Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Политическая мысль в Древнем Риме


История древнеримской политической мысли охватывает целое тысячелетие - вплоть до V в. н. э. В общетеоретическом плане эта мысль находилась под значительным влиянием соответствующих ученик древнегреческих мыслителей, прежде всего, Сократа, Платона и Аристотеля. Вершиной древнеримской политической мысли есть политическое учение Цицерона. Марк Туллш Цицерон (106-43 гг. до н. э.) был знаменитым римским оратором, юристом и государственным деятелем. Среди его многочисленных трудов основной из проблем государства является прац «О государстве». Теоретические взгляды Цицерона на государство сформировались в значительной степени под влиянием древнегреческих политических учений, которые он развивал по тогдашней римской действительности и политической мысли. Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. Отсюда происходит и название - республика (лат. республика). Основную причину происхождения государства он видит в врожденной потребности людей жить вместе. Цицерон соглашался с Аристотелем в том, что государство возникло из первичной ячейки общества (семьи) постепенно и естественным путем. Еще одной причиной образования государства является необходимость охраны как частной, так и государственной собственности. Следуя традиции древнегреческой политической мысли, Цицерон уделял значительное внимание анализу различных форм государственного правления и их преобразований. В зависимости от числа правящих он различал три простых формы правления: царскую власть (монархию), власть оптиматів* (аристократию) и власть народа (демократию). Каждая из этих форм имеет свои преимущества: в царской власти это благоволение к подданных, у власти оптиматів - мудрость, у власти народа - свобода. Но каждому из них присущи и определенные недостатки. Так, царская власть и власть оптиматів ограничивают свободу народа и отстраняют его от участия в управлении государством, а демократия означает уравниловку.

Основным недостатком простых форм правления является то, что вследствие присущих им односторонности и неустойчивости они непременно превращаются в неправильные формы. Так, царская власть, которая содержит угрозу произвола единовластного правителя, легко вырождается в тиранию, а власть оптиматів из власти мудрейших и доблестных превращается в господства клики богатых и знатных. Полновластия народа приводит к безумия и произвола толпы, его тиранической власти. Такие перерожденные виды властвования уже не являются формами государства, потому что отрицают само государство как общее дело и достояние народа. Цицерон считает, что при возможности выбора из простых форм правления предпочтение нужно отдать царской власти, а демократию следует поставить на последнее место. Но лучшей формой государства является смешанная форма, пятно путем равномерного сочетание достоинств трех простых форм правления. Важнейшими достоинствами такого государства является ее прочность и правовое равенство граждан. Свою концепцию наилучшей формы государственности, в отличие от платоновского проекта идеального государства, Цицерон считал реально осуществимой и видел ее воплощение в практике римской республиканской государственности в лучшие времена ее существования. Творческое наследие древнеримского мыслителя, особенно его учение о государстве, оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политической мысли. В период утверждения в Римской империи господства христианства значительное распространение получило учение одного из виднейших идеологов христианской церкви Аврелий Августин (354-430), за заслуги перед церковью прозванного

Блаженным. Свои политические взгляды он изложил главным образом в труде «О граде Божьем». Опираясь на библейские положения, Августин всю историю человечества, все социальные, государственные и правовые учреждения и наставления подает как следствие греховности человека, начатой еще Адамом и Євою. Человеческий род во все времена его существования он разделяет на два разряда: тех, кто живет за плотскими человеческими установлениями, и тех, кто живет за духовными Божьими установками. Первый тип общения людей Августин называет «градом земным», а второй - «градом Божьим».

Греховность земного государственно-правовой жизни оказывается, по Августину, в господстве человека над человеком, в отношениях управления и подчинения, господства и рабства. Такое состояние он называет «естественным порядком» человеческой жизни и критикует его с религиозно-идеальных позиций божественного порядка и его земного прообраза в виде христианской церкви. Греховный порядок мира имеет временный характер и будет продолжаться до второго пришествия Христа и судного дня, когда установится «царство небесное». В ожидании этого события Августин оправдывает имеющиеся социально-политические порядки, но лишь в той мере, в какой они не противоречат христианской религии и церкви. Общность людей, по Августину, может быть народом и государством только тогда, когда основывается на праве, совмещенном с утіленою в Боге справедливостью. Римляне как язычники, по его мнению, не были народом и государством в настоящем понимании, поскольку, игнорируя единого Бога, не знали истинной справедливости. Формы государственного правления Августин различает в зависимости от обязанностей, возложенных на верховную власть. Главными из них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к Богу и к человеку. Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он называет тираном, а несправедливое аристократию - кликой. Он считает приемлемыми все формы правления в том случае, если в государстве хранятся воплощена в праве справедливость и уважение к религии. Учение Августина получило значительное распространение и влияние. Оно сыграло важную роль в развитии христианских концепций государства, политики и права.



Назад