Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Социализм


3 времени своего возникновения в середине XIX в. марксизм получил широкое распространение в Европе и стал одной из самых влиятельных идейно-политических течений. Параллельно с марксизмом развивался социал-демократическое направление учения о социализме. Особенно популярными социалистические идеи стали в первые десятилетия XX в. - эпоху империализма, войн и пролетарских революций, по определению В. И. Ленина. Исторические события этой эпохи, прежде всего Октябрьская революция в России, подтверждали марксистское учение, значительного влияния которого подверглась и Украина. Здесь распространялись как сугубо марксистские идеи - о историческую миссию рабочего класса, социалистическую революцию, диктатуру пролетариата и т. п., так и социал-демократические. Самые известные представители социалистического направления политической мысли Украины первой половины XX вв. - М. Грушевский и В. Винниченко - за своими политическими взглядами тяготели к социал-демократизма.

Михаил Грушевский (1866-1934) - выдающийся украинский историк и политический деятель, Председатель Украинской Центральной Рады. В своих многочисленных трудах, в частности многотомном «Истории Украины-Руси», подробно исследовал историю украинского народа. При этом он отказался от рассмотрения ее как истории классовой борьбы и подал как историю украинской государственнической идеи.

Ученый исходил из того, что существуют две «русских» народности - украинско-русская и великорусская.

Киевская государство, право, культура были созиданием украинско-русской народности, а владимиро-московское государство - великорусского. Тезис о том, что Киевская Русь была первой формой украинской государственности, служила обоснованию борьбы украинского народа за свою государственность как такого, что издавна ее имел. В истории украинского народа М. Грушевский выделял следующие периоды: период, предшествующий образованию

Киевского государства; эпоха государственного жизни (Киевская Русь); литовсько-польская эпоха; казацкая эпоха; упадок украинского казачества и жизнь; украинское возрождение. Сквозь все эти периоды ученый проводит сформулированную им украинскую идею, связанную с идеей свободы украинского народа, прежде всего национальной.

В вопросе о форме украинской государственности взгляды Г. Грушевского претерпели определенную эволюцию - от идеи федеративных форм организации государственной жизни украинской нации к идее национальной независимости Украины. Сначала он выступал за национально-культурную автономию Украины в составе России, связывал получения украинским народом свободы с превращением России в демократическое правовое государство.

Во время революции 1905-1907 гг. М. Грушевский считал, что решение украинского вопроса и национальных проблем народов России возможно путем реализации принципа национально-территориальной и областной автономии и обеспечения национальных прав всех народов. Автономная Украина в составе Российской федеративной республики - такой усматривал М. Грушевский украинскую государственность.

Основными чертами федеративной республики должны быть широкое местное самоуправление и представительная демократия. Украинская национальная территория должна быть объединена в единую область с собственным сеймом, что выбирается прямым, равным и тайным голосованием.

Необходимо четко разграничить полномочия центра и областей: органы местного самоуправления должны распоряжаться местными финансами, земельным фондом, решать вопросы образования и культуры; центральная власть должна составлять нормы общих основ государственного и общественного строя.

Октябрьская революция и политическая практика российского большевистского правительства изменили взгляды Г. Грушевского. Он перешел к идее национальной независимости и суверенитета Украины, свидетельством чего стал принятый возглавляемой им Украинской Центральной Радой 9 (22) января 1918. IV универсал, который провозгласил Украину самостоятельным народной республикой. Однако и после этого ученый поддерживал идею федерализма.

По своей идейно-политической ориентацией М. Грушевский был социалистом, но марксистские взгляды разделял далеко не во всем. В частности, в вопросе о сущности государства, причины и пути ее возникновения он существенно уточнял марксистскую тезис о том, что государство возникло в результате классового расслоения первобытного общества.

Важное место в украинском социалистическом движении занимает выдающийся писатель и политический деятель Владимир Внниченко (1880-1951). Он был одним из организаторов Революционной украинской партии, членом Центрального Комитета Украинской социал-демократической рабочей партии, заместителем председателя Украинской Центральной Рады, первым председателем Генерального Секретариата - правительства Украинской Народной Республики, Председателем Директории, автором почти всех деклараций и законодательных актов УНР. На протяжении всей своей жизни. Винниченко оставался социалистом, однако резко отрицательно относился к социализму в его советско-большевистском варианте. Он считал, что есть два пути осуществления социализма, по поводу которых расходятся социалисты и коммунисты. Социалисты исходят из того, что социализм можно построить лишь постепенно, эволюционно, реформами. Коммунисты, напротив, считают, что капитализм нужно уничтожить сразу, революционным путем.

В. Винниченко предложил свой вариант создания социализма, который он назвал «колектократією». Суть его заключается в сочетании эволюционного и революционного путей перехода к социализму. Необходимо мирным путем начать превращение частной собственности на средства производства на коллективную. Именно на коллективную, а не на государственную. Социализм - это кооперация. Не национализация, а социализация, или, лучше сказать, колектократизація - организация промышленных, сельскохозяйственных, торговых, финансовых и других кооперативов - приведет к социализму.

Во взглядах с украинского национального вопроса В. Винниченко прошел путь от сторонника культурно-национальной автономии Украины в составе Российской федеративной республики к признанию необходимости возрождения самостоятельной украинской государственности. Как социалист, решения национального вопроса он подчинял решению задачи социального освобождения народов, то есть освобождение их от капиталистической эксплуатации. Поэтому был готов отказаться от национальной независимости в пользу социализма. В связи с этим В. Винниченко различал национальных социалистов и просто социалистов. Для просто социалистов национальный развитие является необходимым условием и средством приближения человечества до высших форм социальной жизни. А для национальных социалистов национальный развитие является самоцелью, по достижении которой они остановятся, а потом двигаться назад.

Идеал украинской демократии. Винниченко усматривал в «федерации российской республики и участия в ней Украины как равного с другими государственного тела». Обосновывая необходимость пребывания Украины в составе Российской федерации, он настаивал на исторических, экономических и культурных связях Украины с Россией, потребностях обороны. По его мнению, комбинация основных факторов социально-политической жизни Украины не требует ее независимости как политического государственного оформления.

Несколько позже, будучи уже в эмиграции, В. Винниченко в корне изменил свои взгляды на украинскую государственность, о чем свидетельствует его труд «Возрождение нации» (1920). В ней он указывает на неравенство в отношениях между украинской и российской нациями. Сложившееся веками социально-политического устройства России присуще россиянам чувство господствующей национальности даже в душе рабочего не может быстро исчезнуть. Так же и чувство сервилизму, прислужництва в украинской нации не может исчезнуть сразу. Необходимо создать такие государственные условия, которые помогли бы искоренить эти вредные последствия прошлого. Наилучшей формой развития революции каждой нации есть полная государственная независимость на принципах равенства отношений и добровольного тесного союза со всеми социалистическими государствами против мировой буржуазии.

Однако и На этот раз. Винниченко отдавал приоритет, как тогда считалось, социальному освобождению, социализма перед национальным освобождением. По его мнению, возрождение украинской нации будет происходить в гармонии с ее социальным освобождением, и чем левее будет политический режим, тем больше он будет способствовать национальному возрождению украинского народа. Наиболее полно возрождению украинской нации, считал В. Винниченко, будет способствовать режим национально-украинской советской социалистической власти. В. Винниченко высоко оценивал сам факт существования Украинской государственности в виде Украинской Советской

Социалистической Республики. В труде «Завещание борцам за освобождение» (1949) он писал, что уже не стоит вопрос о создании украинского государства, а речь идет только о ее освобождения. Существование УССР порождает у украинцев привычку к собственной государственности, чего они не имели несколько веков, а поэтому в борьбе за национальное освобождение нужно ориентироваться на собственные внутренние силы, а не на внешние, на которые надеялась украинская эмиграция. В. Винниченко негативно относился к национализму Д. Донцова, отвергал идеологию национализма как фашистскую, враждебную украинскому народу.



Назад