Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Политические учения Голландии


Весомый вклад в разработку ранньобуржуазної в политико-правовой идеологии сделали выдающиеся голландские мыслители Г. Гроций и Б. Спиноза. Гуго Гроций (1583-1645) - один из основателей ранньобуржуазного учение о государстве и праве. Среди его многочисленных работ по этой проблематике видное место занимает трактат «Три книги о праве войны и мира» (1625). В соответствии с теорией Г. Гроция, существует естественное право и право волевстановлене. Источником первого природа человека, человеческий разум, в котором заложено стремление людей к спокойному и рационального общения. Это право требует, в частности, незыблемости частной собственности. Волевстановлене право автор делит на «божественное» и «человеческое». Волевстановлене право, в том числе «человеческое», к которому принадлежат семейное,

Гражданское и международное право, должен соответствовать требованиям естественного права. Противопоставление Г. Гроцієм требований естественного права, в которое вкладывалось определенный буржуазный содержание, нормам волевстановленого права, то есть реальным феодальным правовым институтам, было своеобразным орудием критики феодализма.

Свойственное человеческой природе и представлено в естественном праве разумное общение, а также сочетание в волевстановленому праве справедливости и пользы, по Г. Гроцієм, находит свой необходимо проявление в государстве, которую он определяет как «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Додержавна стадия жизни людей характеризуется Г. Гроцієм как «естественное состояние», за которого не было не только государства, но и частной собственности. Но развитие человечества и потеря им первоначальной «простоты» привели к разделу имущества, появления частной собственности и образования по взаимному согласию людей государства, целью которой является охрана собственности каждого. Признаком государства Г. Гроций считал верховную власть, действия которой не подчиняются никакой другой власти и не могут быть отменены на усмотрение чужой власти. Атрибутами верховной власти является принятие законов, правосудия, назначение и руководство деятельностью должностных лиц, сбор налогов, решение вопросов войны и мира, заключения международных соглашений. По мнению Г. Гроция, форма государственного правления не имеет существенного значения, поскольку источником любой формы есть общественный договор. При создании государства народ мог выбрать ту или иную форму правления. В то же время мыслитель негативно относился к тирании и предпочитал единоличной и аристократической формы правления. Особое внимание Г. Гроций уделял вопросу о праве подданных сопротивляться верховной власти. По его мнению, подданные должны подчиняться властям, поскольку ее источником е общественный договор, который должен выполняться и не может быть расторгнут без согласия сторон. Из этого правила он делает исключение на «крайнюю необходимость», когда подданным грозит большая и явная опасность. И даже тогда вооруженное сопротивление допустимо только при условии, что он не нанесет большого бедствия государству и не приведет к гибели многих невинных людей.

Теории естественного права и общественного договора нашли свое дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа и политического мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632-1677), в частности в его трудах «Богословские-политический трактат» (1670) и «Политический трактат» (1677). В естественном состоянии, считал Бы. Спиноза, люди имели право делать все по своему усмотрению, однако реализация этого права зависела от фактической силы каждого человека. При отсутствии в естественном состоянии любого общего для всех права невозможны самосохранения людей, их безопасное существование, достижения ими своих желаний. Необходимость в самозбереженні толкает людей к переходу с помощью совместного договора от естественного к гражданского состояния, т.е. до общества и государства, которые Бы. Спиноза не различал. Заключением договора право и сила каждого человека были перенесены на общество и государство, которая укрощает страсти и непомерные устремления людей и заставляет их жить по «законам разума» - в мире и безопасности. Отличительным признаком гражданского состояния Бы. Спиноза считает наличие верховной власти, воплощением которой является государство.

Верховная власть не связанная никакими законами, и все должны ей во всем подчиняться. К его компетенции относятся принятия, толкования и отмена законов, правосудия, назначение должностных лиц, решение вопросов войны и мира и другие государственные дела.

В то же время власть государства не безгранична, она не распространяется на естественное право, которое подвергнуты сохраняют и после заключения общественного договора. Так, в гражданском состоянии сохраняется свобода совести и слова, потому что государство не в состоянии заставить граждан думать и говорить именно так, а не иначе. Различие между естественным и гражданским состоянием заключается в том, что в последнем в дополнение к естественного права людей появляется еще и естественное право государства, то есть общее для всех право, общий гарант и защитник безопасности.

Б. Спиноза отрицал право подданных на сопротивление верховной власти, на смену или нарушения конституюючих государство договоров и законов. Однако он считал, что нарушение государством условий общественного договора разрушает сам договор, вызывает упідданих возмущение и оправдывает их естественное право на сопротивление властям.

Формы государства. Спиноза оценивал в зависимости от степени достижения в них цели гражданского состояния - обеспечение мира и безопасности жизни. Он различает три основных формы государства: монархию, аристократию и демократию. Мыслитель решительно осуждает абсолютную монархию, отмечая, что один человек не может обладать высшим правом и всей мощью государства, она пользуется помощью советников и приближенных, которым доверяет свое и общее благополучие. Монархическая форма правления на самом деле оказывается скрытой аристократической форме, а потому и самой худшей. За аристократии власть принадлежит определенному количеству избранных лиц. По мнению Б. Спинозы, эта форма правления лучше монархии, поскольку в большей степени приспособлена к сохранению свободы. Народ не имеет права голоса, но, вселяя страх власть имущим, сохраняет за собой определенную свободу.

Лучшей формой государства Бы. Спиноза считал демократию, при которой наиболее полно обеспечиваются общее благо, господство разума и свободы. Отличие демократии от аристократии, за Б. Спінозою, заключается в том, что в аристократии правители избираются советом достойных граждан, а в демократии они определяются законом, установленным самим народом. Б. Спиноза разработал проект монархии, согласно которому верховная власть должна принадлежать представительной учреждении, принимает законы и контролирует их выполнение должностными лицами. Власть монарха, за этим проектом, является весьма ограниченной и сводится к решению возможных конфликтов в представительском собрании и исполнения решений. По сути дела, это был своеобразный проект будущей парламентарной монархии как одной из демократических форм государственного правления.



Назад