Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Политические учения Германии XVIII ст.


По своим социально-политическим развитием в Германия значительно отставала от передовых стран тогдашней Европы. Лишь в конце этого века под влиянием Великой французской революции в ней активизировались социальные и политические движения. Однако немецкая буржуазия, которая была ведущей силой оппозиции феодального режима, боялась радикальных общественных преобразований с участием широких народных масс. ее идеологи пытались адаптировать революционные идеи эпохи к немецкой действительности, перевести их в сферу спекулятивной философии. Высшими ценностями они провозглашали сознание, разум, дух и т.п., не обходя при этом и актуальных вопросов социально-политического развития. Самыми заметными фигурами в философии второй половины XVIII - первой трети XIX в. были выдающиеся немецкие философы И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель.

Иммануил Кант (1724-1804) был профессором философии Кенигсбергского университета. Его политико-правовые взгляды изложены в основном в работах «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения» (1784) и «Метафизические начала учения о праве» (1797). И. Кант исходил из того, что каждый человек является абсолютной и самодостаточной ценностью и не может быть орудием совершения хотя бы каких и чьих бы то было планов. Как субъект морального сознания, в корне отличный от окружающей природы, человек в своем поведении руководствоваться должен велениями морального закона. Этот закон, который И. Кант называет «категорическим императивом», имеет априорный и безусловный характер, он не испытывает влияния никаких внешних обстоятельств и не связан с конкретными предметами или реальными событиями. Категорический императив гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть одновременно и принципом всеобщего законодательства», то есть каждый индивид должен поступать так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех. Соблюдение требований категорического императива возможно лишь тогда, когда индивиды в состоянии свободно следовать голосу «практического разума», которым охватываются сферы как этики, так и права. Однако, подчеркивает И. Кант, далеко не каждый использует индивидуальную свободу лишь для реализации требований категорического императива, часто эта свобода перерастает в беспредел.

Совокупность условий, которые ограничивают произвол одного относительно других через объективный общий закон свободы, он называет правом. Право призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, человеческие поступки, а субъективной стороной - мышлением и чувствами - должен руководить мораль. Осуществление права требует, чтобы оно было общеобязательным. Для этого нужно наделить право силой принуждения, будь-какое право имеет выступать как принудительное. Предоставить ему принудительный характер способна лишь государство - первичный носитель принуждения в обществе.

И. Кант определяет государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Назначение государства он связывает не с практическими потребностями членов общества, а с правом: государственный строй должен максимально соответствовать принципам совершенного права. Мыслитель неоднократно подчеркивал необходимость для государства опираться на право, ориентироваться на него, согласовывать с ним свои акции. Как и многих других мыслителей того времени, И. Кант считал, Что государство пришла на смену естественному состоянию, в котором не было никакой гарантии законности. Моральный долг, чувство уважения к естественного права побуждают людей оставить это состояние и перейти к жизни в гражданском обществе. Этот переход, то есть образования государства, является результатом договора.

Общественный договор заключают между собой морально развитые люди. Именно в государстве они получают настоящую свободу. Государству запрещается обращаться с ними как с существами, которые не знают морального закона и не могут сами выбрать правильную линию поведения. Со своей стороны народ должен подчиняться государству. Философ категорически отрицает право народа на восстание, предполагая лишь легальный и пассивное сопротивление существующей власти. Признавая идею разделения властей, И. Кант исходил из необходимости иерархии ее видов. Верховной властью он считал законодательную, которая должна принадлежать только суверенной «коллективной воли народа». Исполнительная власть сосредотачивается в законного правителя и подчиняется законодательной. Судебная власть назначается исполнительной властью. По мнению мыслителя, субординация и согласие этих видов власти способны предотвратить деспотизма и гарантировать благополучие государства. В зависимости от числа тех, кто принимает законы, И. Кант различал три формы правления: автократию, аристократию и демократию, но не придавал этому поділові особого значения. Главным он считал не форму, а методы и средства осуществления власти. В связи с этим мыслитель разграничивает республиканскую и деспотичную формы правления. Первая основана на отделении исполнительной власти от законодательной, вторая - на их слиянии. За И. Кантом, республика сама по себе еще не означает демократии, а автократия - деспотии. Самодержавная форма власти может быть и республикой, если в ней исполнительная власть отделена от законодательной, а демократия в случае отсутствия разграничения этих видов власти может быть и под деспотизмом.

Выдвижение и обоснование И. Кантом утверждений о том, что каждый человек является абсолютной и самодостаточной ценностью, что индивиды отказываются от неограниченной и своевольной свободы природного состояния на пользу настоящей свободы в правовом состоянии, что назначение государства заключается в совершенном правы, максимальной соответствия государственного устройства принципам права, дает основания считать его одним из основных создателей теории правового государства и представителем либерального направления в истории политической мысли.

В отличие от И. Канта, его соотечественник - гениальный немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) выступал с консервативных позиций. В целостном и систематизированном виде его политико-правовое учение изложено в работе «Философия права» (1820). Обоснование необходимости ним и толкования сущности государства и права, как и его философия в целом, очень сложные по содержанию, а особенно по форме, поэтому рассмотрим лишь ключевые вопросы гегелевского учения о государстве.

Государство, по Гегелю, - это идея разума, свободы и права. Он считал, что «государство - это шествие Бога в мире; ее основой служит власть разума, который реализует себя как волю». Государство, следовательно, по своей природе является идеальным, «действительно умным» образованием. Гегель отрицает договорной теории происхождения государства.

Свобода личности, по его мнению, находит свою реализацию прежде всего в праве частной собственности. Необходимым моментом в осуществлении ума является договор, в котором самостоятельные индивиды противостоят друг другу как частные владельцы. Предметом договора может быть лишь некоторая единичная внешняя вещь, которая только и может быть произвольно отчуждена ее владельцем, то есть договор выходит из воли отдельных лиц. Всеобщее же, представленное в нравственности и государству, не является результатом воли объединенных в государство лиц, следовательно, и государство не является результатом общественного договора. Опосредованную трудом систему потребностей, которая базируется на господстве частной собственности и общей формальной, правовом равенстве людей, Гегель определяет как гражданское общество и связывает его формирования лишь с образованием буржуазного строя. По его мнению, бытие государства как абсолютной самой по себе ценности, что не требует никакого утилитарного обоснование, предшествует развитию гражданского общества. Государство не зависит от гражданского общества, наоборот, общество невозможно без государства.

Проведение одним из первых в истории политической мысли четкого разграничения гражданского общества и государства является безусловной заслугой Гегеля. Однако согласно логике своей философии он исходит из приоритета государства в отношении гражданского общества, тогда как в действительности в противоположное их соотношение: не государство создает гражданское общество, а наоборот, гражданское общество творит государство.

По своей сути гегелевская идея государства является правовой Действительностью, в иерархической структуре которой государство выступает как наиболее конкретное право, как правовое государство. Идея государства, по Гегелю, оказывается трояко: во-первых, как непосредственная действительность в виде индивидуальной государства, государственного строя, внутреннего государственного права; во-вторых, в отношениях между государствами как внешнее государственное право; в-третьих, во всемирной истории. Индивидуальная государство - это государство как действительность конкретной свободы. В своем развитом и разумном виде такое государство является основанной на разделении властей конституционной монархией. Наличие идеи государства Гегель связывал только с тогдашними развитыми европейскими государствами, в которых реализована христианская идея свободы, достигнутые личная независимость и равенство всех перед законом, введенные представительство и конституционное правление. Тремя видами государственной власти Гегель считал законодательную власть, правительственную власть и власть правителя. Он отрицал идею самостоятельности и взаимного ограничения видов власти, за которой, по его мнению, будто заранее предусматриваются их взаимная неприязнь и противодействие. Гегель выступал за органическое единство различных видов власти, подчиненность каждого из них господству целого - государственной единства, в котором и заключается сущность внутреннего суверенитета государства. Законодательная власть, по Гегелю, - это власть определять и устанавливать всеобщее. Она принадлежит законодательному собранию. Правительственная власть, к которой принадлежит и власть судебная, заключается в том, чтобы подводить особые сферы и отдельные случаи во всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержка существующих законов и учреждений. Объясняя характер компетенции монарха, Гегель отмечает, что в совершенном конституционной монархии объективный сторону государственной дела определяется законами, а ей остается только присоединить к этому свою волю. Всемирную историю Гегель понимал как прогресс в осознании свободы и трактовал ее как историю суверенных государств, развития форм государства. Соответственно этому он разделял всемирную историю на четыре исторических миры: восточный, греческий, римский и германский, которым соответствуют следующие формы государства: восточная теократия, античные демократия и аристократия, современная конституционная монархия. Носителем мирового духа есть господствующий на данном ступени истории народ. Таким народом со времен Реформации Гегель считал германскую нацию, под которым понимал прежде всего немцев.

Таким образом, Гегель преподносит государство как идею, действительность права, как правовое государство - такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованные и ограничены правом. В этом его несомненная заслуга. В то же время мыслитель ставил государство над обществом и индивидом, отрицал самостоятельную ценность прав и свобод лица, возвышал германскую нацию над другими, что составляет консервативные и антидемократические элементы его политического учения.

Итак, в XVII-XVIII ст., которые были периодом ранних буржуазных революций в Западной Европе сформировались два важнейших направления общественно-политической мысли - либерализм и социализм. Первый из них имел антифеодальну направленность, второй - анти капиталистическую. Эти основные направления общественно-политической мысли приобрели дальнейшего развития в последующие века.



Назад