Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Учение Фомы Аквинского о государстве


Вершины своего могущества и влияние римо-католическая церковь, папство достигли в XIII ст. Тогда же завершилось создание системы схоластики - религиозной философии католицизма, направленной на оправдание постулатов веры рациональными, формально-логическими средствами. В создании этой философии большую роль сыграл доминиканский монах, ученый-богослов Фома Атінський (Аквинат) (1225-1274), который пытался приспособить учение Аристотеля для обоснования католических догматов. Его политические взгляды изложены главным образом в работах «О господстве владык» (1265-1266) и «Сумма теологии» (1266-1274). Следуя Аристотеля, Фома Аквинский считал, что человек по своей природе является политическим существом. В одиночку люди не могут удовлетворить свои потребности в них от природы заложено стремление объединиться и жить в государстве.

С этой естественной причине и возникает государство как политическая общность людей. Целью государственности является общее благо, обеспечение условий для достойной жизни. Осуществление этой цели, по мнению мыслителя, предусматривает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированного положения вельмож и богачей, соблюдение всеми установленного Богом обязанности повиноваться правителям, которые олицетворяют собой государство.

Вопрос происхождения, сущности и формы государства Фома Аквинский рассматривает с позиций и в интересах католической церкви. По его толкованием, сущностью власти есть такой порядок отношений господства и подчинения, за которого воля лиц с верхушки общественной иерархии руководит ниже слоями общества. Поскольку такой порядок заведен Богом, то власть имеет божественный характер. Именно в этом смысле теолог толкует высказывание апостола Павла о том, что «всякая власть от Бога».Вважаючи власть за ее природой благом, Фома Аквинский, однако, предостерегает, что конкретные формы и способы ее происхождения и осуществления могут оказаться и несовершенными, несправедливыми. Правитель может быть узурпатором власти, тираном, заботиться только о себе. Насколько действия правителя отклоняются от воли Божьей, противоречат требованиям морали и интересам церкви, настолько, по его мнению, подданные имеют право оказывать сопротивление этим действиям. Поскольку тиран занимается только собственной, а не общей пользой, пренебрегает законы и справедливость, народ может восстать против него. Однако окончательное суждение о законности происхождения и использования власти и допустимости борьбы с ней принадлежит церкви. Этим самым обосновывается право церкви на вмешательство в светские, государственные дела. Среди форм государственного правления Фома Аквинский различает монархию, аристократию и тиранию, разновидностью которой является демократия. Предпочтение он отдает монархии, потому что ее устройство напоминает как устройства мира вообще, созданного и управляемого одним Богом, так и человеческий организм, различные части которого объединяются и направляются одним умом. Кроме того, по его мнению, исторический опыт свидетельствует о стабильности и успехи именно тех государств, где властвовали не много людей, а одно лицо. Теолог различал две разновидности монархии: абсолютную и политическую. Симпатии его были на стороне второй, в которой власть правителей зависит от закона и не выходит за его пределы.

Римо-католическая церковь высоко оценила учение Фомы Аквинского, которое получило название «томізм» (от лат. - Фома), провозгласив его автора святым и присвоив ему титул «доктора ангельского».



Назад