Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

«Слово о законе и благодати»


Древнейшей трудом дошла до ас в письменном виде от времен Киевской Руси, является «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Он был приближенной к князя Ярослава Мудрого человеком, пресвитером княжеской церкви в Берестове, которого в 1051 г. избран первым Киевским митрополитом русского происхождения. «Слово о законе и благодати» написано и произнесенное им по случаю окончания строительства собора св. Софии в Киеве.

Исходной проблемой «Слово» Илариона является вопрос о соотношении закона и истины (благодати). В традициях религиозной литературы под законом автор понимал ветхий Завет, а под истиной - Новый. Закон Илларион трактует как определенную внешнюю наставление, которое регулирует принудительными методами деятельность людей на время до постижения ими истины. Истина, благодать является определенным внутренним контролером человеческого поведения в соответствии с волей Божьей. Для закона неприемлемым является представление о высшее благо, он дается Богом человечеству на ранних стадиях его развития. Со временем закон меняется благодатью, соответственно и рабство меняется свободой. В то же время закон не противостоит истине, его соблюдение является путем к постижению благодати, а вместе с ней - свободы.

Важным для Илариона также вопрос богоизбранности народов. За ветхим Заветом, таким народом есть только иудеи. Илларион замечает, что с постижением людьми истины, после искупления Христом первородного греха, все народы, которые приняли христианство, становятся равными перед Богом. Те же, кто остался в пределах закона и не поднялся к постижению истины, теряют свою богоизбранность. Даже язычники, приняв учение Христа, лучше тех иудеев, которые не могут постичь истину. Тезис о равенстве христианских народов независимо от времени принятия ими истинной веры служит Илариону для доказательства равенства Руси с Византией. Усилению этого тезиса служит и проведения параллели между императором Константином и великим киевским князем

Владимиром: если первый сделал христианство официальной религией в Римской империи, то второй ввел христианство на Руси. Поддерживая князя Владимира, Илларион четко выражает свои симпатии к монархии как формы государственного правления. Она импонирует ему, потому что здесь власть сосредотачивается в руках одного правителя, а единовластие является залогом территориального единства и силы государства. При этом желательно, чтобы власть концентрировалась в руках мудрого правителя, который удовлетворял бы определенные условия: помнил, что несет ответственность за подданных перед Богом; осуществлял власть на основе закона и справедливости, а не произвола; был милостивым к подданных.



Назад