Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Михаил Драгоманов


Демократические традиции Кирилл-Мефодіївського братства продолжил и развил выдающийся украинский историк, этнограф, литературовед и публицист Михаил Драгоманов (1841 -1895). Он родился в дворянской семье в г. Гадяче на Полтавщине. В 1863 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета и в течение 1864-1875 гг. работал в нем приват-доцентом на кафедре всемирной истории. За это время опубликовал ряд работ, в которых обличал русифікаторську политику царизма в отношении нерусских народов, за что был уволен из университета. В 1876 г. выезжает в Женеву, где издает сборник «Громада» с целью популяризации «украинского вопроса» в мире. В 1889 г. болгарское правительство пригласил Г. Драгоманова на должность профессора кафедры всемирной истории Софийского университета, где он работал до конца своей жизни.

Политические взгляды Г. Драгоманова формировались под значительным влиянием распространенных в тогдашней Европе либеральных и особенно социалистических идей. Переход от родо-племенной организации общественной жизни в государства он объяснял действием таких факторов, как развитие семьи, материального производства, классовой борьбы, концентрация земель в результате завоеваний. Однако Г. Драгоманов не разделял марксистскую тезис об определяющей роли материального производства в общественном развитии. Он считал, что экономическая деятельность удовлетворяет лишь одну из потребностей человека - «питание», тогда как существуют другие не менее важные потребности - размножение, познания, развлечения. Люди стремятся к общению и объединения, основными формами которых является общество и общество. Понятие «община» является ключевым в политических взглядах М. Драгоманова. По его мнению, главным критерием оценки деятельности государства является служение общественному благу. Суть государства заключается не в ее форме, а в тех правах и свободах, которыми наделены граждане. Политическая история человечества есть кругооборотом трех основных форм государства - аристократии, монархии и демократии. Человечество утратило первоначальную свободу и постоянно стремится ее вернуть, но этому мешает государство, даже демократическая, потому что за такой формы депутаты становятся председательствующими над народом и решают государственные дела, не учитывая его волю. В связи с этим Г. Драгоманов предлагает радикальный, по его мнению, шаг: вместо введения народовластия (демократии), что является лишь одной из форм государственного правления, внедрять самоуправления, чтобы была «своя воля каждому и свободное громадство и общество людей и обществ».

Община в Г. Драгоманова является первичным звеном организации общественной жизни. Отношения между общинами должны строиться на федеративных началах. Федерация образуется в результате децентрализации управления государством из общин как более мелких общественных объединений. Общины как свободные и самостоятельные образования строят федерацию снизу вверх - вплоть до всемирной федерации как преемнице государства. Федерация будет терять государственные функции и постепенно придет к административной автономии и децентрализации. Ученый далее развил концепцию федерализма, начатую М. Костомаровым. Он выступал за самостоятельные сильные областные органы власти, которые имели бы определенную независимость от центральной власти и действовали на автономных и самоуправляющихся началах. Самоуправления должно осуществляться различными сборами, которым были бы подотчетны должностные лица.

Главную причину разделения общества на богатых и бедных М. Драгоманов усматривал в частной собственности. Покончить с убожеством и угнетением можно только путем организации коллективной работы при условии коллективной собственности общины на землю и орудия труда. Осуществление перехода к новому строю («громад социализма») возможно эволюционным путем демократизации, подъем культуры и сознания народа. М. Драгоманов выступал против революционных преобразований. Поддерживая либерализм за отстаивание им прав и свобод граждан, М. Драгоманов в то же время считал, что либерализм должен был служить средством в борьбе за социалистический идеал. Разделение властей, парламентаризм, демократические права и свободы, которые отстаивал либерализм, должны быть присущи и социализма.

Принцип федерализма был определяющим во взглядах М. Драгоманова и на национальный вопрос. Он отрицал идею национальной государственности, считал, что политической формой организации общественной жизни должно быть федерация, состоящая из самоуправляющихся общин. Украина также должна быть федеративным образованием, которое состоит из 20 земель (Киевской, Одесской, Харьковской, Полесской и др.) и, в свою очередь, входить в построенной на федеративных началах России. Он писал: «Одержать же политическую волю в России, по моему мнению, украинская нация может не путем сепаратизма, а только вкупе с другими нациями и странами России, через федерализм»2. В связи с этим Г. Драгоманов отвергал национализм и сепаратизм, выступая с позиций интернационализма.



Назад