Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Марксизм


Отвергая революционный путь общественных преобразований и стремясь выступать от имени всего человечества, которое якобы в их лицах впервые осознало свои большие задачи, социалисты-утописты отрицали классовый характер своих ученик. Опираясь на эти учения, выдающиеся немецкие мыслители Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), наоборот, открыто заявили о своей позиции защиты интересов рабочего класса и последовательно придерживались ее в течение всей своей жизни. Они задались целью выяснить условия и указать пути освобождения трудящихся от любых форм эксплуатации и социального угнетения. Возник марксизм в 40-х годах XIX в. Ф. Энгельс отмечал, что социализм превратился из утопии в науку благодаря двум большим открытием К. Маркса - материалистическому пониманию истории и теории прибавочной стоимости.

Сущность материалистического понимания истории заключается в признании первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Общественное бытие - это совокупность материальных общественных процессов, которые существуют независимо от воли и сознания людей, а общественное сознание есть отражение общественного бытия. В процессе производства материальных благ люди вступают в определенные, независимые от их воли производственные отношения, которые составляют материальную основу, реальный базис общества, на котором возвышается идеологическая и политическая надстройка. Политику, право, государство марксизм, таким образом, считает вторичными явлениями общественной жизни, производными от его экономического базиса. Надстройка является относительно самостоятельной экономического базиса и оказывает на него активное обратное воздействие. По логике материалистического понимания истории корни, первопричины политических и идеологических процессов лежат в материальном производстве, прежде всего в производственных отношениях, на основе которых оно осуществляется. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями является главной движущей силой общественного развития, причиной социальных революций и перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

Анализируя капиталистический способ производства как единство производительных сил и производственных отношений, К. Маркс и Ф. Энгельс создали теорию прибавочной стоимости, согласно которому дополнительная стоимость образуется путем присвоения капиталистами продукта неоплачиваемого части труда наемных рабочих. Отсюда они сделали вывод о необходимости непримиримой борьбы рабочего класса против буржуазии и неизбежность социалистической революции как единственного условия увольнения рабочих и всех трудящихся от эксплуатации, ликвидации угнетения человека человеком. Так была обоснована главная, по оценке В. И. Ленина, идея марксизма - идея всемирно-исторической роли рабочего класса (пролетариата) как могильщика капитализма и творца социалистического общества.

Идею классовой борьбы, всемирно-исторической роли рабочего класса К. Маркс и Ф. Энгельс всесторонне обосновали в совместной работе «Манифест Коммунистической партии» (1848), написанной как политическая программа созданного ими в 1847 г. «Союза коммунистов» - первой революционной партии рабочего класса. Авторы подчеркивали, что развитие борьбы рабочего класса против буржуазии неизбежно приводит к социалистической революции. В результате этой победы революции устанавливается политическое господство рабочего класса, которое позже К. Маркс назвал «диктатурой пролетариата». Учение о государстве вообще и государство диктатуры пролетариата, в частности, занимает центральное место в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из того, что по своей сути государство - это орудие классового господства, «организация систематического насилия одного класса над другим». Возникла она в результате появления частной собственности на средства производства и разделения общества на классы и существует как орудие политического господства над всем обществом того класса, который царит экономически, то есть владеет основными средствами производства. Такой по своей природе является и государство диктатуры пролетариата, которая приходит на смену старой сломанной буржуазной государственной машине, ее принципиальное отличие от буржуазного государства заключается в том, что она призвана покончить с разделением общества на классы и с государством вообще. С преодолением классовых различий, исчезновением классов в будущем коммунистическом обществе постепенно отомрет и государство, уступив место общественному самоуправлению.

Проблемы происхождения, сущности и исторических перспектив государства всесторонне анализируются Ф. Энгельсом в трудах «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Анти-Дюринг» (1877), «Развитие социализма от утопии к науке» (1880), К. Марксом - в трудах «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (1850), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Гражданская война во Франции» (1871) и др. Критически относясь к буржуазной государственности в любых ее формах, К. Маркс в работе «Гражданская война во Франции» в противовес ей и как пример государства диктатуры пролетариата подает Парижскую Коммуну. По его мнению, заслуга Коммуны заключается в том, что она провозгласила выборность и сменяемость всех государственных служащих, порвала с принципом разделения властей, соединив в одном органе законодательную и исполнительную власть, и стала образцом не парламентарной, а работающей корпорации.

Значительное внимание К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли разработке принципов организации будущего социалистического общества. Они исходили из того, что новый общественный строй основанного на общественной собственности на средства производства, коллективном труде, плановом развития производства, постепенном преодолении классовых различий с достижением в перспективе социального равенства людей, то есть равенства за их положением в обществе.

Последовательным и влиятельным марксистом в России в конце XIX - первой четверти XX в. был Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924). Он безоговорочно воспринял все идеи марксистского учения, прежде всего идеи классовой борьбы, социалистической революции и диктатуры пролетариата, и развивал их относительно новых исторических условиях. Через органическое единство ученик К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина они получили общее название - «марксизм-ленинизм».

Теоретическая и практическая деятельность В. И. Ленина пришлась на период перерастания капитализма в монополистическую стадию его развития. Ускоренное развитие капитализма в России он детально проанализировал в трудах «Развитие капитализма в России» (1899), «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916) и др. В первой из них показано, что в промышленности и сельском хозяйстве России в последней трети XIX в. быстро развивался капитализм, что повлекло рост численности и влияния рабочего класса, массовую пролетаризации крестьянства и таким образом создавало предпосылки для революции. Во второй труда автор доказывал, что капитализм вступил в высшую и последнюю стадию развития, перерос в монополистический капитализм - империализм. В.и.ленин дал характеристику основных экономических признаков империализма и сделал вывод, что он является кануном социалистической революции.

Важным для теории социалистической революции был сформулирован В. И. Лениным закон неравномерности экономического и политического развития капитализма в период империализма, на основе которого в работах «О лозунг Соединенных Штатов Европы» (1915) и «Военная программа пролетарской революции» (1916) он сделал вывод о возможности победы этой революции сначала в одной, отдельно взятой, стране. Страной, в которой, по утверждению В. И. Ленина, созрели объективные и субъективные предпосылки социалистической революции, была Россия. Объективными предпосылками революции он считал революционную ситуацию, которой присущи следующие три признака: 1) невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство; 2) обострение выше обычного нужды и бедствий угнетенных классов; 3) значительное повышение в силу указанных причин активности масс. Субъективный фактор революции - это «способность революционного класса на революционные массовые действия». Эта способность в значительной мере зависит от наличия у рабочего класса собственной революционной политической партии.

Разработке учения о политическую партию. И. Ленин уделял первостепенное внимание. Он создал учение о так называемую партию нового типа. «Нового» - в отличие от большинства социалистических партий II Интернационала, которые стали на позиции реформизма. Всестороннего развития это учение приобрело в таких работах, как «Задачи русских социал-демократов» (1897), «Что делать?» (1902), «Шаг вперед, два шага назад» (1904) и др. Партия, по В. И. Лениным, - это передовой отряд рабочего класса, высшая форма его классовой организации. Свою деятельность она направляет на подготовку рабочего класса к осуществлению революции, завоевания политической власти. Революционность является основным признаком партии нового типа. Партия может успешно выполнять свою руководящую роль лишь при условии, что она вооружена революционной теорией, обеспечивает идейное и организационное единство своих рядов. В. И. Ленин создал такую партию - Российскую социал-демократическую рабочую партию (большевиков) и руководил ею в процессе осуществления социалистической революции и в первые годы строительства социализма в России. Дух непримиримой классовой борьбы, революционности пронизывал всю творчество В. И. Ленина, в том числе его учение о государстве, которое наиболее полно изложено в работе «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917).

Как и К. Маркс и Ф. Энгельс, В.И. Ленин исходил из того, что политика является производной от экономики («концентрированное выражение экономики»), а государство - это «продукт и проявление непримиримости классовых противоречий», орудие классового господства. Она осуществляет политику, которая отвечает коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам господствующего класса. Главным вопросом любой революции, за В. И. Лениным, является вопрос о государственную власть. Пролетариат, который овладел ею в результате победы в социалистической революции, ломает старую буржуазную государственную машину и устанавливает свою диктатуру. Диктатура пролетариата, отмечает В. И. Ленин, также является властью, которая опирается непосредственно на насилие и не связанная никакими законами. И она гораздо демократичнее, чем демократизм буржуазного государства, ибо насилие осуществляет не меньшинства над большинством (буржуазия над трудящимися), а значительное большинство - рабочие и бедные крестьяне (союз рабочего класса с крестьянством В. И. Ленин провозглашал высшим принципом диктатуры пролетариата) над незначительным меньшинством - повержен буржуазией. «Буржуазную демократию». И. Ленин считал «узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных». По его мнению, в капиталистическом обществе демократия демократией для богатых том, что она не обеспечивает фактического равенства эксплуататора с эксплуатируемым, что последний лишен материальных возможностей практически пользоваться свободой слова и собраний, право участвовать в управлении государством и др. В связи с этим он скептически относился к так называемым буржуазно-демократических прав и свобод.

Государственной формой диктатуры пролетариата в России, по В. И. Лениным, должна быть Республика Советов. Она сочетает черты государственной и общественной организации, элементы представительной и непосредственной демократии и призвана способствовать вовлечению масс в управление государством. В Советах сочетаются законодательная и исполнительная функции государственной власти - они одновременно принимают и исполняют законы, а также контролируют их выполнение. В. И. Ленин, таким образом, как и К. Маркс и Ф. Энгельс, отрицал фундаментальный принцип демократической организации политической жизни общества - принцип разделения государственной власти.

Руководящей политической силой в Советах, системе диктатуры пролетариата в целом, за В. И. Лениным, должно быть коммунистическая партия во главе с Центральным Комитетом. На практике это означало подмену диктатуры пролетариата (власти, которая политику, которая отвечает коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам господствующего класса.

Главным вопросом любой революции, за В. И. Лениным, является вопрос о государственную власть. Пролетариат, который овладел ею в результате победы в социалистической революции, ломает старую буржуазную государственную машину и устанавливает свою диктатуру. Диктатура пролетариата, отмечает В. И. Ленин, также является властью, которая опирается непосредственно на насилие и не связанная никакими законами. И она гораздо демократичнее, чем демократизм буржуазного государства, ибо насилие осуществляет не меньшинства над большинством (буржуазия над трудящимися), а значительное большинство - рабочие и бедные крестьяне (союз рабочего класса с крестьянством

В. И. Ленин провозглашал высшим принципом диктатуры пролетариата) над незначительным меньшинством - повержен буржуазией. «Буржуазную демократию». И. Ленин считал «узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных». По его мнению, в капиталистическом обществе демократия демократией для богатых том, что она не обеспечивает фактического равенства эксплуататора с эксплуатируемым, что последний лишен материальных возможностей практически пользоваться свободой слова и собраний, право участвовать в управлении государством и др. В связи с этим он скептически относился к так называемым буржуазно-демократических прав и свобод.

Государственной формой диктатуры пролетариата в России, по В. И. Лениным, должна быть Республика Советов. Она сочетает черты государственной и общественной организации, элементы представительной и непосредственной демократии и призвана способствовать вовлечению масс в управление государством. В Советах сочетаются законодательная и исполнительная функции государственной власти - они одновременно принимают и исполняют законы, а также контролируют их выполнение. В. И. Ленин, таким образом, как и К. Маркс и Ф. Энгельс, отрицал фундаментальный принцип демократической организации политической жизни общества - принцип разделения государственной власти.

Руководящей политической силой в Советах, системе диктатуры пролетариата в целом, за В. И. Лениным, должно быть коммунистическая партия во главе с Центральным Комитетом. На практике это означало подмену диктатуры пролетариата (власти, которая политической науки» (1896), которая была переведена на английский язык и издана под названием «Господствующий класс» (1939). Главная идея этой работы заключается в том, что во всех обществах существуют два класса: класс, который управляет, и класс, которым управляют. Первый класс всегда составляет незначительное меньшинство общества. Он осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ей привилегиями, тогда как второй класс - значительно многочислен - управляется и регулируется первым. Власть, утверждал Г. Моска, всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства - политического класса.

Когда она переходит из одних рук в другие, то всегда переходит от одной меньшинства к другой, но никогда - от меньшинства к большинству. Ученый проанализировал особенности формирования политического класса и его специфические свойства. Он считал, что важнейшими из них являются способность этого класса к управлению другими людьми, а также материальное, моральное и интеллектуальное преобладание над ними. Г. Моска выделил две тенденции в развитии политического класса, который позже назвал элитой: аристократическую и демократическую. Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридическое, то фактически - путем воспроизведения на собственной основе. Суть второй тенденции заключается в обновлении состава политического класса за счет наиболее способных к управлению, активных представителей низших слоев общества. Преобладание аристократической тенденции ведет к «закрытию и кристаллизации» политического класса, его вырождению, что, в свою очередь, приводит к общественного застоя и активизирует борьбу новых социальных сил за получение господствующих позиций В обществе. Преобладание демократической тенденции, наоборот, предупреждает дегенерации господствующего класса, делает его способным к эффективного руководства обществом. Наиболее желательной для общества является равновесие между аристократической и демократической тенденциями, поскольку она обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве обществом, так и качественное обновление самого руководства.

Независимо от Г. Моски и почти в то же время теорию политических элит разрабатывал В. Парето. Свои взгляды по этому вопросу он изложил главным образом в работе «Трактат по общей социологии» (1916). Как и Г. Моска, В. Парето исходил из того, что обществом всегда правила и должна править выбрана, наделена особыми социальными и психологическими свойствами меньшинство - элита, ее составляют индивиды, которые отличаются высокими показателями в той или иной сфере деятельности, занимают самое высокое место на шкале таких социальных ценностей, как-то власть, богатство или знания.

В. Парето разделяет на правящую элиту и неправлячу - контрэлиту. Правящая элита - это все те, кто прямо или косвенно участвует в управлении обществом. Контрэлита - это люди, которые обладают характерными для элиты психологическими свойствами, но в силу своего социального статуса и разного рода барьеров не имеют доступа к управлению. Социальная равновесие требует постоянного обновления состава правящей элиты путем введения в нее индивидов с элитарными свойствами из низших слоев общества и изъятия тех, кто таких свойств не имеет. Однако это не происходит, поскольку правящая элита стремится сохранить свои привилегии и передать их в наследство лицам с неелітарними индивидуальными свойствами. В результате ухудшается качественный состав правящей элиты, она вырождается, что побуждает количественно растущую контрэлиту к борьбе за власть. Последняя сбрасывает правящую элиту и устанавливает свое господство. Так происходит смена правящих элит, которую В. Парето назвал «законом циркуляции элит».

За В. Парето, существуют два главных типа элит, которые последовательно сменяют друг друга: элита «львов» и элита «лис». Первую характеризуют крайний консерватизм, силовые методы правления. Вторая, наоборот, динамичная, ее составляют мастера обмана и политических комбинаций. Стабильная политическая система характеризуется преобладанием элиты «львов», а нестабильная, которая требует творчески мыслящих, энергичных деятелей, новаторов, - элиты «лис».

Каждый тип элиты имеет определенные преимущества на том или ином этапе общественного развития. И со временем они перестают соответствовать потребностям руководства обществом. Элита вырождается и согласно закона циркуляции элит уступает место контрэлите, которая с помощью мобилизованных ней недовольных масс устанавливает свое политическое господство. Массы от такой смены элит ничего не выиграют и остаются объектом господства и эксплуатации. Отсюда Парето делал пессимистические выводы как о «массовой циркуляции элиты или просто революции», так и в отношении демократии.

Близкими к этим выводам были взгляды третьего известного создателя классической теории политических элит - немецкого социолога Роберта Михельса (1876-1936). Соглашаясь в основном с толкованием Г. Москою причин элитарности, он особенно выделял организационные структуры общества, которые стимулируют элитарность и вивищують руководящую меньшинство. Ученый утверждал, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В своем основном труде «К социологии партийности в современной демократии» (1911 Г.) Михельс на примере немецкой социал-демократии доказывал, что общество не может функционировать без больших организаций. Руководство такими организациями не могут осуществлять все их члены, большинство которых являются некомпетентными, пассивными и равнодушными как к повседневной деятельности организаций, так и к политике в целом. Эффективность функционирования крупных организаций требует выделения руководящего меньшинства, которое, имея специальную образовательно-профессиональную подготовку, формулирует программы, готовит выборы, управляет финансами и т.д. Это меньшинство постепенно, но неизбежно выходит из-под контроля рядовых членов, отрывается от них и подчиняет политику собственным интересам, заботясь прежде всего о сохранении своего привилегированного положения. Так с необходимостью закона, который Г. Михельс назвал «железным законом олигархических тенденций», в организациях и обществе в целом выделяется правящее меньшинство - элита.

Любым, даже демократическим обществом, утверждал Г. Михельс, всегда фактически правит олигархическая элитарная группа. Демократия как непосредственная власть масс чисто технически невозможна и нецелесообразна учитывая некомпетентность масс и их безразличное отношение к политике. Г. Михельс отрицал закон циркуляции элит. Парето, считая, что элита выступает как единая сплоченная сила, потому что разные группы имеют общий интерес - сохранение своего господствующего положения. Хотя между представителями элиты и идет непрерывная борьба, для масс она является скрытой. А поэтому нужно говорить не о разделение элиты на правящую и неправлячу, а о разделении общества на элиту как господствующую привилегированную касту и массы как «демократическую декорацию». Елітистський подход к изучению политики в начале XX в. был дополнен изучением влияния так называемых заинтересованных групп (А. Бентли) и теории бюрократии (Г. Вебер), а впоследствии концепциями технократии и меритократии (Дж. Бернхэм, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл и др.). Таким образом, политическая мысль от своего зарождения и до становления науки о политике в нынешнем ее виде прошла долгий и сложный путь, на котором политические идеи возникали и развивались под решающим влиянием объективных факторов общественного развития, прежде всего таких, как социально-экономические условия жизни общества, характер взаимоотношений имеющихся в нем различных классов, его государственно-правовая система. Политические учения чаще всего является идеологическим отражением реальных интересов определенных общественных классов. Двумя основными направлениями общественно-политической мысли, которые сложились на протяжении нескольких веков, является либерализм с его главной идеей индивидуальной свободы и коммунизм, центральная идея которого - идея социального равенства. Несмотря на классово-апологетический характер либерального и коммунистического учений через их борьбу, вообще через взаимодействие и столкновение различных по своей сути взглядов и позиций, в истории политических идей происходит процесс постижения объективной природы государства, углубление представлений о свободе, равенстве и справедливости, о надлежащий суспільнийі государственный строй, права и свободы человека, формы и принципы взаимоотношений личности и власти. Обращение к политических концепций прошлого нередко оказывается действенным средством решения сложных проблем, стоящих перед современной наукой о политике.

 

Литература

  1. Августин А. Исповедь. М., 1992.
  2. Антология мировой политической мьісли: В 5 т. М., 1997.
  3. Аристотель. Политика / / Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4.
  4. Бентали И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.,1998.
  5. Вебер М. Политика как призвание и профессия / / Избр. произведения. М.,1990.
  6. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. М., 1979.
  7. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
  8. Гоббс Т. Левиафан, или Вопрос, форма и власть государства церковного и гражданского / / Избр. произведения: В 2 т. М., 1965. Т. 2.
  9. Граций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а также принципы не права. М., 1957.
  10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / / Маркс К.,
  11. Энгельс Ф. Произведения. Т. 21. История политических и правовых учений / Под ред. О. Э. Лейста. М., 2000.
  12. История политических и правовых учений / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 1996.
  13. История политических учений / Под общ. ред. О. В. Мартышина. М., 1996.
  14. История политических учений / Под ред. К. А. Мокичева: В 2 ч. М., 1971. Ч. 1; 1972. Ч. 2.
  15. История развития политической мысли: Курс лекций. К., 1996.
  16. Кант И. К вечному миру: Идея всеобщей истории во всемирном гражданском плане / / Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т. 6.
  17. Кант И. Метафизика нравов. В двух частях. Часть первая. Метафизические начала учения о праве / / Там же. М., 1965. Т. 4. Ч. 2.
  18. Классический французский либерализм. М., 2000.
  19. Констан Бы. О свободе в древних в ее сравнении со свободой у современных людей / / Полит, исследования. 1993. № 2.
  20. Ленин В. И. Государство и революция / / Полное собр. произведений. Т. 33.
  21. Локк Дж. О государственном правлении / / Избр. филос. произведения: В 2 т. М., 1960. Т. 2.
  22. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.
  23. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии / / Сочинения. Т. 4.
  24. Маркс К. Критика Готской программы / / Там же. Т. 19.
  25. Мир политической мысли: Хрестоматия: В 2 т. М., 1994.
  26. Михелъс Г. Социология политических партий в условиях демократии / / Диалог. 1990. № 3, 5, 7, 9, 11.
  27. Монтескье Ш. -Л. О духе законов / / Избр. произведения. М., 1955.
  28. Мор Т. Утопия. К., 1988.
  29. Основы политической науки: Курс лекций. Ч. 1. Из истории политической мысли: от древности до наших дней / За ред. Б. Кухты. Львов, 1996.
  30. Платон. Государство / / Сочинения: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1.
  31. Платон. Законы / / Там же. М., 1972. Т. 3. Ч. 2.
  32. Политические учения: История и современность: Домарксистская политическая мысль / Отв. ред. В. Е. Гулиев. М., 1976.
  33. Политологический энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю. С. Шемшученко, В. Д. Бабкин. К., 1997.
  34. Руссо Ж. -Же. Об общественном договоре, или Принципы политического права / / Трактаты. М., 1969.
  35. Руссо Ж. -Же. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми / / Там же.
  36. Себайн Джордж Г., Торсон Томас Л. История политической мысли. К., 1997.
  37. Скиба В. И., Горбатенко В. П., Туренко В. В. Вступление в политологии: Экскурс в историю правничо-политической мысли / Под ред. В. И. Ломти. К., 1998.
  38. А. де Токвиль. Демократия в Америке. М., 1992.
  39. Кто есть кто в европейской и американской политической науке: Малый политологический словарь / Под ред. Б. Кухты. Вид. 2-ге, перераб. и доп. Львов, 1997.
  40. Цицерон М. Т. В государстве. В законах. Диалоги. М., 1994.


Назад