Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Феофан Прокопович


Одним из самых известных деятелей Киево-Могилянской академии был Феофан Прокопович (1681 - 1736). Сначала учился в академии, а потом за границей - в Риме, Лейпциге, Йене. С 1705 г. преподавал в Киево-Могилянской академии, а в 1710 г. стал его ректором. В 1716 г. по вызову Петра И уехал в Петербург и фактически возглавил русскую православную церковь, став одной из наиболее приближенных к царю лиц. Ф. Прокопович был одним из самых образованных политических и церковных деятелей Российской империи того времени, хорошо знакомым с достижениями мировой политической мысли. Является автором ряда политико-теоретических трактатов, в частности «Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской» (1718), «Духовный регламент» (1720). Самым весомым его вкладом в развитие политической мысли является разработка концепции государства просвещенного абсолютизма.

В своих политических взглядах Ф. Прокопович исходил из того, что существуют три основных формы государственного правления: демократия, аристократия и монархия. Лучшей из них, на его ум, является монархия. Она соответствует человеческой природе, потому что как родители заботятся о детях, так и монарх заботится о подданных. Опираясь на разновидности теории общественного договора, Ф. Прокопович доказывал, что в додержавному состоянии были добро и зло, мир и война, любовь и ненависть. Естественным для человека является созидание, к чему побуждает ее совесть. Для охраны этого и других природных законов нужна сила, которой является государственная власть. Государственная власть возникает в результате передачи народом путем договора своей воли монарху. А сама народная воля вытекает из воли Бога. Как и Т. Гоббс, Ф. Прокопович считал, что, отдав свою волю монарху, народ назад ее забрать не может и должен во всем ему повиноваться. Всякая власть есть от Бога, и надо ей подчиняться, христианский закон бунтовать запрещает. Таким образом власть монарха в Ф. Прокоповича приобретает абсолютистского характера.

Верховная власть в своей деятельности должна иметь цель общую пользу, заботиться о благосостоянии народа, государственную безопасность, мир, внутренний порядок, правосудие, образование и т.п. Монарх как носитель верховной власти в государстве действует согласно природных законов, стоит над всеми гражданскими законами. Все его действия, направленные на общенародную пользу, оправдываются. Тем самым Ф. Прокопович оправдывал реформы Петра И, способствовал преодолению сопротивления боярских и церковных кругов этим реформам. Правда, под «общенародной пользой» он понимал интересы дворянства, чиновников, купцов и промышленников, игнорируя интересы простых людей.

На поддержку Петра И, обоснование просвещенного абсолютизма было направлено и решения Ф. Прокоповичем проблемы соотношения светской и духовной власти, государства и церкви. В отличие от С. Яворского, он обосновывал идею подчинения духовной власти светской, церкви - государству, выступал против превосходства и власти автономии церкви над государством. Идеалом Ф. Прокоповича была сильная российское государство, во главе которой стоял бы самодержец - просвещенный монарх, «философ на троне», что заботится об интересах народа. Образование и развитие наук он рассматривал как основу исторического прогресса, источник силы государства и благосостояния народа.

Таким образом, в политической мысли Украины XVI-XVIII вв. распространялись популярные в те времена в Западной Европе идеи общественного договора, естественного права, конституционализма, что применялись к условиям Украины, России в целом, результатом чего стало, в частности, учение о просвещенный абсолютизм, распространяемое деятелями Киево-Могилянской академии.



Назад