Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Культура древних японцев


Древняя японская культура сложилась в результате синтеза местных праяпонських и привнесенных мигрантами вадзін культурных компонентов, что определило ее специфику в отношении соседних материковых культур дальневосточного региона.

В отличие от Китая и Кореи Древняя Япония не знала городов. Вадзін жили небольшими поселениями, застроенными с учетом сложного гористого рельефа страны. Тип жилья зависел в основном от статуса хозяина: верхушка жила в деревянных домах на сваях (для защиты от сырости, хищников и грызунов), простолюдины - в травяных шалашах и землянках. Кровля делали двух - или чотирисхилою и покрывали травой или плетением из расщепленного бамбука. Иногда поселок укрепляли рвами и валами с частоколом по периметру.

Одежда вадзін оставался весьма однотипным: рубашка с поясом и шляпа-колпак или платок на голове, в которых женщины добавляли длинную юбку с боковым разрезом, а мужчины - неширокие штаны-шаровары. Зимой на рубашку одевали кафтан. Зато выбор одежных тканей четко соответствовал социальному статусу носителя: одежда для элиты шили из конопляных тканей (иногда даже из шелка), тогда как простолюдины должны были довольствоваться тканями из коры бумажного дерева, дикого хлопчатника, а то и крапивы. Волосы вадзін носили длинным, тем заплетая его в косы.

Важную роль в общественной жизни древних японцев играли религиозные представления и ритуалы. Правда, известно о них мало. Уверенно можно утверждать лишь о чествовании солнца и сакрализацию правителя (или правительницы) как главы солярного культа. Периодически для укрепления духовного единства проводились совместные коллективные моления (ими управлял вождь). Отмечались также праздники сезонно-календарного характера, связанные с циклом сельскохозяйственных работ, которые почти всегда сопровождались пышными жертвоприношениями (в том числе человеческими). Ритуалы сопровождали и процесс захоронения, масштабы которого зависели от социального статуса покойника. Траур по будь-кем длился 10 дней (в течение этого времени родственники умершего не ели мяса, пили вино и поминали его песнями и танцами). Зато хоронили всех по-разному: простолюдина тихо закапывали в землю, в то время как родовитым покойникам устраивали пышные похороны, на которых вместе с покойником отправляли (если верить китайским хроністам) к праотцам не одну сотню "сопровождающих". Правда, археология эти показания пока не подтвердила.

Не чурались древние японцы и ворожбы и шаманских камлань, среди которых особый интерес вызывает обычай назначать в начале любого серьезного дела (битва, путешествие, лечение и т.д.) ответственного носителя "скверны" (дзісай). В течение всего времени, пока длилась рискованное действие, дзісай не мылся, не стригся, не употреблял мяса и вообще ничего не делал, однако за все нес персональную ответственность, и в случае успеха дела мог надеяться на всяческий почет и материальные поощрения, а в случае неуспеха прощался с жизнью. Непременным атрибутом шаманских культов было чествование духов предков, природных стихий и некоторых предметов.

О искусство вадзін свидетельств осталось немного. Только керамические фигурки (догу) экзотических форм свидетельствуют о наличии у древних японцев крайне своеобразных эстетических вкусов, что почти не имеют аналогов среди соседей "Страны Восходящего Солнца". Относительно уровня технологического потенциала вадзін, то он существенно отставал от материковых показателей. Основу хозяйственного комплекса составляли орудия труда из меди, бронзы и камня. Что же касается железа, то его приходилось завозить из других стран и стоило оно чрезвычайно дорого. Зато скловидну пасту японцы делали уже в начале н. э. Тогда же островитяне овладели счет до десяти, научились строить сложные ирригационные системы, создание которых требовало определенных знаний в области элементарной геометрии. Настоящих высот достигли японцы в искусстве татуировки, показало соответствующий уровень эстетики, химических и медицинских знаний.

Внешнеполитическая активность большинства древне-японских "царств" дает основания предположить возможность существования в тогдашней "Стране Восходящего Солнца" неплохо налаженной системы изучения иностранных языков (прежде всего китайской), но прямых свидетельств об этом в исторических источниках не сохранилось.



Назад