелодия датируется III в. до н. э.

Старокитайські искусство и музыка оказали существенное влияние на формирование средневековой японской, корейской, вьетнамской и монгольской культур, для которых культура ханьского Китая на протяжении многих веков была своеобразным эталоном и предметом подражания.



Назад