Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Тарас Шевченко


Тарас Шевченко (1814-1861) оказал большое влияние на политические взгляды членов Кирилл-Мефодіївського братства прежде всего силой своего поэтического слова. В его произведениях нет целостной политической концепции, речь идет о взглядах на отдельные проблемы государственности, социально-политических отношений, общественного строя в целом. Политическое мировоззрение Т. Шевченко в своем развитии прошла несколько этапов. Первый этап сказывается романтизмом и некоторой идеализацией казацкого прошлого. Но уже и тогда он пытается выяснить причины бедственного положения украинского народа. В поэме «Гайдамаки» среди таких причин он назвал, в частности, внутренний раздор и дрязги.

Во второй, самый плодотворный период творчества, который проходил с момента возвращения в Украину после освобождения из крепостничества и до разгрома Кирилл-Мефодіївського братства, Т. Шевченко страстно работает над проблемой отсутствия единства украинского народа. Он резко осуждает не только самодержавие, что было присущим для всего его творчества, но и классовое расслоение внутри самого украинского народа. В частности, клеймит тех «землячков», которые, отойдя на чужбину, возвращаются в Украину эксплуататорами и угнетателями, подручными колонизаторов. Причины рабского положения украинского народа теперь он видит не только в действиях внешних сил и внутренних дрязгах, а и в несоответствии украинской правящей элиты - гетманов и казацкой старшины - задачей национального и социального освобождения. Оценивает их поэт довольно презрительно: «Рабы, подножки, грязь Москвы, варшавское мусора - ваши паны, ясновельможнії гетманы». Неприязнь Т. Шевченко к казацкой старшины во многом обусловлена тем, что она вместо того чтобы искать опоры в собственном народу, пыталась как можно быстрее найти себе иностранного покровителя. Значительное место в политических стихах Т. Шевченко занимает проблема борьбы народов за национальное освобождение. Сущность колонизаторской политики царизма глубоко раскрыта, в частности, в поэме «Кавказ». В этом произведении симпатии поэта однозначно на стороне угнетенных кавказских народов. Резко осуждая самодержавие, крепостничество, социальное расслоение, колонізаторство, Т. Шевченко мечтал о утверждения социального равенства и политической свободы. Отдавая предпочтение буржуазной республике перед самодержавием, он, однако, не рассматривал ее как идеальный общественный строй, потому что и в ней есть социальное неравенство и насилие. Политическим идеалом Т. Шевченко была демократическая республика - общество с самоуправлением народа, коллегиальной форме реализации власти как гарантией от произвола. Решающая роль в таком обществе должна принадлежать труженикам, что работают на своей земле. Т. Шевченко не только резко осуждал крепостничество, самодержавие, но и призвал народные массы к его свержению насильственным, революционным путем: «...вставайте, кандалы порвіте и вражою злою кровью волю окропіте!». Он выступал как последовательный революционный демократ, творчество которого оказало огромное влияние на борьбу украинского народа за свое социальное и национальное освобождение. Не последнюю роль творчество Т. Шевченко и других революционеров-демократов сыграла в отмене в России 1861 г. - последнем году жизни поэта - крепостного права.



Назад