Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Станислав Ореховский-Роксолан


Одним из выдающихся украинских мыслителей этого периода был Станислав Ореховский-Роксолан (1513-1566). Родился он в селе Оріховці Перемышлянской округа Русского воеводства. Начальное образование получил в Перемышле, продолжал ее в лучших университетах Европы: Краковском, Венском, Віттенберзькому, Падуанском, Болонском. 1543 г. вернулся на родину, где вел научно-публицистическую деятельность. Является автором ряда трудов: «О целибате», «Отступничество Рима», «Наставление польскому королю Сигизмунду Августу» и др. Самыми известными произведениями С. Ореховской-Роксолана есть две речи «О турецкую угрозу», которые многократно перевидавались в европейских странах. В них поднимался актуален для того времени вопрос создания коалиции европейских государств для сдерживания турецкой экспансии. Говоря о необходимости укрепления государства перед внешней угрозой, автор называет два крупнейших блага, обеспечивающих могущество государства и ее правителей. Одним из таких благ есть счастье, которое дается некоторой божественной судьбой, другим - благоразумие, которое даруется природой. Последнее хоть и уступает первому, однако есть гораздо большим из всех благ, которые даются человеку. Благоразумие требует соответствующей организации общества, при которой благодаря четкому распределению обязанностей между различными состояниями обеспечивается гармония в обществе.

Подробнее проблемы организации государственной власти С. Ореховский-Роксолан рассматривает в труде «Наставление польскому королю Сигизмунду Августу» (1543). Труд, написана в форме обращения подданного до своего правителя, состоит из двух книг. В первой из них говорится о те требования, которым должно соответствовать лицо короля. Это - стремление к правде и справедливости, овладение знаниями, наукой управления государством. Главной задачей короля является защита Отечества, поэтому большинство времени он должен проводить не в столице, а вместе с войском на границах государства. Снискать благосклонность подданных король может благодаря справедливому отношению к ним и заботе о государственную собственность.

Особое внимание С. Ореховский-Роксолан уделяет проблеме формирования королевского окружения. Король должен выбирать себе в сообщники лучших из граждан и при помощи их авторитета и советов оберегать государство в мирное и военное время. Подбирать этих лучших нужно из знатных мужей и рожденных славными родителями, потому что они имеют ответственность за честь своего рода и определенный авторитет. В то же время королю следует помнить, что настоящий авторитет является наградой не по знатности рода, а за славу и доблесть; кроме происхождения, значительную роль играют и личные качества. Во второй книге «Наставление...» автор дает Сигизмунду-Августу ряд конкретных советов относительно тех действий, которые будут обеспечивать прочность государства и благосостояние подданных. Прежде всего король должен заботиться о собственном авторитете, в частности убеждать подданных, что он умнее, справедливее, сильнее и лучше их. Мудрость короля проявляется в том, кого он выбирает себе в советчики. Лучших советчиков в древности называли философами, потому что они давали правителям знания, которые нужны были им в управлении государством. Чтобы мудрецов в государстве было больше, среди основных задач короля является поддержка и развитие образования и науки. Труда С. Ореховской-Роксолана свидетельствуют о его знакомство с античной философией, идеями общественного договора, естественного права и другими достижениями общественно-политической мысли эпохи Возрождения. Относительно актуальной для того времени проблемы соотношения церкви и государства он проявил непоследовательность: сначала активно защищал Реформации в Польше, доказывал, что верховным субъектом власти в государстве должен быть король, церковь же должна заботиться лишь духовными вопросами. Позже он занял компромиссную позицию: признавал за церковью право участвовать в управлении государством, а в конце своей жизни защищал превосходство церковной (папской) власти над светской - королевской. После объединения в результате Люблинской унии 1569 г. Польши и Литвы в единое государство большинство украинских земель перешла в ее состав польской части. Польская администрация распространила на эти земли политику ополячивания местной аристократии. Православным запрещалось занимать ответственные должности на государственной службе, их заставляли принимать католицизм. Ряд представителей аристократии и православного духовенства пошли на заключение в 1596 г. Брестской УНИИ с римским папой, по которой признавали его главенство в обмен на сохранение традиционных обрядов и церковной автономии. Однако большинство населения Украины восприняла Брестскую унию как попытку перехода в католицизм и средство ополячивания. Среди православных развернулась бурная дискуссия по религиозным вопросам, которые по своей сути имели политический характер. Эта дискуссия нашла свое отражение в так называемой полемической литературе, самыми известными представителями которой были Христофор Філалет и Иван Вишенский.

Христофор Філалет Одной из первых в полемической литературе была книга «Апокрисис» (ок. 1598), автор которой известный под псевдонимом Христофор Філалет. Это Мелкий шляхтич, который проживал на Волыни. Его труд «Апокрисис» была ответом на произведение белорусского иезуита Петра скарги «Синод брестский» (1597), направленные против православных на защиту Брестской унии. В противовес П. Жалобе Христофор Філалет в религиозной форме отстаивал идею равенства людей, независимо от положения в обществе и вероисповедания. По своим социально-политическим характером книга была направлена против тогдашних польских порядков, которые предоставляли неограниченные права власть имущим и обрекали трудящихся на полное бесправие. Обосновывая свои взгляды, Філалет выходил из идей общественного договора и естественного права, ограничения власти монарха законом. Он отстаивал требование создания справедливого закона и его строгого соблюдения как подданными, так и королем. За Філалетом, монарх не является абсолютно полновластным властелином над своими подданными. Человек - это единство души и тела. Власть монарха не распространяется на душу человека и не является абсолютной относительно ее «тела», то есть в земных делах. Монарх не имеет права чинить произвол над подданными и осуществлять бесконтрольное самовластия. Отношения между ним и подданными должны основываться на законе и добровольному согласию, на требованиях «права и Божьего и прирожонного».

Основой справедливых отношений между монархом и подданными должен быть договор, по которому подвержены присягают королю выполнять свои обязанности, а король присягает подданным действовать согласно закону, уважать права и свободы подданных. Соблюдение королем закона, уважения его прав и свобод підда - них является источником могущества государства. И наоборот, нарушение королем и сенаторами закона, пренебрежение ими прав и свобод подданных, злоупотребление властью ослабляют государство, вызывают ее упадок.

Христофор Філалет доказывал, что подданные должны защищать свои права от посягательств власти. Игнорирование интересов подданных, попустительство несправедливости и притеснениям, беззакония и произвола неизбежно порождают недовольство властью и могут повлечь силовой сопротивление. Пока что, предупреждал Філалет власть имущих, для защиты своих прав мы прибегаем к письму, а не к сабель. Но если власти и впредь будут злоупотреблять народным терпением, то это вызовет «внутреннюю войну», вся вина за которую ляжет на них. Согласно традициям общественно-политической мысли того времени Христофор Філалет значительное внимание уделяет проблеме соотношения светской и духовной власти, государства и церкви.

Основываясь на идеях общественного договора и естественного права, он отрицал абсолютизм не только светского монарха, но и римского папы. В духе протестантизма Філалет считал незаконными вмешательства папы в светские дела, его попытки подчинить себе светскую власть и в то же время обосновывал право простых верующих участвовать в решении церковных дел. Идеи Христофора Філалета, направленные против религиозного и социального угнетения, имели большое значение для развития украинской общественно-политической мысли, зарождение ее либерального направления. Иван Вишенский Одним из самых известных писателей-полемистов был Иван Вишенский (между 1545/1550-1620). Он родился в селе судовая Вишня в Галиции, с 70-х годов стал монахом Афонского монастыря в Греции. Иван Вишенский резко выступил против Брестской унии, заявив, что ее организаторы руководствовались лишь собственными интересами и желанием равенства в визискуванні православного крестьянства наравне с господами-католиками. Иван Вишенский является автором многих трактатов, направленных против унии. Самым известным среди них является «Писания к епископов, которые сбежали от православной веры», написанное в ответ на книгу П. Жалобы. Основная идея полемической творчества Ивана Вишенского - идея социального равенства. Он доказывал, что люди равны от природы: их тела состоят из единой субстанции, короли и цари «толко властію сродством человеческое превосходять, а плотию и кровію и смертію всем ровни суть». В связи с этим он резко осуждал различные формы феодального гнета, виновниками социального зла считал светских и духовных господ. «Антихристовим законом» называл освященной церковью зависимость крестьянина от господина. Однако Иван Вишенский не призывал к социальной борьбы. Победить мир зла, по его мнению, можно покаянием в грехах, молитвами, отречением жизненных благ, очищение от скверны. Идеалом общественного устройства Для него есть «царство Божие», где все люди равны и не имеют собственности, или имеют «малую» собственность и живут в согласии с Богом и друг с другом. Он идеализировал давньохристиянську евангельскую общество, все члены которой жили в братстве и равенстве, отказались от собственности и семьи, отреклись от земных благ. Выделяя равенство как основополагающий принцип раннего христианства, отбрасывая единовластия в политической жизни, Иван Вишенский выдвигает идею соборности, суть которой заключается в том, чтобы жить, «соборно друг друга ісправляючи, а не одному над всеми владеть». В основе соборности лежит идея социального равенства. В контексте идеи соборности Иван Вишенский критиковал светскую власть, далекую от идеалов раннего христианства. Он подчеркивал, что, получив власть от Бога, правитель не может пользоваться ею по своему усмотрению, творить произвол, потому что это является грубым нарушением Божьих наставлений о равенстве. Бог дал власть для того, чтобы утверждать закон и справедливость, а не творить произвол. Как сторонник социального равенства Иван Вишенский осуждал разделение общества на богатых и бедных. Как оппонент Брестской унии он отвергал абсолютизм власти римского папы и защищал независимость православной веры.



Назад