Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Характеристика джерельноі базы


Исследователи давньояпонської истории опираются на крайне ограниченный комплекс источников, основу которых составляют археологические материалы. Особенно результативными учитывая проблематику местной старины оказались раскопки многочисленных погребальных комплексов, в которых нашли свой последний приют представители тогдашней местной политической элиты, а также ранних японских поселений. Обнаружены материалы дали возможность адекватно воспроизвести основные параметры хозяйственной жизни народов, которые населяли территорию Японии в эпоху древности, реконструировать базовые принципы их религиозно-мифологического мировоззрения, исследовать материальную культуру островитян. Причем в условиях, когда большинство текстовых источников, которые касаются давньояпонської истории, уже неплохо исследована, именно археологическая звено японистики развивается в последнее время динамично, постоянно пополняя наши знания о зарождении и первые шаги цивилизации "Страны Восходящего Солнца".

Среди письменных документов, в которых воссозданы старо-японскую действительность, наиболее информативны есть свидетельства китайских и корейских хронистов о загадочной "страну людей ва". Это источник представляется особенно важным ввиду того, что свою собственную письменность японцы создали лишь в начале средневековья. Большую ценность для исследователей представляют отдельные свидетельства о Древней Японии, помещенные в китайских династических летописях "Вэй чжи" ("Описание царства Вэй", III ст.) и "Хоу Хань шу" ("История Поздней Хань", V в.), а также ранних корейских хрониках эпохи Троецарствия (рубеж н. э. - VII вв.). Однако, несмотря на постоянную напівізольованість "Страны Восходящего Солнца" от континента через бурный нрав Корейского пролива и, соответственно, крайне ограниченная информированность далеких и близких соседей традиционной Японии о ее бытия, фактологическая насыщенность и "коэффициент достоверности" документальных источников такого типа требуют очень осторожного отношения и, по возможности, подробно проверяются на археологических материалах. В комплексе это позволяет ученым оперировать определенным фактами относительно политической истории архипелага времен давности, а также углубляет наши знания о хозяйственно-бытовое и интеллектуальная жизнь и внешнеполитическую деятельность его жителей.

Не менее сложной выглядит проблема использования для исследования давньояпонської истории письменных документов собственно японского происхождения. Наиболее оптимистично настроены археологи склонны считать, что у древних японцев еще до новой эры начал формироваться собственный тип малюнкового письма. Однако если загадочные геометрически-стилизованные дряпини на металлических гонгах, стенах пещер и глиняных сосудах, обнаруженные на юге архипелага, и были попыткой создания первой японской письменности, дешифровать их не удалось. К тому же эти попытки не привели к созданию самостоятельной знаковой системы. Вот почему древнейшие действительно текстовые материалы собственно японского происхождения записаны китайскими иероглифами и датируются началом VIII в. н. э. Вследствие большого временного интервала информация о старояпонську историю, помещенная в таких письменных документах, довольно запутанная и представляет собой синтез мифологии и истории, сочетание фактов и легенд, правды и вымысла. Однако применение современных джерелознавчих методик при изучении этих текстов дает нам возможность лучше понять и исследовать старояпонське прошлое. Прежде всего это касается летописей "Кодзікі" ("Записи о делах древности") и "Нихон секи" ("Записаны анналы Японии"), краеведческого сборника "Фудокі" ("Записи о обычаи и земли") и поэтической антологии древней японской поэзии "Ман'йосю" ("Сборник десяти тысяч стихов"). Упомянутые источники содержат материал по міфолого-религиозных и морально-этических представлений древних японцев, их семейных и бытовых традиций, тогдашних етноре-гіональних особенностей "Страны Восходящего Солнца".



Назад