Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Учение Жана Бодена о государстве


Феодальная раздробленность и межконфессиональное религиозная вражда тормозили становления в Западной Европе сильных централизованных государств. В борьбе за формирование такого государства во Франции в последней трети XVI в. сложилось учение выдающегося политического мыслителя Жана Бодена (1530-1596). Взгляды на государство, на пути и методы укрепления централизованной монархической власти он изложил главным образом в труде «Шесть книг о республике» (1576), название которой не противоречит содержанию, ибо под «республикой» автор имел в виду государство вообще.

Же. Боден определяет государство как управление совместным в множественности семей, которое осуществляется суверенным государством на основе права. Ячейкой государства у него выступает семья (домохозяйство). По своему статусу глава семьи является прообразом и отражением государственной власти. Государство как организация возникает в результате соглашения, и высшее ее цель заключается не в обеспечении внешнего благоденствия людей, а в том, Чтобы, гарантируя мир в сообществе и защищая ее от внешнего нападения, заботиться о истинное счастье индивидов. Не должно быть никаких причин для выступлений против государства, ибо она суверенна. Разработка теории государственного суверенитета является самым весомым вкладом Же. Бодена в развитие политической мысли.

Суверенитет он понимает как абсолютную, постоянную и безраздельной власти. Абсолютность суверенитета будет тогда, когда суверенная власть не будет знать никаких ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета будет тогда, когда суверенная власть будет неизменно неопределенно долгое время. Неделимость суверенной власти проявляется в том, что она ни с кем не делит своих прерогатив, не может быть никаких органов, которые стояли бы над или рядом с ней. Же. Боден выделяет следующие пять основных признаков суверенитета: издание законов, обязательных для всех; решение вопросов войны и мира; назначение должностных лиц; действие как суда в последней инстанции; помиловании.

Однако Же. Боден не считает суверенитет государственной власти абсолютно неограниченным. Суверенитет является абсолютным только в сфере деятельности государственной власти. Он не распространяется на отношения, обусловленные божественными и природными законами, частной собственностью. А потому государство не должно вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости, особенно собирать налоги с подданных без их согласия и вопреки воле владельцев. Правитель, который посягает на частную собственность, вмешивается в семью, пренебрегает природными и божественными законами, является тираном и заслуживает смерти.

Рассматривая различные формы государственного правления, Же. Боден предпочитает суверенной, то есть абсолютной, монархии. По его мнению, она является самой естественной из всех форм. Подобно тому, как во Вселенной над всем господствует Бог, а на небе - Солнце, так и в человеческой сообщества должен быть один правитель. Однако это вовсе не означает категорического возражения мыслителем отдельных элементов аристократического и демократического правления в условиях монархизма.

Аристократические элементы возможны, в частности, тогда, когда правитель назначает на должности только знатных и богатых. Демократические элементы появляются в государственном управлении в случае открытия монархом доступа к должностей практически всем свободным и разумным индивидам. Лучшей, за Ж. Боденом, есть такое государство, в которой суверенитет принадлежит монарху, а управление должно аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией.

Таким образом, доказывая необходимость государственного суверенитета, сильной монархической власти, Же. Боден в то же время накреслював пределы деятельности государственной власти. Политические идеи В отличие от Ж. Бодена, который защищал утопического абсолютизм и частную собственность, предсоціалізму ставники так называемого утопического социализма Т. Мор и Т. Кампанелла отстаивали идею социального равенства, главным врагом которой они считали частную собственность. К проблематике государства мыслители-социалисты обращались в поисках ответа на вопрос о том, каким должно быть государство, чтобы обеспечить равенство и справедливость, покончить с тиранічними формами правления.

Родоначальником утопического социализма как системы теоретических представлений о справедливом общественном устройстве является выдающийся английский мыслитель и политический деятель Томас Мор (1478-1535). Свои взгляды он изложил в работе «Утопия» (1516), в котором резко осудил английские социальные и политические порядки - нищета масс, неравенство и несправедливость, преступность и т.п., главной причиной которых считал частную собственность. По мнению Т. Мора, общество является результатом заговора богатых против бедных, а государство выступает лишь орудием богатых, которое они используют с целью подавления простого народа и защиты своих материальных интересов. Богатые покоряют и знедолюють бедных как силой, хитростью и обманом, так и с помощью законов, которые навязывают народу от имени государства. Существующим социальным и политическим порядкам Т. Мор противопоставляет те порядки, царящие в воображаемой государстве Утопия. Там нет частной собственности, а средства производства и его результаты являются общественным достоянием. Труд обязательна для всех рабочий день длится всего 6 часов, население обеспечивается всем необходимым.

Господство общественной и отсутствие частной собственности исключают преступления, связанные с жадностью и эгоизмом людей, их стремлением несмотря на все увеличить свое богатство. Утопия является государственно-организованным обществом, ее политический строй, который Т. Мор считает идеальным, основывается на принципах свободы, равенства и демократии. Все основные должностные лица государства, в том числе верховный правитель (принцепс), избираются народом, отчитываются перед ним и обязаны действовать в его интересах. Правитель избирается пожизненно, но может быть смещен с должности в случае стремление к тирании. Остальные должностных лиц и сенат, состоящий из старших по возрасту и опытных граждан, избираются ежегодно. Важнейшие дела в Утопии решаются правителем с участием сената и народных собраний. Как видим, симпатии Т. Мора на стороне своеобразной смешанной формы государственного правления, которая сочетает в себе монархический, аристократический и демократический элементы.

В Италии идеи утопического социализма развивал философ, поэт и политический деятель Томмазо Кампанелла (1568-1639). В своем труде «Город Солнца» (1602 г. напечатана в 1623 г.), следуя Т. Мора, он утверждал, что причиной всех общественных бед является частная собственность. Идеальным общественным строем, который отвечает интересам простого народа, автор считает такой, что основанный на общественной собственности. Подобный порядок установлен в городе Солнца. Там отсутствует частная собственность, труд имеет обязательный характер, граждане обеспечены всем необходимым. Причем, в отличие от Т. Мора, Т. Кампанелла вводит общественную собственность даже на предметы личного потребления. В городе Солнца все подробно регламентируется, даже личная жизнь каждого гражданина.

Система публичной власти в городе Солнца состоит из трех ветвей: военной, научной и воспроизводства населения (путем создания необходимых предметов потребления и воспитания граждан). Каждой из ветвей власти управляет отдельный правитель. Этих трех правителей называют соответственно Сила, Мудрость и Любовь. Венчает управленческую пирамиду верховный правитель, которого именуют Солнцем, или Метафізиком. Он отличается ученостью, опытом и умением. Должность верховного правителя он занимает не пожизненно, а лишь до того времени, пока среди граждан не появится более достойный. Тогда верховный правитель обязан сам отказаться от власти в пользу более достойного. Верховный правитель города Солнца и его ближайшие помощники - Сила, Мудрость и

Любовь - не могут быть смещены с должностей по воле народа, остальные должностные лица избираются гражданами. Теоретически начатые представителями раннего утопического социализма Т. Мором и Т. Кампанеллою коллективистские принципы организации общественной жизни - отрицание частной собственности, общественная организация производства и распределения, обязательность труда, детальная регламентация общественной и личной жизни, недооценка прав и свобод индивида - нашли дальнейшее теоретическое обоснование и в конечном итоге были положены в основу организации общественной жизни в странах социализма.



Назад