Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Национализм


Идея независимой украинской государственности была центральной не только в творчестве представителей консервативного направления украинской политической мысли. Главное внимание обоснованию этой идеи уделяли также идеологи еще двух направлений политической мысли - националистической и национал-демократического. Самыми известными представителями националистического направления является общественный и политический деятель Николай Михновский (1873-1924), учась на юридическом факультете Киевского университета, 1893 г. присоединился к тайной студенческой националистической группы «Братство Тарасовцев» и разработал ее основные политические принципы. Целью группы провозглашалось достижения полной государственной независимости Украины.

В 1900 г. М. Михновский произнес в Полтаве и Харькове речь, что вышла отдельной брошюрой в Львове под названием «Самостоятельная Украина» и стала программным документом образованной в этом же году в Харькове Украинской революционной партии. «Самостоятельная Украина» считается первым программным документом украинского национализма. Отметив, что мир вступил в новую фазу своего развития - борьбу народов за самоопределение, а украинский народ находится в положении «зрабованої нации», Г. Михновский поднимает вопрос о возможности ее национального освобождения. Как юрист, он рассматривает правовые основания пребывания Украины в составе Московского государства согласно Переяславской соглашением 1654 г. За этим документом Украина - самостоятельное государство с республиканским строем - вступила В договорные отношения с Московской монархией как «свободный со свободным» и «равный с равным». Основные статьи соглашения направлены на сохранение политической самостоятельности украинской

Государства под протекцией московского царя, который не имел права вмешиваться во внутренние дела Украины.

Поскольку позже московский правительство нарушило эти договоренности, то Украина имеет все правовые основания для нарушения соглашения и получения политической самостоятельности. И одних юридических оснований, замечает Г. Михновский, мало, необходимы еще достаточные физические и материальные средства. Главной проблемой украинской нации является отсутствие ведущей национально сознательной слои - интеллигенции.

Интеллигенция польского происхождения перестраивала Польшу, действовала в интересах России. Только нынешняя интеллигенция не хочет мириться с господством чужаков на своей земле и выступает с требованиями защиты интересов собственной нации. Одной из основных причин потери украинцами государственности М. Михновский считал отсутствие внутреннего единства и выдвигал идею национального солидаризма, которая должна объединить отдельные части нации в единое целое: «Одна, единственная, нераздельная, свободная, самостоятельная Украина от Карпатів аж по Кавказ». Идея национального солидаризма наиболее полно была сформулирована в «X заповедях УНП» - основанной М. Михновским Украинской народной партии. «Заповеди» имеют важное значение для понимания политической позиции их автора, украинского национализма в целом, поэтому приведем их здесь дословно:

«И. Одна, единая, неделимая от Карпат до Кавказа самостоятельная, свободная, демократическая Украина - республика рабочих людей - это всеукраинский национальный идеал. Пусть каждый украинский ребенок понимает, что она родилась на свет на то, чтобы осуществить этот идеал.

II. Все люди - твои братья, но москали, ляхи, венгры, румыны и жиды - это враги нашего народа, пока они господствуют над нами и эксплуатируют нас.

III. Украина для украинцев! Итак, вигонь отовсюду из Украины чужаков-угнетателей.

IV. Всюду и всегда употребляй украинского языка. Пусть ни твоя жена, ни дети твои не оскверняют твоей господи языке чужаков-угнетателей.

V. Почитай деятелей родного края, ненавидь врагов его, презирай оборотней-відстулників и хорошо будет целом твоему народу и тебе.

VI. Не убивай Украину своим равнодушием к всенародным интересов.

VII. Не зробись ренегатом-отступником.

VIII. Не обворовывай собственного народа, работая на врагов Украины. I.. Помогай своему земляку впереди всех. Держись кучи. .. Не бери себе жены из иноплеменников, твои дети будут тебе врагами, не приятелюй с врагами нашего народа, потому что ты добавляешь им силы и отваги; не наноси вкупе с угнетателями нашими, потому что будешь предателем».

Нужно сказать, что в своей общественной и политической деятельности М. Михновский исповедовал эти заповеди на протяжении всей жизни. В 1912 г. в Харькове он почти целый год издает газету «Сноп», в которой печатает статьи националистического характера. Принимает участие в создании в июле 1917 г. в Лубнах националистической Украинской демократически-земледельческой партии, а в декабре этого года - в объединении в одну партию (Украинскую партию социалистов-самостийников) всех националистических групп и течений. Пытается создать украинскую национальную армию. Принимает участие в организации в июле 1917 г. в Киеве мятежа против московско-большевистского влияния. М. Михновский был одним из авторов конституционного проекта «Самостоятельная Украина» (1905), по которому Украина должна быть президентской республикой с двухпалатным парламентом - Советом представителей и Сенатом. Парламентские выборы должны происходить с учетом национально-экономических особенностей девяти свободных и самоуправних земель. Предусматривались широкие гражданские свободы, суд присяжных, национализация земли за выкуп и распределение ее по национальному признаку. Для М. Михновского решения национального вопроса должно предшествовать решению вопроса социального. Какими бы большими не были задачи социальной революции, она, по его мнению, не принесет настоящего освобождения порабощенной нации. Если Г. Михновский был основателем украинского националистического движения, публицист и общественно-политический деятель Дмитрий Донцов (1883-1973) выступил его главным идеологом.

Он был членом Украинской социал-демократической рабочей партии, Партии хлеборобов-демократов, редактором ряда периодических изданий, автор многочисленных произведений, самыми известными из которых являются «Основания нашей политики» (1921), «Национализм» (1926), «Дух нашей старины» (1944). Философским фундаментом взглядов Д. Донцова был идеализм с его приматом духовного над материальным. В соответствии со своей философской позиции цель существования нации он усматривал не в материальных и духовных благах. Идея благополучия и материального блага приносится им в жертву идеи чести и славы, благополучия единицы - величия нации в целом, потому что только в рамках национального организма существуют и создаются духовные ценности. Идея примата духовного над материальным и обосновывает принцип иерархичности во внутреннем устройстве государства. Принадлежность к тому или иному состояния определяется не социальной, а по психологическим признаком.

Д. Донцов отрицал традиционный украинский национализм XIX в. по рационализм, либерализм и социализм, федералістичні и автономістичні идеи. Зато он сформулировал концепцию нового - интегрального, или действующего, украинского национализма. Интегральный национализм предполагает страстное отношение к миру и является своеобразной формой мировоззрения, призванной объединить население в народ и превратить его в нацию. Силу национализма означает действенность, а не пассивную созерцательность.

Исходной идеей интегрального национализма есть идея переориентации украинства на Запад, отход его от России, как несовместимого с ней по историческим политическими традициями, национальными обычаями, образом жизни. Россиянам, доводы Д. Донцов, естественно присущи абсолютизм и правовой нигилизм, тогда как Украина культурой, принципами в социальной и политической жизни осталась с Європою. Поэтому основной заповедью внешней и внутренней политики Украины должно быть «полная сепарация от России». В работе «Основания нашей политики». Донцов утверждал, что назначение Украины - быть аванпостом защиты культуры Запада от российского влияния. В этом он усматривал содержание украинской национальной идеи.

Политическая и идеологическая концепция Д. Донцова наиболее полно изложена в его труде «Национализм». В ней он писал, что, начиная с XVIII в. в Европе произошло разделение на две части, в одной из которых царила свобода, а в другой - интеллект. Украинские политические мыслители и деятели XIX в. апеллировали к интеллекту, рационализма, так и не достигли успеха в национальном освобождении. В XX в. назрела потребность в таком национализме, главной движущей силой которого были бы не интеллект, а воля как инстинктивное стремление нации к жизни, власти и господства. Воля должна быть ориентирована на борьбу за распространение украинской идеи и национальное освобождение.

Нацию Д. Донцов понимал как объединение миллионов воль вокруг общего идеала господства определенной этнической группы над территорией, которую она получила в наследство от родителей и которую хочет оставить своим детям. Понимая, что традиции прошлого украинцев не очень способствуют созданию палестинского государства, Д. Донцов переориентирует внимание на будущее. Главным признаком нации становится идеал политического властвования, государственной независимости В отличие от В. Липинского, для которого создание государства было основанием для формирования нации, для Д. Донцова именно появление нации, ее стремление к самостоятельной политической жизни является необходимой предпосылкой создания собственного государства.

Борьба за формирование нации и государственную независимость должна основываться на романтизме, фанатизме и безнравственности. Романтизм является догматическим, следовательно, религиозным по своему характеру ощущением, что в истории часто предстает в форме различных легенд и мифов. Фанатизм следует из религиозного характера догматизма, потому что верующие смотрят на свои идеи как на правду, обязательную для всех. Фанатизм является аморальным, он противоречит обыденной морали, поскольку обычные люди руководствуются в своих действиях не общенациональными, а прежде всего собственными интересами, что оправдывает существующая мораль. Аморальность в политике означает возможность использования любых средств для достижения политических целей.

Необходимым условием национального прогресса, превращение массы в нацию Д. Донцов считал формирования национальной политической элиты как государствообразующего элемента. Этот элемент он называет по-разному: аристократией, ведущей слоем, инициативной меньшинством, правящей кастой. Говоря о главную причину всех исторических бед украинцев, Д. Донцов отмечает, что она заключается не в географическом расположении Украины, не в собственно национальном сознании широких масс, а в вырождении государственно элемента, отсутствия собственной ведущего слоя. В самые ответственные исторические моменты украинская элита оказывалась не достойной своего народа и своего назначения. Поэтому первоочередной задачей украинского национализма является формирование именно ведущего слоя, достойной задач, стоящих перед нацией. Ведущий слой должен определиться своим отдельным положением в обществе и отдельными, только ей присущими, державотворчими функциями. Массы не могут творить государство, поскольку их призванием является физический труд, и они привязаны к земле как к средству производства. Это люди земных интересов и земного труда, которые приносят обществу пользу тем, что добросовестно выполняют свое назначение.

Правящая же слой - это аристократы духа, для которых земля - прежде всего арена борьбы и защиты интересов всего общества. Аристократ бьется за землю и отдает за нее свою жизнь; пределы своей земли он устанавливает не плугом, а мечом. Кроме ощущения духа земли, для принадлежности к ведущей слои необходимы еще и другие признаки. Это, во-первых, благородство, которая оказывается в доминировании духовного над материальным, стремлении к высоким идеалам, ценимые идеалам чести, славы и морального долга. Во-вторых, мудрость, способность к пониманию тех вечных законов, на которых держится мир в целом и общество в частности. В-третьих, мужество, что проявляется способностью жертвовать своей жизнью во имя общего блага, выполнять свое назначение, несмотря ни на что.

Методом реализации ведущим слоем идейных установок интегрального национализма, за Д. Донцовым, мало быть «творческое насилие», что означает ориентацию на принуждение в процессе борьбы за государственную независимость.

Д. Донцов решительно отрицал идею федерализма, которая была ведущей в украинской политической мысли XIX ст. Он выступал за полную независимость украинского государства в форме крестьянской мелкобуржуазной республики и считал, что политический сепаратизм, направленный прежде всего против российской государственности, является необходимым условием выживания украинской нации. Д. Донцов разделял нации на господствующие и непанівні и считал, что сильнее нации должны победить более слабых и «накинуть» им свой образ жизни. Он исходил из того, что гуманизм и демократия несовместимы с национальной волей, национальной идеей и поэтому на них не следует обращать внимание.

В 20-30-х годах, когда в Европе распространялась фашистская идеология и в некоторых странах были установлены фашистские режимы, идеи Д. Донцова приобрели популярность в среде галицкой молодежи. Его национализм стал идеологической основой программы Организации украинских националистов (ОУН). Однако сам Д. Донцов не принадлежал к националистических организаций.

Свою модель будущей украинской государственности, основанной на идеях национализма, предложил один из лидеров ОУН Николай Сціборський (1897-1941). В свое время он был офицером УНР, с 1920 г. находился в эмиграции. Является автором ряда трудов - «Рабочий и ОУН», «ОУН и крестьянство», «Націократія», «Очерк проекта Основных Законов (Конституции) Украинского государства» и др.

Если Д. Донцов сформулировал главные принципы идеологии нового национализма, то Г. Сціборський был автором политической доктрины этого национализма. Она основывается на концепции национальной революции, которая должна была проводиться «собственными силами украинской нации». Движущей силой революции мало быть крестьянство.

Основанием революции должны были стать лозунги частной собственности на землю, общей солидарности всех сознательных сил Украины. Остро критикуя демократию, социализм и монархизм, Г. Сціборський сформулировал концепцию націократії как альтернативной им формы государства. По его определению, націократія - «это режим господства нации в собственном государстве, осуществляемой властями всех социальное полезных слоев, объединенных - в соответствии с их общественно-продукционной функции - в представительных органах государственного управления». Отстаивая лозунг ОУН «Государство выше партий и классов», Г. Сціборський отрицал право политических партий на участие в управлении государством и считал диктатуру оптимальным средством осуществления государственной власти на время национальной революции. Опорой политического режима должна была стать революционная националистическая организация, которая выполняла бы диктаторские функции.

После определенного периода диктатуры и стабилизации национальной государственности в Украине должен установиться республиканский строй, при котором власть должна быть в руках націократії. Тогда законодательную власть будет иметь Государственный Совет - национальный парламент, депутаты которого будут выбирать все граждане.

Будет возглавлять государство Председатель - вождь нации, которого избирает Национальный Сбор. Членами Сбора будут депутаты Государственного Совета, Всеукраинской Хозяйственной Совета, представители Краевых Советов и профсоюзов. Глава государства будет одновременно и премьер-министром, будет назначать министров, которые будут отчитываться перед ним. Он будет наделен также рядом других важных полномочий: правом законодательной инициативы, роспуска парламента, вето на принятые им законы, будет главнокомандующим вооруженных сил. Во главе местных администраций будут стоять представители центрального правительства на местах, они же будут Головами Краевых Советов. Политические партии станут ненужными. Функции политического руководства будет выполнять ОУН, которая будет не политической партией, а общенациональным движением.

Націократія М. Сціборського является своеобразным сочетанием элементов политической доктрины фашизма и президентской формы республиканского правления. По его проекту Украина должна стать республикой с жестким авторитарным политическим режимом и политическим руководством националистической организации.

Идеология нового украинского национализма в той или иной степени является теоретической основой деятельности политических организаций национал - радикального направления в современной Украине. К таким организациям относятся или относились Конгресс украинских националистов, Всеукраинское политическое объединение «Государственная самостоятельность Украины», Украинская консервативная республиканская партия, Организация украинских националистов в Украине, Украинская национальная ассамблея-Украинская народная самооборона и некоторые другие.



Назад