Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Иван Франко


Выдающийся украинский поэт, писатель, публицист и общественно-политический деятель Иван Франко (1856-1916) был одним из организаторов Русско-украинской радикальной партии, участвовал в издании ее печатных органов, издавал журнал «Веку и слово». За политическую деятельность преследовался австрийскими властями. Является автором около 3000 литературных произведений, публицистических и научных трудов. Политические взгляды И. Франко эволюционировали от громад социализма и увлечение марксизмом к позиций национальной демократии и критики марксизма. Мировоззрение поэта формировался в условиях обострения борьбы трудящегося крестьянства и рабочих Западной Украины против социального гнета.

Взгляды И. Франко на государство были близкими к марксистских. Возникновение государства он связывал с возникновением частной собственности и общественных классов. Важнейшим признаком государства считал отделен от общества управленческий аппарат, который выступает как фактор насилия в отношении общества. Все эксплуататорские государства были и есть отчужденным от народа политической силой, которая противостоит народу и господствует над ним. Буржуазное государство также не является исключением. Характерными его чертами являются наличие крепкой армии как опоры существующего политического строя, бюрократического аппарата, усиление исполнительной власти и снижение роли представительных органов. В таком государстве происходит концентрация богатства в руках немногочисленной господствующей верхушки, тогда как миллионы тружеников не могут удовлетворить свои элементарные жизненные потребности. Конституционность, парламентаризм не ликвидируют социального неравенства, потому что парламент на самом деле представляет интересы состоятельных слоев общества, а буржуазное право защищает эти интересы и делает трудящихся фактически бесправными. Следует различать формальное и реальное равенство, потому что юридическое равенство, что не опирается на экономическую и образовательную равенство, остается на бумаге, а в повседневной жизни она для низших слоев невыполнима.

Эти взгляды И. Франко на государство определили и его отрицательное отношение к марксистской идеи государства диктатуры пролетариата. Такое государство также будет иметь чиновницько-административный аппарат, который будет стоять над народом, и социальное неравенство не будет преодолен. В связи с этим социалистическое общество И. Франко представлял, как содружество людей труда, основанную на хозяйственной равенства, полной гражданской и политической свободе, несовместимом с государством. Политическая свобода заключается в отсутствии политического давления и управления сверху, государства как органа принуждения. Народ снизу управляет сам собой, работает сам на себя, сам получает образование и защищается. В будущем обществе утвердится подлинное народовластие. Главными центрами власти народа будут общины, которые будут выполнять все функции управления обществом. И. Франко предпочитал непосредственной демократии, хотя не отрицал необходимости и представительной демократии. Органы представительной демократии образуются на уровне свободного союза общин, представители которых формируют единый представительный орган для решения важных вопросов - внешней торговли, суда, обороны и др.

Относительно путей и средств перехода к социализму И. Франко высказывал разные мнения. В одних работах он отстаивал правомерность применения трудящимися радикальных средств для освобождения от эксплуатации и обретения свободы, в других - склонялся к мирных форм политической борьбы. Движущей силой этой борьбы признавались не только пролетариат, но и другие категории трудящихся. И. Франко не разделял марксистской идеи о историческую миссию пролетариата, по которой ему предстоит возглавить борьбу за социализм всех трудящихся. Он говорил о «рабочий», под которым понимал всех, кто работает, - рабочих, мелких крестьян, ремесленников, интеллигенцию. В отличие от марксизма И. Франко стремился к тому, чтобы его социализм опирался на общечеловеческие, а не на чисто классовые ценности. Это должен был бы быть самоуправляющийся, негосударственный социализм.

Большое внимание И. Франко уделял национальному вопросу. Он призвал интеллигенцию способствовать формированию украинской нации, способной к самостоятельной культурной и политической жизни и способной активно усваивать общечеловеческие культурные достижения. И.франко выступал за политическую независимость наций. Однако такая независимость, по его мнению, не предусматривает обязательного отделения всех наций, входящих в состав Русского государства. Формой политической независимости социальное освобожденных народов может быть демократическая автономия в составе федерации. И. Франко отстаивал идею федерации политическое равноправных народов с демократической, республиканской формой правления, основанной на общине как первичном самоврядному территориальном объединении. По его мнению, свободное развитие народов без любого верховенства одной нации над другой способны обеспечить социализм и федерация. На федеративных принципах должны строиться отношения между народами как в пределах отдельных стран, так и во всемирном масштабе.

Отстаивая федерализм, И. Франко одновременно выступал как против космополитизма М. Драгоманова, так и против интернационализма марксизма. В работах последних лет он резко критиковал тех деятелей, для которых общеевропейские идеалы социального равенства заслонили идеал национальной самостоятельности, и тех, кто за лозунгами интернационализма скрывает нелюбовь к собственному народу. Хотя И. Франко во многом разделял марксистские взгляды на проблемы общественного развития, он выступал против абсолютизации марксистского учения, призвал воспринимать его как продукт определенной эпохи, а не как руководство к действию на все времена.



Назад