Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

«Повесть временных лет»


Важной достопримечательностью политической мысли Киевской Руси является летопись «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерской лавры Нестора, первая редакция которого датируют 1113 г. В написании летописи автор пользовался как историческими источниками других европейских стран, так и русскими летописями, которые не сохранились до нашего времени. В дальнейшем произведение дополнялся материалами других авторов.

В летописи подаются известия о деятельности русских князей, о борьбе с внешними врагами, о народные восстания в Киевской Руси. Как и в «Слове о законе и благодати» Илариона, одним из важнейших вопросов политического характера в «Повести...» есть проблема равенства Киевской Руси с другими европейскими государствами. Для обоснования этой проблемы автор использует ряд аргументов, связанных с историей происхождения и развития славянских племен.

Особое внимание в «Повести...» уделяется обоснованию законности и необходимости княжеской власти. Для усиления идеи исключительности княжеской власти приводится рассказ о призвания варягов. Такое происхождение власти ставит княжеский род в привилегированное положение относительно основной массы населения и санкционирует передачи власти только внутри княжеского рода. Однако в отличие от «Слова...» Илариона, в котором всячески обосновывается княжеское единовластие, автор «Повести...» подает схему коллективного владения Киевской Русью княжеским родом Рюриковичей. При этом путем включения в текст библейской легенды о разделении Земли сыновьями Ноя после всемирного потопа оправдывается феодальная раздробленность руси. В «Повести...» не отрицается идея единства русских земель, но она рассматривается прежде всего как духовная, которую обеспечивает христианская церковь. Что касается политического единства, то она проявляется в единстве Киевской Руси как общей собственности князей-братьев, которые должны слушаться советов киевского князя как старшего среди равных. Причиной княжеских междоусобиц в «Повести...» считается «диавол» дьяволом людей, а потому междоусобные войны и их основатели является неправедными и греховными. «Русская правда» Значительное внимание в Киевской Руси уделялось разработке законодательных актов, регулирующие общественные отношения. Первым писаным славянском языке кодексом законов здесь была «Русская правда»

Ярослава Мудрого (1019-1054). Она состояла из трех частей: «Правды Ярослава», «Правды Ярославичей» (1073-1076) и широкой редакции «Русской правды» (начало XII в.). Законы Ярослава высоко ценили человеческую жизнь, честь, осуждали воров и убийц. Главными целями сожительство провозглашались личная безопасность и неотъемлемость собственности. За насильственные действия определяли особую плату в казну - штраф, можно было откупиться деньгами. Смертной казни не было. Пристально защищалась собственность; при определенных условиях даже оправдывалось убийство вора. Самые тяжелые наказания, вплоть до изгнания с родной земли, устанавливались за кражу лошадей и поджог.

«Русская правда» регулировала также имущественные отношения между людьми, отношения между родителями и детьми. Введенные ею законы длительное время регулировали общественные отношения в Киевской Руси и, как считается, где многом были гуманнее, чем современное законодательство.



Назад