Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Основные исторические вехи познания политических явлений


Эти же факторы сделают лишними обеспечения свободы т личных прав как целей общественной организации. А. Сен-Симо скептически относился к либеральной идеи индивидуально свободы. Истинная свобода, считал он, заключается не в том, чтобы бездельничать в ассоциации, а в максимально широком беспрепятственному развитию материальных и духовных способностей, полезных ассоциации.

В промышленной системе отпадет необходимость во многих обременительных для общества политических институтах. Ц система, А. Сен-Симоном, до минимума ограничит политическое господство и сведет политику, деятельность государственных органов главным образом к простому администрирование - управление вещами и производственными процессами. Государство, следовательно, будет превращаться из орудия управления людьми в орудие управления вещами. Политику в связи с этим А. Сен-Симон определял как «науку о производстве», что имеет целью установление самом благоприятном для всех видов производства порядке. Самой сильной стороной учения французского утопического социалиста Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837) является критика существующего капиталистического общества. В своих трудах он обличал присущие этому обществу анархию производства, безработицы, безудержную конкуренцию, дух наживы, низость интересов, угнетения и вырождения бедноты, паразитизм рантье и торговцев. Ш. Фурье показывал, что успехи в развитии промышленности ведут не к подъему благосостояния, а к усилению нищеты трудящихся, обрекая их на каторжный труд на капиталистических фабриках.

Современную ему государство он считал слугой и защитником привилегированных и богатых в борьбе против бедных. Государство вооружает небольшое количество «бедных рабов» с тем, чтобы держать в повиновении массы безоружных бедняков. Демократия в буржуазном обществе насквозь фальшивая, а политические права и свободы - иллюзорны. Они ничего не стоят без обеспечения права человека на труд.

Резко критикуя тогдашнее капиталистическое общество, характеризуя его как «тиранию индивидуальной собственности над массой», Ш. Фурье в своих трудах «Трактат об ассоциации» (1822), «Новый хозяйственный соціетарний мир» (1829) и других противопоставляет ему собственный проект общественного

Устройства. Основу этого устройства он усматривал в фалангах - производственно-потребительских обществах, каждое из которых будет объединять около 1600 человек: владельцев, рабочих, крестьян, людей свободных профессий и т.д. Фаланги унаследуют от предыдущего общества частную собственность, нетрудовые доходы, имущественное неравенство. Однако формы промышленной и земледельческого труда, распределения, обслуживание и воспитания будут такими, которые приведут к приумножения общественного богатства, стирание классовых антагонизмов, гармонизации интересов индивида и коллектива, состоятельного, дружного и свободной жизни. Личная свобода каждого является главнейшим условием существования фаланги. Общеобязательные нормы принимаются при согласии всех членов, поэтому придерживаются их сознательно и добровольно. Фаланги являются автономными образованиями. Они не связаны между собой в единую целостную систему, но координируют свою деятельность. Функции координации выполняет центральная власть с ее аппаратом, которая, однако, не наделенная правом вмешательства во внутреннюю жизнь фаланг. Форма этой власти не имеет существенного значения. Политику Ш. Фурье вообще считал бесплодным занятием.

Как и А. Сен-Симон, он отрицал революционные методы борьбы за установление нового общественного строя. Преобразование общества, по его мнению, произойдет путем реформ. Мыслитель верил, что крупные государственные деятели, к которым он обращался со своими проектами, ознакомившись с ними и убедившись в преимуществах его системы, используют силу государственной власти для немедленного воплощения этой системы в жизнь. Третий представитель критически-утопического социализма - англичанин Роберт Оуэн (1771 - 1858); он создавал свое учение в период промышленной революции в Англии и вызванного ею обострение классовых противоречий.

Центральным во взглядах Г. Оуэна есть учение о характере человека. Он исходил из того, что человеческий характер является продуктом окружающей общественной среды. Критикуя капиталистическое общество по его поляризацию на кучку богатых и массу бедных, эксплуатацию, безработица, нищета тружеников, тяжелые условия их труда, Г. Оуэн доказывал, что именно эти и подобные факторы внешней среды порождают невежество масс, аморалізм, господства духа наживы и ненависти, отвечают за искалеченные всевозможными пороками человеческие судьбы.

Чтобы изменить характер индивидов и их поведение, считал г. Оуэн, необходимо создать новые, лучшие и справедливые условия существования. Главную причину социальных бед он усматривал в частной собственности. Поэтому существующий общественный строй должен быть заменен новым, справедливым строем, основанным на общественной собственности. Г. Оуэн разработал проект нового общества, основной ячейкой которого есть небольшая трудовая коммуна. В ней сочетаются коллективная промышленная и сельскохозяйственная труд, производство и потребление.

Члены коммуны имеют равные права и обязанности, между ними устанавливаются отношения взаимопомощи. Оказывается коллективное заботы о нетрудоспособных. Вводится рациональная и гуманная система обучения и воспитания подрастающих поколений. Самоуправляющиеся коммуны объединяются в федерации сначала в региональном, а затем и в международном масштабе. Центральная власть как орган насилия со временем станет лишним, уступив место свободной федерации самоуправляющихся коммун.

Проект такой коммуны Г. Оуэн пытался воплотить в жизнь. Он основал несколько коммунистических колоний в Англии и США. Как управляющий и совладелец ткацкой фабрики в Нью-Ленарку создал на фабрике благоприятные условия для труда и отдыха рабочих. Отрицая насильственную революцию, Г. Оуэн считал, что единственным средством перехода к новому строю есть сила убеждения. В связи с этим он обращался со своими проектами до многих европейских монархов и американского президента.



Назад