Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

1. Объект и предмет политологии


Вопрос о предмете является одним из самых сложных в политологии, как и в большинстве других наук об обществе. Казалось бы, ответ на этот вопрос лежит на поверхности: политология (от греч. «политика» - государственные и общественные дела и «логос» - слово, понятие, учение) - это наука о политике. Однако такое определение является достаточно абстрактным и само по себе еще ничего не говорит о предмете этой науки. Саму политику в современной науке понимают неоднозначно, к тому же она является объектом исследования многих отраслей научного знания. Впечатляет уже сам перечень этих отраслей: политическая философия, политическая история, политическая социология, политическая экономия, политическая психология, правоведение, политическая культурология, политическая этика, политическая антропология, политическая этнография, политическая демография, политическая статистика, политическая география, политическая экология, біополітологія и т.д.

Довольно распространенным в политологии есть понимание ее как междисциплинарной науки, охватывающей все перечисленные и подобные отрасли научного знания о политике. Так, в учебном пособии «Политология» под редакцией А. А. Радугіна утверждается, что «политология рассматривается как целостное, внутренне дифференцированная, междисциплинарная наука, состоящая из ряда отраслей политического знания, которое исследует разные стороны политики на различных уровнях познания и под разными углами зрения: политическую философию, теорию политики, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию, политическую антропологию, теорию международной политики, политическую географию».

Такой подход основывается на отождествлении политологии как науки и любых научных знаний о политике. Он не различает объект политологии - политику - с ее предметом, которым при нем также выступает политика. С одной стороны, этот подход отказывает другим наукам в праве на самостоятельное исследование политики, провозглашая политологией любое научное знание о политике, а с другой - ведет к необоснованному расширению предмета политологии, отождествление его с ее объектом, растворяет политологию в других науках и фактически отводит ей, образно говоря, роль бедной приживалки в богатых родственников, которыми являются устоявшиеся и безусловно признаны отрасли научного знания: философия, история, правоведение, социология, психология и др. Расширенная трактовка политологии, включение в нее любого научного знания о политике, по сути, снимает вопрос о политологии как отдельную учебную дисциплину, поскольку ни одна учебная дисциплина не может охватить всю совокупность знаний о политике.

Социология (от лат. «социо» - общество и «логос» - слово понятие, учение), как известно, является наукой об обществе. Однако пока никто не назвал социологией всю совокупность научных знаний об обществе. Она существует прежде всего как отдельная, самостоятельная наука с собственным предметом, который выделяет ее из-среди других наук об обществе. Так же нет оснований называть политологией всю совокупность научных знаний о политике. Очевидно, чувствуя неубедительность указанного подхода к пониманию политологии, некоторые исследователи всю совокупность научных знаний о политике называют политологией в широком понимании, что, в конце концов, не является выходом из положения, поскольку порождает вопрос о политологию в узком смысле, четкого ответа на которое также нет. Да и наука есть лишь одна, она не существует в широком и узком смысле.

Науки, как известно, различаются не за объектом, а за предметом их исследования. Последний связан только с одним из многих аспектов и сторон познаваемого объекта и предусматривает познания лишь одной определенной специфической группы закономерностей. Ответ на вопрос о предмет политологии нужно искать через выяснения не общего, а отличного между ней и другими науками об обществе.

Объектом политологии как науки выступает политическая сфера общественной жизни, основное содержание которой составляют политико-властные отношения как отношения по поводу власти в обществе. Политическая сфера общественной жизни, политико-властные отношения, или политика, является объектом исследования многих наук об обществе, причем каждая из них имеет в этой сфере свой предмет и исследует его присущими ей методами и средствами. Так, философия, как известно, является теоретической основой мировоззрения человека. Соответственно, политическая философия, основываясь на нормативно-ценностном подходе, выясняет значение политических явлений для жизни человека и общества, оценивает их под углом зрения общего блага, принципов справедливости, свободы, равенства и т.д. Если, например, наука о политике исследует политическую свободу, анализируя и систематизируя совокупность различных видов конкретных свобод, классифицируя их и т.п., то политическая философия рассматривает политическую свободу как гуманистическую ценность в ее связях с другими ценностями. Нормативно-ценностный подход политической философии ориентирован на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Этот подход в большей степени исходит из того, что должно быть или является желаемым, чем из настоящего, и требует опираться в политических решениях на этические ценности и нормы. Политическая философия, следовательно, формулирует ценностно-нормативные критерии политики.

Составляя теоретическую основу мировоззрения человека, философия одновременно выступает общей методологии познания направленной на раскрытие наиболее общих закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления. Соответственно, политическая философия анализирует наиболее общие методы познания политики, сущность политических явлений, причиново-следствия связи политики и власти и выясняет, как проявляются эти наиболее общие закономерности в политической сфере общественной жизни. В смысле наиболее общей методологии познания политической сферы общественной жизни политическая философия выступает как философия политики. Мировоззренческая и методологическая стороны философского подхода к анализу политики свидетельствуют о том, что политическая философия является мировоззренчески-методологической основой исследований политики. Она обеспечивает целостность в изучении политики, выясняет ее сущностные характеристики, дает оценку смысла и значения различных политологических концепций, выясняет принципы и закономерности во взаимоотношениях индивида, общества и власти, мотивационную основу и моральные критерии политического поведения. Политическая философия является наиболее общим и абстрактным уровнем познания политической сферы общественной жизни и поэтому выступает составной философии, а не политологии.

Тесными есть связи политологии с исторической наукой, историей, в частности с политической историей. История как наука изучает прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. При всей многогранности прошлого главным нем для истории есть политические события, процессы и факты. Общая история является, прежде всего, историей политики - она изучает главным образом процессы возникновения, развития и упадка государств, отношения между ними, войны, революции и т.п . и в этой ипостаси выступает как политическая история. Принципиальное отличие исторического исследования от политологического заключается в том, что первое идет от изучения конкретных событий, процессов и фактов в определенных теоретических обобщений, тогда как второе использует уже существующие теоретические обобщения - формы научного знания о политике (идеи, гипотезы, концепции, теории, парадигмы и т.д.) при анализе конкретных явлений и процессов. Политология - это теория политики, а не ее история.

Итак, исследование конкретных событий, процессов, фактов политической жизни общества как в прошлом, так и сегодня само по себе не является политологическим. Таким оно становится тогда, когда использует свойственный политологии методологический и теоретический инструментарий. Если, например, процесс становления многопартийности в современной Украине исследуется с выяснением того, когда и как конкретно возникали политические партии, какими были их действия, кто их возглавляет, как происходит борьба за руководство в партиях и т.п., то это - историческое исследование. Политологическое исследование процесса становления многопартийности в Украине предусматривает использование, в частности, основных положений партології как отрасли науки о политике, что изучает политические партии, к анализа этого процесса. Политолог должен, например, выяснить, как соотносится процесс становления многопартийности в Украине с уже известными закономерностями такого процесса, соответствуют ли политические партии Украины существующим теоретическим моделям партий, которой является партийная система в стране и т.п. Если же не проводить такое разграничение между политической историей и политологией, то политологическими окажутся большинство исторических исследований, в частности диссертаций, и большинство историков станут политологами.

Еще один аспект соотношения политологии и истории касается истории политических учений. Последняя выступает неотъемлемой составляющей политологии как история возникновения, становления и развития этой науки и не входит ни в истории вообще, ни к политической истории, в частности. «История разных сторон культуры, науки и техники, - отмечают авторы энциклопедического словаря, - изучается историческими разделами соответствующих наук (история математики, история физики и т.д.) и видов искусства (история музыки, история театра и т.д.)».

Самым сложным является связь политологии с социологией, в частности с политической социологией. Довольно распространенное отождествление политологии и политической социологии частично оправдано тем, что длительное время политология развивалась в составе социологии. Политология действительно тесно связана с социологией, однако она, по нашему мнению, не может быть включена в нее ни как, собственно, такая, ни как политическая социология. Как отмечалось выше, хотя социология в наиболее общем, этимологическом ее определении и является наукой об обществе, она вовсе не претендует на всю совокупность Научных знаний об обществе, а выступает как отдельная суспільствознавча наука с присущим только ей предметом. Относительно предмета социологии, как и относительно предмета политологии, также нет единой точки зрения. Одним из наиболее приемлемых считается определение, по которому социология - это «наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов как модусов их существования, наука о социальные отношения как механизмы взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными спільностями, между человеком и обществом, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения».

За этим определением социология является наукой не про всю совокупность общественных отношений, а лишь о социальные отношения как один из их разновидностей. Социальные отношения - это не все имеющиеся в обществе отношения, а лишь те, которые складываются между исторически и объективно сложившимися спільностями людей: классовые, этнические, демографические и др . (см. гл. VI). Выведении на основе их субъектов, социальные отношения складываются по поводу различных объектов: производства, собственности, политической власти, ценностей культуры и т.д и выступают, соответственно, как социально-экономические, социально-политические, социально-культурные и другие отношения. А это означает, что социология изучает всю многообразие проявлений политической жизни общества, а лишь те из них, субъектами которых являются социальные общности. Социальные организации и процессы, в том числе политические, она рассматривает как «модусы существования социальных общностей», то есть как производные от последних.

Другими словами, в исследовании политической сферы общественной жизни социология идет от социального к политическому, то есть от отношений между социальными спільностями к отношениям по поводу политической власти. Исследуя социальный аспект политической сферы общественной жизни, социология выступает как политическая социология. Используя присущие ей методы и средства исследования - анкетирование, интервью и т.д., она выступает как социология политики.

Политология, наоборот, идет от определений политики, власти к их субъектов, в том числе социальных. Она традиционно изучает в основном институциональный аспект политики, прежде всего, организацию и деятельность государства, весь механизм политической власти. Органическим есть связь политологии с правоведением, прежде всего с такими его составляющими, как теория государства и права и наука конституционного права. Политология и теория государства и права имеют общий главный объект исследования - государство. Политологию иногда называют державознавством. Однако в изучении политики она, в отличие от теории государства и права, не ограничивается государством, а исследует также другие политические институты - политические партии, группы интересов, органы местного самоуправления, всю многообразие субъектов и проявлений политических отношений. А из всех многообразных отраслей и норм права политологию интересуют лишь те, которые регулируют политические отношения, - это, прежде всего, нормы конституционного права.

Объектом науки конституционного права является государственно-политические отношения, то есть те, субъектом которых в той или иной степени выступает государство. Политология же выходит за пределы этих отношений, исследуя также другие формы и виды политических отношений, используя присущие ей методы и средства познания.

Указанное разграничение философии, истории, социологии, правоведения и политологии касается также других обществоведческих наук, исследующих политическую сферу общественной жизни. Так, политическая психология исследует роль ориентаций, убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятие в политическом поведении людей, что особенно важно при изучении общественного мнения, политических конфликтов, электорального поведения и т.д. Политическая экономия разрабатывает методы, приемы, средства государственной политики в отношении функционирования экономической системы общества в целом, основы и направления государственного регулирования экономических процессов, экономической стратегии и тактики. Политическая антропология исследует связь политики с біосоціальними чертами человека, ее приоритетным направлением является вывод характерных особенностей политической культуры того или иного народа из особенностей его национальной культуры. Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного расположения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами. Однако все эти отрасли научного знания являются составляющими соответствующих наук - психологии, экономической теории, антропологии, географии, а не политологии.

Предмет политологии Разграничения политологии и других наук, изучающих политическую сферу общественной жизни, предусматривает выделение предмета политологии. Относительно этого предмета существуют различные суждения. В античном мире частное и политическое, государственное жизни существовало в неразрывном единстве. Институциональным субъектом политики там была только государство, поскольку других развитых политических институтов тогда еще не знали. Объектом политико-философских исследований античных мыслителей, например Платона и Аристотеля, была именно государство в неразрывном единстве с обществом. Согласно этой традиции науку о политике нередко называют державознавством. Однако по мере разграничение гражданского общества и государства, появления институциональных средств влияния общества на государство - политических партий, групп интересов, средств массовой информации и т.п . - круг институциональных субъектов политики расширилось, что сделало очевидным ограниченность трактовка политологии как науки лишь о государстве. Она становится наукой о политике в целом. Определяя объектом политологии политическую сферу общественной жизни, ученые высказывают различные мнения относительно ее предмета. Одни считают таким предметом власть, вторые - политическую систему, третьи - демократию, четвертые-политическую культуру и т.д. Особенности политологии как отдельной науки о политике наиболее полно отражает категория «политическая система общества». Это интегративная категория, которая органично сочетает все другие категории политологии - политические институты, политические отношения, политические процессы, политическую культуру и т.п., а потому является центральной в науке о политике.

Итак, политология как наука о политике - это наука о политической системе общества и ее различные подсистемы. Ни одна другая отрасль научного знания, которая исследует политическую сферу общественной жизни, не делает это с такой системностью и полнотой, как политология, и не имеет политическую систему общества в целом как свой предмет. Политология не может претендовать на изучение всего многообразия проявлений политической жизни общества, однако она является единственной наукой, которая исследует такие проявления в систематизированном виде.

Основными структурными элементами политической системы является политические институты и политические отношения. Политические отношения - это отношения по поводу власти в обществе, а политика является деятельностью, направленной на завоевание, использования и удержания власти. Поэтому политология может быть определена как наука о власти в обществе.



Назад