Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Становление казацко-гетманского государства


Протестуя против окатоличивания, ополячивания и феодального угнетения украинского народа, полемисты в косвенной форме отстаивали его независимость и свободу. В отличие от этого пассивного сопротивления, на защиту права Украины на независимость активно выступило казачество. Социальной основой возникновения казацкого движения был протест украинского трудового народа против жестокого феодально-крепостнического гнета как польской шляхтой, так и «своими» панамы.

Свободолюбивые украинцы из Галичины, Волыни, Подолья и других земель переселялись на нетронутые или малонаселенные земли Приднепровья, прежде всего Левобережья. Количество беглецов особенно возросла в XVI - XVII ст. В этот период украинский народ практически потерял старую политическую элиту, потомки древнекиевских княжеских родов становились завзятішими сторонниками единой Польши, чем многие из польских аристократов. Казачество смогло не только защитить украинский народ от полной ассимиляции, но и создать в ходе национально-освободительной войны собственную систему организации государственной власти. Стремление украинского народа к освобождению от польско-шляхетского гнета нашло свое отражение в его национально-освободительной борьбе. В конце XVI ст. Украине прокатилась волна антишляхетських, антифеодальным сельско-казацких восстаний под руководством Криштофа Косинского и Северина Наливайко. Гетман Войска Запорожского Петр Конашевич Сагайдачный добился признания польским правительством автономии украинских земель в составе Речи Посполитой. Автономия, в частности, предусматривала: ликвидацию должности старшего над казаками от польского правительства; признание власти избранного на казацкой раде гетмана над всей Украиной; отмена решений польского сейма относительно ограничений казацких прав и вольностей; свободу вероисповедания населения Украины.

Гетман Богдан Хмельницкий продолжил дело П.Сагайдачного. Он возглавил освободительную войну украинского народа против польской шляхты 1648-1654 гг., результатом которой стало образование казацко-гетманского государства. Созидательные процессы в тогдашней Украине определяли такие документы, как «Статьи об устройстве Войска Запорожского», Зборовский договор 1649 г., универсалы и официальные письма Б. Хмельницкого. Особенно важное значение для становления независимого украинского государства имел Зборовский договор, заключенный Бы. Хмельницким с польским королем Яном Казимиром. Договор утвердил автономию (власть гетмана) Правобережной Украины в составе Речи Посполитой. В результате заключения договора другие европейские государства признали Украину как самостоятельное государственное образование с собственной территорией, органами государственной власти, войском, судом, вере, языке и т.п.

Существование казацко-гетманского государства как самостоятельной и независимой было непродолжительным. Еще в ходе освободительной войны в Б. Хмельницкого и части его окружения утвердилась мысль, что собственными силами, без посторонней помощи Украина не сможет защититься от вражеских нападений и сохранить свою независимость. Затянувшаяся война с Польшей, многочисленные нападения Османской империи побудили украинскую гетманскую верхушку обратиться за помощью к России. Большие надежды при этом полагались на общее происхождение, единую веру, близость языков, культуры и исторической судьбы украинского и российского народов. В 1654 г. между Украиной и Россией было заключено соглашение, по которому Украина вошла в состав России на правах широкой автономии, а в результате фактически потеряла свою независимость. После заключения этого соглашения судьба украинской государственности решалась во взаимоотношениях Украины и России. Украинская политическая мысль отражала особенности этих отношений и политический строй казацко-гетманского государства, особенно отчетливо это удалось сделать. Орлику. Филипп Орлик Пилип Орлик (1672-1742) был генеральным писарем гетмана Украины Ивана Мазепы - второй по должности лицом в государстве. Поражение Карла XII и И. Мазепы под Полтавой, преследования соратников последнего заставили П. Орлика эмигрировать, он жил в разных европейских странах. По смерти И. Мазепы (1709) П. Орлик 5 апреля 1710 г. в г. Бендерах был избран казацкой советом гетманом Украины. Он неоднократно делал попытки с помощью союзников добиться независимости Украины. Фактическим гетманом Украины тогда был ставленник Петра И Иван Скоропадский, который своей деятельностью способствовал уничтожению гетманата как политического института. Самым известным политико-правовым документом времен правления П. Орлика является договор между ним и старшиной и запорожскими казаками «Пакты и Конституции законов и вольностей Войска Запорожского», заключенный 16 апреля 1710 г. на казацкой раде в Бендерах. Разработанный группой казацких старшин во главе с П. Орликом, этот договор известный как «Конституция Пилипа Орлика», или «Бендерская Конституция».

Конституция состоит из двух частей. Во вступительной части кратко представлена история казачества от предшественников киевского князя Владимира Великого до времен Бы. Хмельницкого и И. Мазепы, а также обосновывается необходимость принятия конституции для предотвращения деспотизма правителей. Основная часть конституции содержит статьи, в которых речь идет о государственном устройстве Украины как казацкого государства. Содержание этих статей заключается вот в чем: в Украине восстанавливаются права православной церкви, которая возвращается под юрисдикцию константинопольского патриарха; восстанавливаются и объявляются неприкосновенными давние границы казацкого государства; восстанавливаются древние права Запорожской Сечи, ей возвращаются земли и поместья, отобранные царскими указами, а построены Россией на ЕЕ территории крепости должны быть снесены; все текущие государственные дела решает гетман совместно с советом генеральной старшины; основополагающие вопросы государственной жизни решает генеральный совет, который состоит из гетмана, генеральной старшины, гражданских полковников и казаков (по одному от каждого полка) собирается три раза в год - на Рождество, Пасху и Покрова; государственные служащие должны обязательно принимать присягу на верность Родине и гетману; старшина и совет вправе выступать против гетмана, если он нарушает законы; дела о несправедливости и беззакония генеральной старшины рассматриваются генеральным судом, который не подчиняется гетману; генеральная старшина отчитывается перед гетманом о своей работе; государственный сокровище отделяется от гетманского и передается в управление генерального казначея; на содержание гетмана назначаются отдельные земли; полковники, сотники и другие должностные лица избираются открытым голосованием и утверждаются гетманом; гетман должен контролировать разумность налогов и повинностей, от них освобождаются казацкие вдовы, сироты и их хозяйства; проводится ревизия государственных земель, которыми пользуется старшина, восстанавливается законность в пользовании общественным достоянием и устанавливается равенство в исполнении государственных обязанностей. Конституция П. Орлика не вступило в силу, она осталась лишь проектом политико-правового документа.

Поэтому некорректно «ее считать первой украинской конституции», «первой в мире демократической конституцией», представлять ее как предшественника принятой в 1787 г. Конституции США - первого в истории действующего основного закона государства. Конституция П. Орлика имеет большое значение как свидетельство того, что украинская политико-правовая мысль развивалась в русле передовых западноевропейских политических традиций. Конституция содержит ряд демократических и прогрессивных идей: ограничение власти гетмана, представительное управления, разделение государственной власти, закрепление прав и свобод личности, справедливость в распределении общественных благ, поддержка социально незащищенных слоев населения и т.д. И наибольшее значение конституции состоит в том, что в ней проведено всестороннее (историческое, политическое и правовое) обоснование идеи независимости Украины как суверенного государства. Начинается конституция с торжественной декларации о том, что «Украина обеих сторон Днепра должна быть на вечные времена свободной от чужого господства». Еще одним документом, в котором обосновывается Идея независимого украинского государства, является обращение П. Орлика к правительствам европейских государств под названием «Вывод прав Украины».

По определению автора, цель обращения заключается в том, чтобы показать, что Украина является свободным княжеством, в котором общественные состояния выбирали гетманов по собственной воле. Для обоснования этого тезиса автор приводит ряд исторических аргументов. Самым убедительным из них, неопровержимым доказательством суверенности Украины является сам факт заключения Бы. Хмельницким договора с Россией, где Украина выступила как самостоятельное государство. П. Орлик подчеркивает, что Бы. Хмельницкий освободил казацкую Украину, создал из нее независимое княжество и удовольствовался титулом гетмана. По его смерти князей-гетманов выбирали общественные состояния. Б. Хмельницкий заключил с Царем Алексеем Михайловичем союзный договор, однако он был нарушен российской стороной. За время гетманства Ивана Брюховецкого Украину был принужден отречься от суверенитета. Однако гетман не мог дарить то, что принадлежало общественным состояниям. Лишение Украины суверенитета является нарушением бесспорного права ее состояний на независимость.

Следовательно, делает вывод П. Орлик, договор с Россией потерял силу, и «казаки имеют за собой право человеческое и естественное, один из главных принципов которого является: народ всегда имеет право протестовать против гнета и привлекать употребления своих древних прав, когда будет на это удобное время». Значительный вклад в развитие учения о государстве и его взаимоотношения с церковью сделали деятели Киево-Могилянской академии - первого высшего учебного заведения в Украине. Многие воспитанники академии занимали важные должности как в гетманской администрации, так и на царской службе, где они нередко становились ярыми сторонниками самодержавия.

Одними из самых известных деятелей Киево-Могилянской академии были преподаватели С. Яворский и Ф. Прокопович. Стефан Яворский Стефан Яворский (1658-1722) был украинским и русским церковным деятелем - митрополитом Муромським и Рязанским, место - блюстителем патриаршего престола, возглавлял Священный Синод. Учился и преподавал в Киево-Могилянской академии. Известен также как автор труда «Камень веры» (1715) и многочисленных проповедей. Властные отношения в тогдашнем российском обществе С. Яворский представлял в виде своеобразной пирамиды, на вершине которой стоял император, ниже находились князья и бояре, находившихся на государственной службе, за ними располагались высшие офицеры армии и флота, ниже - купечество, духовные чины и в самом низу - простой народ.

Образному было и представление С. Яворского о социально-политическую структуру общества. По его мнению, как в колеснице есть четыре колеса, так и в обществе есть четыре чины. Первое «колесо», первый чин - аристократия: князья, бояре, князья, царские советники; второе «колесо» - военные; третье «колесо» - духовенство, а четвертое - это «люди простонародные»: мещане, купцы, художники, ремесленники, крестьяне-земледельцы. В обоих случаях - и с «пирамидой», и с «колесницей» - речь идет о аристократически-мілітаристичну государство, где на верхних властных ступенях находятся царские вельможи, генералитет и офицерство. Духовная знать, что освящает такую структуру, находится на третьем месте.

Общественно-политические взгляды С. Яворского отражают кризис церковно-феодальной идеологии времен петровских преобразований. Как охранник государства в своих проповедях он призвал «людей простонародных к смирения и послушания властям». Поддерживал меры Петра И по укреплению государства, создание регулярного войска, развития экономики и образования. Как религиозный деятель С. Яворский в то же время отстаивал интересы церкви. Значительное внимание уделял актуальной в те времена проблеме соотношения светской и духовной власти, государства и церкви. Сначала он придерживался распространенной в Украине мысли о том, что государство и церковь являются равноправными. Впоследствии, уже в Москве, он всячески добивался невмешательства государства в дела церкви. С. Яворский видел, что укрепление государства ставит церковь в зависимость от государства, и поэтому всячески пытался поднять авторитет церкви, укрепить ее влияние на общественную жизнь. Защищая интересы церкви, он отстаивал ее власть в духовной жизни общества, открыто выступал против мер государства по ограничению церковного влияния в общественной жизни, подчинение церковных дел светской власти. Он доказывал, что «цари больше господствуют над телом, чем над душами человеческими. А духовная власть больше заботится душами, чем телами». С. Яворский ставил себе целью приспособить русское православие в новых социально-политических условий, которые формировались в России под влиянием расширения ее связей с европейскими государствами. Он пытался рационализировать православия, приспосабливая некоторые его догматы к католицизму. В конце жизни отказался от светской жизни и сосредоточился на этико-гуманистической проблематике, что было своеобразным протестом против подчинения в России церкви государству.



Назад