Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Николай Костомаров


Автором главного программного документа Кирилл-Мефодіївського братства под названием «Закон Божий» (Книги бытия украинского народа)» был Николай Костомаров (1817-1885). Ведущей идеей этого произведения является идея украинского мессианизма, по которой Украина должна выполнять волю Божью - спасать славянстве.

Обосновывая эту идею, Г. Костомаров делает краткий экскурс в историю, рассматривая ЕЕ сквозь призму исторических народов. Первыми из них были евреи, которые получили от Бога закон, по которому все были равны и не имели царя. Но евреи выбрали себе царя, и Бог отвернулся от них. Греки не имели царей, были свободны и равны, но не имели и настоящей свободы, потому что не знали единого Бога. После искупления Христом первородного греха благодать перешла от евреев до греков, романцев, немцев и славян. Славяне были самыми молодыми и больше всех любили Бога, и попали в плен к немцам, татар и турок. Со временем появились три независимых славянских царства - Польша, Литва и Московия, которые создали себе царей и господ. Лишь Украина «не любила ни царя, ни господина, а сотворила себе казачество». Истинный украинец любого рода имел любить не царя, не господина, а только Бога. Отсюда следует историческая миссия украинского народа - спасать славянстве. Начав борьбу за собственное освобождение и не стремясь к господству над другими, он будет способствовать освобождению всех народов от любых форм угнетения и становлению форм сосуществования, которые будут базироваться на христианских принципах. Во взглядах на государство М. Костомаров исходил из того, что всякая власть исходит от Бога и не может быть абсолютной, самодержавной. Обосновывая эту позицию, он опять-таки ссылается на историю. Старые славянские понятие об общественном устройстве, по его мнению, признавали единственным источником общей народной правды волю народа, решение веча. При этом давно уже возникла и вкоренилась идея князя - правителя, третейского судьи, установки порядке, защитника от внешних и внутренних угроз. В Киеве и Новгороде князь считался атрибутом государства, но он избирался и мог быть изгнан, если не удовлетворял требованиям народа или злоупотреблял властью.

На Востоке, напротив, личная свобода звужувалась и в конечном итоге была уничтожена, уступив место самодержавию. Становлению и укреплению в России монархической формы правления, по М. Костомаровым, способствовало принятие христианства, которое предусматривало освящение власти сверху, а также татаро-монгольское господство, заинтересовано в создании сильного аппарата и одному доверенному лицу для сбора дани. Такое лицо было найдено среди московских князей. Переняв аппарат централизованного управления от монголов и опираясь на идеологическую силу византийского православия, московиты скоро превратили в подданных не только своих недавних хозяев, но и многих других народов. Однако простому народу это принесло мало реальной пользы, потому что за величие государства он должен был платить собственным благополучием и потерей свободы. Осуждая самодержавие, Г. Костомаров одновременно видел и недостатки республиканского строя, который не дает гарантий защиты от произвола власти «многих царьков». Предпочтение он отдает таком республиканском устройства, где власть является выборной, переменной и подотчетным народному собранию, а отношения между народами строятся на федеративных началах. Для М. Костомарова, как и для большинства членов Кирилл-Мефодіївського братства, федерация в сочетании с республиканской формой правления была найдоцільнішою формой государственного устройства. Он считал ЕЕ традиционно славянской форме, что имеет свои истоки еще в Киевской Руси и дает возможность совместить стремление украинского народа к политической самостоятельности и предостеречь его от появления эксплуататорских классов. Суть славянской федерации М. Костомаров усматривал в том, «чтобы каждый народ написал свою Речь Посполитую и управлял незмісимо с другими» и в то же время чтобы были «один сейм или совет славянская, где сходились депутаты от всех Вещей Посполитых и там развлекали и порешали такие дела, которые бы относились к целому славянского союза». То есть, чтобы каждая славянское государство - польский, литовский, украинский, белорусский, русский - была самостоятельной и чтобы у них был общий выборный орган для решения общих дел.

Возглавлять как каждое отдельное государство, так и их союз в целом имели выборные лица: «...чтобы в каждой Речи Посполитой был свой правитель, выбранный на года, и над целым союзом был бы правитель, выбранный на года»1. За М. Костомаровым, во всех субъектах федерации должны быть внедрены одинаковые основные законы, система мер, единая денежная система, свобода торговли и ликвидация внутренних таможен, единственная центральная власть, которой принадлежит управления вооруженными силами и внешними сношением при сохранении полной автономии каждого субъекта федерации относительно внутренних учреждений, внутреннего управления, судопроизводства и народного образования.



Назад