Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Политические учения в Англии


В отличие от Б. Спинозы выдающийся английский философ Томас Гоббс (1588-1679) идеи естественного права и общественного договора использовал для защиты абсолютной монархии и осуждения революций. Самой известной его работой по этому вопросу есть «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651) Т. Гоббс считал, что все люди созданы равными относительно физических и умственных способностей и имели одинаковые на все права. И поскольку человек по своей природе является эгоистичным существом, алчной и честолюбивым, то в додержавному состоянии господствовал принцип «человек человеку - волк» и велась «война всех против всех». В то же время людям свойственны страх смерти и инстинкт самосохранения, который доминирует над другими страстями, а также природный ум, то есть способность каждого трезво рассуждать о позитивные и негативные последствия своих действий. Это побуждает людей к поиску путей самосохранения. По взаимной договоренности люди доверяют одном лице (отдельному человеку или собранию) верховную власть над собой. Этим лицом является государство, которое использует силу и средства всех людей так, как она считает необходимым ради мира и общей защиты. Носитель такой верховной власти является сувереном, все остальные выступают его подданными.

Таким образом, за Т. Гоббсом, государство создается людьми для того, чтобы с ее помощью покончить с «войной всех против всех», избавиться от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти. Заключив однажды общественный договор и перейдя к гражданского состояния, люди теряют возможность изменить выбранную форму правления, освободиться из-под действия верховной власти и не могут вести борьбу против нее за исключением тех случаев, когда существует угроза самому их существованию. Защита собственной жизни опирается на закон самосохранения, который является высшим законом всей природы и не может нарушаться даже государством. Полномочия верховной власти в отношении подданных неограниченные, причем ее носитель - суверен - никаким договором с народом не связан и поэтому не несет перед ним ответственность. Суверен сам выдает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, назначает всех должностных лиц и т.д.

Его прерогативы неделимые и никому не передаются. Т. Гоббс считал, что разделение властей ведет к разрушению государства, поскольку разделены власти взаимно уничтожают друг друга. Он понимал, что обосновывает и возможность тиранического использования такой неограниченной и бесконтрольной власти государства, но отдавал ей предпочтение перед столкновением частных интересов и общественными конфликтами.

Обосновывая неограниченную власть государства, Т. Гоббс считал возможными лишь три формы ее осуществления: монархию, Демократию и аристократию. Отличаются они не по сути верховной власти, а по степени пригодности для осуществления той цели, ради которой были установлены. Симпатии мыслителя на стороне монархии, ибо она, по его мнению, лучше от других форм правления отражает и реализует абсолютный характер власти государства. Классовый компромисс буржуазии с дворянством, который вошел в историю под названием «славной революции» 1688 г., становление конституционной монархии в Англии нашли свое теоретическое обоснование в политическом учении выдающегося английского философа Джона Локка (1632-1704), прежде всего в его труде «Два трактата о правлении» (1690).

Дж. Локк не только воспринял и обогатил идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотъемлемых свобод личности, законности сопротивления тирану и т.п., но и интегрировал их в целостное политическое учение - классический либерализм. По Дж. Локком, до возникновения государства люди находились в естественном состоянии, где не было «войны всех против всех». Люди свободно распоряжались собой и своей собственностью. Однако в естественном состоянии не было органов, которые бы бесстрастно решали споры между людьми, осуществляли должное наказание виновных в нарушении естественных законов. С целью надлежащего обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди согласились создать государство. Государство, по мнению Дж. Локка, является совокупностью людей, которые объединились в единое целое под защитой ими же установленного общего закона и создали судебную инстанцию, уполномоченное устраивать конфликты между ними и наказывать преступников. От других форм объединений людей государство отличается тем, что воплощает политическую власть, то есть правостворювати законы с целью регулирования отношений собственности и применять силу объединения для выполнения этих законов и защиты государства от внешнего нападения.

Создавая государство добровольно, люди передают ей лишь часть своих естественных прав и свобод, оставляя за собой прежде всего право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство. Это неотъемлемые естественные права человека, которые не могут быть отчуждены ни в чью пользу. Государство получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества - создание условий для того, чтобы все и каждый могли обеспечивать свои гражданские интересы, прежде всего по жизни, свободы и собственности. Средствами обеспечения достижения государством этой цели Дж. Локк считал законность, разделение властей, оптимальную форму правления, право народа на сопротивление произволу власти и др. В законе мыслитель видел первую государствообразующую признак. Под законом он не понимал любое предписание государства, а лишь тот ее акт, что указывает гражданину такое поведение, которое отвечает его собственным интересам и служит общему благу. Признаками закона также стабильность и долговременность действия. Законы только тогда способствуют достижению главной цели государства, когда их все знают и все выполняют закон является обязательным для всех.

Реализация главной цели политического сообщества, обеспечения свободы и соблюдения законности, по мнению Дж. Локка, требуют разграничения властных полномочий государства и деления их между различными государственными органами. В связи с этим он различает законодательную, исполнительную и союзную власть. Законодательная власть должна принадлежать только общенациональном представительному органу - парламенту, который периодически собирается для принятия законов, но не вмешивается в их выполнения. Исполнительная власть должна принадлежать королю, который руководит воплощением законов в жизнь, назначает министров, судей и других должностных лиц. Король и кабинет министров осуществляют также союзное, федеративное, власть: ведают вопросами войны, мира и отношений с другими государствами.

Чтобы избежать узурпации кем-нибудь всей полноты государственной власти, Дж. Локк определяет иерархию видов власти и принципы их взаимодействия. Первое место он отводит законодательной власти как самой высокой в стране. Другие виды власти подчиняются ей, но и сами оказывают на нее значительное влияние. Так, король наделен правом роспуска парламента, может накладывать вето на законы и т.п. По сути дела, Дж. Локк заложил основы механизма сдержек и противовесов различных ветвей власти, который после дальнейшей теоретической разработки был внедрен в конституциях США и других стран. Дж. Локк уделял некоторое внимание также формам государственного правления. Он отрицательно относился к абсолютной монархии, в которой монарх посягает на свободу и собственность людей и никто не гарантирован от нарушения своих прав. Симпатии мыслителя склонялись к конституционной монархии, которая сформировалась в Англии после 1688 г. Для Дж. Локка было важно, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора, добровольного согласия людей, охраняла их естественные права и свободы и заботилась об общем благе.

Заслугой Дж. Локка есть также обоснование ним законности сопротивления народа власти, если и посягает на его естественные права и свободы. Суверенитет народа он считал высшим от суверенитета созданной им государства. Если большинство народа решает положить конец произволу правителей, которые нарушили общественный договор, то вооруженное народное восстание с целью вернуть страну на путь свободы и закона будет вполне правомерным.

Политическое учение Дж. Локка было наиболее полным выражением идеологии ранньобуржуазних революций, которая составила основу классического либерализма, как одной из основных течений общественно-политической мысли.



Назад