Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Политические учения во Франции


На путь революционных преобразований Франция стала значительно позже, чем Голландия и Англия, - в конце XVIII ст. Политические учения, которые идейно подготовили ранние буржуазные революции, в условиях предреволюционной Франции получили значительного распространения и развития, а принципы свободы и равенства, провозглашенные и частично осуществлены в Голландии и Англии, на французском почве превратились в развернуты политические учения. Именно во Франции размах приобрело Просвещение - влиятельный европейский общекультурный движение за распространение рационального знания, преодоление религиозного мракобесия и невежества масс, внедрение в общественную жизнь ценностей, основанных на уважении человеческого достоинства. Самыми выдающимися деятелями французского Просвещения были Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. -Же. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций. Наиболее завершены политические учения создали Ш. Монтескье и Ж. -Же. Руссо.

Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) - известный философ, историк и писатель. Его философские и политические взгляды изложены главным образом в труде «О духе законов» (1748). Автор доказывал, что возникновение государства и права, многообразие законов и учреждений является результатом действия объективных факторов и закономерностей, которые составляют «дух законов». К таким факторам относятся прежде всего географические: климат, величина территории, рельеф местности, грунт и т.д. Так, жаркий климат способствует установлению деспотичного правления, холодный - порождает стремление людей к свободе; в горной местности живут свободолюбивые народы, на великих равнинах - склонны к подчинение чужой воле.

Мыслитель считал, что к образованию общества и государства люди жили по природным законам, к которым относятся равенство, стремление к миру, добывания пищи, желание жить совместно и др. Человек по своей природе не агрессивная и властолюбивый, а слабая и трусливая существо, которое стремится к равенству и мира с другими. Слабость людей толкает их к объединению в общество, в котором они вступают в силу, но теряют равенство и мир. Войны побуждают людей к установлению позитивных законов. К таким законам относятся международное право (определяет отношения между народами), политическое право (определяет отношения между правителями и подданными) и гражданское право (регулирует отношения между гражданами).

Потребность людей, которые живут в обществе, в общих законах предопределяет необходимость образования государства. Позитивные законы, считал Ш. Монтескье, должны соответствовать природе, форме правления, географическим факторам, образа жизни населения, его численности, обычаям и т.д. Решающее влияние на законы, по его мнению, оказывают природа и форма государственного правления. Характер формы правления Ш. Монтескье определяет в зависимости от количества тех, кто осуществляет власть. По этому признаку он выделяет три формы правления: республика, монархия и деспотию. По республиканского правления верховная власть находится в руках всего народа (демократия) или его части (аристократия). Монархия - это правления одного лица, осуществляемое на основе законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всевозможными законами и правилами.

Для характеристики каждой формы правления III. Монтескье вводит понятие «принцип правления», под которым понимает то, что заставляет государство действовать, те страсти, которые движут ею. В республике, особенно в демократии, таким принципом является добродетель, в монархии - честь, в деспотии - страх. Мыслитель резко осуждал деспотию, противопоставлял ей республику и конституционную монархию как умеренное правление.

Особое внимание Ш. Монтескье уделяет проблеме соотношения закона и свободы. Суть политической свободы, по его мнению, заключается в том, чтобы делать не то, что хочешь, а то, что

Позволяют законы. Отсюда его знаменитое высказывание: «Свобода есть право делать все, что разрешено законами». Мыслитель подчеркивал, что политическая свобода возможна лишь при умеренных форм правления, а не в деспотии. Государством, в котором наиболее полно осуществляется политическая свобода, является монархия. Политическим идеалом Ш. Монтескье была английский конституционная монархия.

Ш. Монтескье подчеркивал, что и за умеренного правления политическая свобода может быть только там, где исключена возможность злоупотребления властью; для этого в государстве необходимо осуществить разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основная цель разделения властей заключается в том, чтобы избежать сосредоточение ее в одних руках и злоупотребления ею.

Надо, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Определяющей в системе разделения властей III. Монтескье считал законодательную. Идея разделения государственной власти является одной из главных не только в учении Ш. Монтескье, но и в политической науке в целом.

Если Ш. Монтескье был выразителем интересов буржуазии в ЕЕ борьбе против феодализма и политического абсолютизма, то его соотечественник - выдающийся философ и политический мыслитель Жан-Жак Руссо (1712-1778) защищал в этой борьбе интересы широких народных масс. Основная работа Же. -Же. Руссо, в которой изложены его политические взгляды, озаглавленный «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762).

Распространенные в то время идеи естественного права и общественного договора Же. -Же. Руссо использовал для обоснования глубоко демократического учение. Естественное состояние он называл «золотым веком», в котором не было частной собственности, все люди были свободными и равными. В этом состоянии был только один вид неравенства - физический, обусловленный естественными различиями людей. Но с появлением частной собственности появляются общественное неравенство, разделение на богатых и бедных и борьба между ними. Введены в заблуждение богачами, люди уступили своей естественной свободой, чтобы обрести свободу гражданскую, и путем общественного договора образовали государство и законы, которым должны были подчиняться все. Однако образования государства, подчеркивал Же. -Же. Руссо, не привело к появлению гражданской свободы, а к углубления общественного неравенства. Если сначала возникли имущественное неравенство и право частной собственности, то установление государственной власти дополнило экономическое неравенство политической. Наконец, вырождения власти в деспотичную приводит к крайней степени неравенства, когда все равны перед деспотом в своем рабстве и безправ'ї.

По мнению Ж. -Же. Руссо, политическое устройство должно быть таким, чтобы человек, объединяясь с другими людьми в общество, не теряла своих естественных прав и хранила свободу. Обоснованию этого утверждения служит идея народного суверенитета, которая является центральной в его учении. Основой всякой законной власти, считал Же. -Же. Руссо, является согласие людей, проявлением которой выступает общественный договор. Сущность этого договора заключается в том, что каждый человек отдает себя под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником. Вся власть таким образом переходит к ее верховного носителя, суверена, которым является все участники договора, то есть народ. Суверенитет, следовательно, принадлежит народу. В гражданском состоянии люди становятся более свободными и равными, ибо если естественная свобода ограничена силами каждого отдельного человека, то гражданская свобода, которая возникла в результате общественного договора, ограничена общей волей суверена.

Народный суверен, за Ж. -Же. Руссо, это власть, которая осуществляется общей волей большинства и является неделимой. Суверенитет не может быть передан отдельному лицу, он всегда принадлежит народу и не может быть ограничен никакими законами. Этим самым Же. -Же. Руссо отрицал идею разделения властей и представительскую форму ее осуществления. Он выдвигал идею прямого народовластия. Суверенная законодательная власть, по его мнению, должно осуществляться только непосредственно самим народом-сувереном. А исполнительная власть создается не на основе общественного договора, а самим сувереном для выполнения законов и поддержки политической и гражданской свободы.

В зависимости от того, кому поручается исполнительная власть - всем, нескольким или другу, Ж. -Же. Руссо различает три формы правления: демократию, аристократию и монархию. Различия между ними, по его мнению, не имеют существенного значения, поскольку во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежит народу. Следуя Ш. Монтескье, Ж. -Же. Руссо считал, что формы правления зависят от величины территории: демократия является наиболее подходящей

Для малых государств, аристократия - для средних, а монархия - для больших.

Народ, за Ж. -Же. Руссо, не только имеет право на сопротивление тиранам, но и может изменить форму правления, даже разорвать сам общественный договор и снова вернуть себе естественную свободу. Эта и другие демократические идеи мыслителя сыграли чрезвычайно большую роль в процессе подготовки и осуществления Французской буржуазной революции. Еще более радикально-демократическим, направленными на защиту интересов простого народа, были политические взгляды представителей французского утопического социализма XVIII ст. - Жена Мельє (1664-1729), Габриель Бонно де Мабли (1709-1785), Морелли (годы жизни неизвестны) и Гракха Бабефа (1760-1797). В частной собственности они видели источник всех социальных бед, решительно осуждали феодализм, политический абсолютизм и религию, разрабатывали проекты основанного на совместной собственности коммунистического общественного строя и призывали народ к борьбе, как средства перехода к нему. Характерно, что у представителей этого этапа развития социалистических ученик так же, как и у их предшественников - Т. Мора и Т. Кампанеллы, проекты коммунистического строя предусматривают жесткую регламентацию государством всех сфер общественной и личной жизни.



Назад