Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Происхождение и сущность политики


Через неопределенность понятия «политика» раскрытие его содержания целесообразно начать с этимологии этого слова, то есть с объяснения его происхождения и родства с другими словами.

Слово «политика» как научный термин известен благодаря труда древнегреческого философа Аристотеля «Политика» («И роїіііка»), что буквально означает «то, что касается государства». Оно является производным от другого древнегреческого слова - «роїіз», что означает «город-государство». Древняя Греция состояла из многих городов, которые вместе с прилегающей к ним сельской местностью были отдельными государствами - имели четко определенную территорию, население, органы управления, законодательство и т.д. Политикой тогда называлось все, что имело отношение к такого города-государства: государственные и общественные дела, искусство управления обществом и государством и др.

Сама же политика как определенный вид человеческой деятельности появилась значительно раньше. Существует несколько парадигм - логических моделей постановки и решения познавательной проблемы - ее происхождения и сущности. Согласно одной из них, на ранних ступенях развития общество не знало никакой социальной дифференциации, кроме статевовікової и семейно-родственной.

Отсутствующим было и противопоставление социальных интересов, поскольку преобладал общий интерес, который заключался в том, чтобы выжить в борьбе за существование со стихийными силами природы. При этих условиях в обществе, а точнее, в человеческом сообществе, которая еще не вступила характерных для общества признаков цивилизованности, в процессе производства и распределения продуктов, организации совместной жизни действовали механизмы саморегуляции в виде обычаев, религиозных догматов, мифологических представлений и т.д. Они естественным путем регулировали процесс удовлетворения потребностей и поддерживали целостность имеющейся сообщества.

Со временем постепенное усложнение материального производства, нарастание социальной мобильности, культурный прогресс и другие факторы способствовали усилению классовой, этнической, производственно-профессиональной, территориальной, религиозной дифференциации общества. В результате этих объективных процессов сформировались специфические интересы различных социальных общностей, между которыми стали возникать конфликты.

При этих условиях механизмы обмена и распределения продуктов производства, которыми были обычаи и традиции, догматы веры и другие регуляторы человеческих отношений, оказались неспособными эффективно регулировать имеющиеся противоречия, согласовывать интересы, субординировать их определенным образом и находить общий интерес. В обществе возникла потребность в образовании социальной силы, способной реализовать разнообразные социальные интересы и обеспечить целостность самого общества. Такая необходимость была реализована в процессе становления специфических общественных институтов, которые благодаря использованию средств властного принуждения обеспечивали необходимые общеобязательные формы поведения в обществе и его целостность. Главным таким институтом стала государство - официальный носитель публичной власти, который согласовывает социальные интересы и с помощью средств принуждения регулирует общественные отношения. С появлением общественных институтов как носителей публичной власти, государства возникла и политика как соответствующая властная деятельность людей и таких институтов.

Социальное назначение политики, следовательно, заключается в согласовании многообразных интересов и потребностей людей, их разнообразных спільносте обеспечении таким образом целостности общества. Выполняет это социальное назначение политики государство как официальный носитель публичной власти. Именно так понимали политику античные философы. Скажем, Платон определял ЕЕ как «искусство жить вместе». Аристотель исходил из того, что человек по своей природе является политическим существом, и завершение этой ее природы находит свое проявление именно в политическом общении, то есть в Государстве.

Указанное понимание политики можно назвать консенсусным, поскольку оно основывается на том, что политика является средством согласования социальных интересов. Однако рассуждения Платона и Аристотеля, как и других античных философов, относительно политики и государства касались лишь части общества. Дело в том, что полис составляли только полноправные граждане, каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права.

Значительная часть населения города в полис не входила и не имела прав граждан. Это были, в частности, вольноотпущенники и лишены каких-либо прав рабы. Античная государство по своей классовой природе была рабовладельческой и использовалась для подавления и эксплуатации рабов. Наглядным подтверждением этого являются многочисленные восстания рабов, которыми наполнена вся история древнего мира. Согласно другой - марксистской - парадигмой политика и государство возникли как орудие не согласования социальных интересов, а классового господства. «Государство, - отмечал В. И. Ленин. - есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий»1. Такое понимание сущности политики можно назвать конфліктологічним. Оно раскрывает классовый аспект политики и имеет такое же право на существование, как и консенсусное. В соответствии с начатой еще в античности традиции под политикой длительное время понимали деятельность государства. В англосаксонской и французской політологічній литературе термин «политика» к этому времени однозначно связывается с деятельностью государства, особенно с ее правительственными органами и лицами, осуществляющими политические функции.

Здесь «политическая наука» - это наука о характере и функции государства, а также ее правительства как органа, через который государство реализует свою власть. Такое понимание политики является оправданным с учетом того, что государство выступает главным субъектом политики и долгое время оставалась, по сути, единственным собственно политическим институтом и носителем публичной власти. Однако ситуация существенно изменилась с появлением во второй половине XIX ст.масових политических партий и движений, которые начали оказывать все более ощутимое влияние на политику, осуществления государственной власти. С учетом расширения круга политических институтов, процесса формирования политической системы общества политика стала трактоваться как функционирование политической системы. По определению российского исследователя Г. В. Полуніної, «политика есть функция политической системы, а также способ и механизм ее функционирования». С формальной стороны, определение политики через политическую систему тавтологічними, поскольку определяют политику через саму же политику, но как систему.

Другой подход к определению политики основывается на ее органической связи с властью, на что указывал еще М. Вебер: «...„Политика", судя по всему, означает стремление к участию во власти или к совершению влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе занимает».

Определение политики через власть наиболее распространены в політологічній литературе. Типичным, например, является утверждение, что политика - это «деятельность лиц, микро - и макрогруп, направленная на установление и удержание политической власти». Иногда в подобных определениях политики отмечается государственной власти как самой главной форме публичной власти: «Политика - это особый вид человеческой деятельности, связанный с получением и осуществлением власти, прежде всего государственной».

Однако такие определения не отражают сущности и социального назначения политики. Власть, через которую определяется политика является не целью, а лишь средством политики, с помощью которого достигаются определенные общественные цели.

Наиболее общей из таких целей является удовлетворение интересов и потребностей индивидов и социальных общностей. Поэтому точнее есть те определения политики, в которых указывается на использование власти с целью удовлетворения интересов и потребностей. Так, в украинском политологическом энциклопедическом словаре политика определяется как «организационная, регулятивная и контрольная сфера общества, в пределах которой осуществляется социальная деятельность, направленная главным образом на достижение, содержание и реализацию власти индивидами и социальными группами для осуществления собственных запросов и потребностей».

В отличие от предыдущих это определение политики указывает на ее определенную социальную направленность - она является социальной деятельностью «ради осуществления собственных запросов и потребностей». Однако такое определение социального назначения политики слишком абстрактное, ведь любая человеческая деятельность направлена на удовлетворение определенных интересов, запросов и потребностей.

Главная же особенность политики в этом отношении заключается в том, что она затрагивает удовлетворение интересов и потребностей, прежде всего в отношении руководства и управления обществом, обеспечение его существования как целостности на основе согласования в той или иной степени - на основе консенсуса или господство - социальных интересов. М. Вебер писал, что понятие политики «имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютную политику банков, о учетную политику Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьную политику городской или сельской общины, о политике правления, которое руководит корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем».

3 учетом социального назначения политики она может быть определена как деятельность по руководству и управлению обществом на основе публичной власти. Сущностью политики является не власть, а управление. Именно политика определяет стратегические цели и задачи развития общества в пределах каждой отдельной страны, человеческого сообщества в целом.

Она является деятельностью по руководству и управлению как обществом в целом, так и его отдельными звеньями. Свои особенности имеет марксистское понимание политики. Такими особенностями являются, в частности, упор на классовом характере политики и государственной власти как главном инструменте ее осуществления. В. И. Ленин отмечал, что политика - это «отрасль отношений всех классов и слоев до государства и правительства, отрасль взаимоотношений между всеми классами», что «в политике... самое существенное: устройство государственной власти», «политика является участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства». Вслед за В. И. Лениным современный русский марксист С. С. Андреев определяет политику как «способ взаимоотношений классов через государственную власть».

Классовый аспект политики, бесспорно, является одним из определяющих. Вся человеческая история наполнена классовой борьбой как политическими столкновениями больших групп людей, которые по-разному относятся к собственности на средства производства.

Однако классовый фактор в политике не является единственно определяющим. Не менее важную роль может играть, например, этнический фактор. Марксистский подход сохраняет свою ценность исследования происхождения и сущности политики в контексте исторических міжформаційних процессов, а также в ситуациях социальных столкновений, когда политическая борьба имеет тенденцию к обострению, политические позиции индивидов и социальных общностей диаметрально противопоставляются в результате различного осознание классовой принадлежности и классового интереса. В современном обществе в политике все больше проявляется общий интерес, доминирование общечеловеческих интересов над классовыми, а сама политика вследствие реального соотношения классовых сил выступает средством достижения баланса социальных интересов, а не классового господства. Нельзя отрицать классовую природу политики, однако нельзя и сводить ее содержание до отображения только классовых интересов и тем самым упрощать понимание сущности государственной политики.

Следовательно, политика является разнообразным общественным явлением: одной из сфер общественной жизни; особым видом общественных отношений, прежде всего, крупных социальных групп, связанных с реализацией власти в обществе; средством согласования социальных интересов; борьбой за обладание государственной властью и участием в ее осуществлении; организацией и функционированием государства и политической системы в целом и т.д. В самом общем виде политика является деятельностью по руководству и управлению обществом на основе публичной власти. Субъекты политики К числу субъектов политики принадлежит каждый, кто так или иначе, прямо или косвенно участвует в политической жизни. Ими могут быть гражданин и организация, общественный класс и партия, этнос и государство. Существует мнение, что субъектами политики является лишь активные ее участники, которые сознательно выдвигают политические Цели и ведут борьбу за их достижения. Такая позиция, по сути дела, ограничивает круг субъектов политики лишь политическими институтами, элитами и лидерами, оставляя вне его абсолютное большинство рядовых избирателей, особенно тех, кто по разным причинам вообще не принимает участия в голосовании.

Однако и в такой неучастия проявляется политическая субъектность граждан, которая может заключаться в пассивной противодействия официально проводимой политике.

От участия в политике в любых ее формах не может отказаться никто. По достижении определенного избирательного возраста каждый гражданин так или иначе становится ее субъектом. Другое дело - степень участия в политике, наделение властными полномочиями. Она может колебаться в пределах от рядового избирателя к наделенного огромными полномочиями главы государства. В английской политической языке слово «субъект» в отношении политики не употребляется, поскольку там оно обозначает подданного. Вместо этого используется слово «актер» (асtor), что на латинском языке означает «деятель». Делается это по аналогии политики с театральной сценой, на которой каждый из участников играет свою роль. Причем такими актерами как участниками политики является не только индивиды, но и разные группы людей и политические институты. Знания о субъекты политики существенно углубляет их классификация, осуществляемая по разным признакам. Самой известной в западной политологии является классификация субъектов политики («политических индивидов») в зависимости от степени участия сознания людей в политике, предложенная известным американским политологом Г. Алмондом. По этому признаку выделяются три ступени сознания участия в политике: вполне безсвідома, стихийная участие в политике; участие напівсвідома - понимание смысла ролей за безоговорочного подчинения им как почему заранее заданному, бесспорном; вполне сознательное участие, утверждения своих осознанных интересов ценностей.

Соответственно выделяются три типа субъектов политики. Первый тип называют паройкіальним (от греч. «пара»- вокруг и «ойкос» - дом, хозяйство). Этот тип субъектов политики живет непосредственно интересами ближайшего окружения. В его представителей крайне ограничен или вообще отсутствует осознание политической системы как четкого и специализированного образования.

Второй тип - это субъект-подданный, для которого характерно сознательное выполнение приказа, обязанности. Представители этого типа могут осознавать значение многих управленческих ролей, однако не обладают конкретным знанием того, как они могут влиять на политическую систему.

Наконец, третий тип политических субъектов - это участник, или партисипант (от франц. рагїісірапї - участник). Это самый активный и найсвідоміший субъект политики, что формирует ряд специальных отношений к политических институтов, а также до тех ролей, которые он способен в них играть. В российской и украинской політологічній литературе широкое распространение получила классификация субъектов политики по характеру и месту, которое они занимают в общественной структуре. По этому признаку выделяются три группы субъектов политики: социальные, институциональные и функциональные. Социальными субъектами политики являются индивиды и различные социальные общности. Существует пять основных групп таких общностей: социально-классовые, этнические, демографические, профессиональные, территориальные. Главной их особенностью является то, что они сформировались в процессе исторического развития объективно, то есть независимо от сознания и воли людей.

Институциональные субъекты политики, которыми являются политические институты, наоборот, выступают результатом сознательной целенаправленной деятельности людей. Политическими институтами есть такие политические учреждения, как государство и его структурные элементы (глава государства, парламент, правительство), политические партии, общественно-политические организации и движения, органы местного самоуправления и др. Поскольку институциональные субъекты политики производные от социальных, они называются еще вторичными, тогда как социальные - первичными.

Функциональные субъекты политики являются такими общественными институтами, которые не выполняют политическую функцию постоянно, а участвуют в политике лишь ситуативно, при определенных условиях, вступая во взаимодействие с политическими институтами. Это, например, церковь, армия, большинство общественных организаций, средства массовой информации, различные экономические объединения и т.д. Так, в демократических государствах церковь должна заниматься нравственным воспитанием граждан и непосредственно не вмешиваться в политику. Однако нередко он становится активным фактором политической жизни, а в некоторых странах, например в Ватикане или Иране, как официальный политический институт стоит даже над государством.

Армия является составной государства и поэтому не должна выступать отдельным, самостоятельным субъектом политики. Однако в некоторых странах она играет самостоятельную роль в политической жизни, а в отдельных случаях, осуществляя военный переворот, берет на себя всю полноту государственной власти. При обычных условиях большинство общественных организаций не осуществляют политическую функцию. Но в случае взаимодействия с политическими институтами они становятся субъектами политики как группы интересов. Те средства массовой информации, выполняющих политическую функцию постоянно, являются институциональными субъектами политики, а те, которые проявляют причастность к политике лишь ситуативно выступают ее функциональными субъектами.

Указанное разграничение субъектов политики, особенно второй и третьей групп, конечно, не является абсолютным. Функциональные субъекты политики могут превращаться в институциональные, и наоборот. Политическая субъектность многих социальных общностей, например классов или наций, оказывается лишь через политические институты.

Важно также учитывать различия между субъектами политики в зависимости от их отношения к власти. Одни из них (государство, правящая партия, политические лидеры) непосредственно осуществляют процесс властвования и управления, другие (оппозиционные партии, общественные организации, избиратели и т.д.) могут лишь в той или иной мере участвовать в политической жизни, подчиняясь чужой воле и защищая собственные интересы. Близость к центрам власти или отдаленность от них во многом определяют линию поведения субъекта политики, как активная поддержка, открытая противодействие, оппозиция или глубокая апатия.

Различные субъекты политики имеют неодинаковые динамические качества. Одни из них е консервативными, меняются крайне медленно и неохотно, например нация, церковь, государство, партия. Другие, наоборот, склонны к гибкого реагирования на ситуации и обладают повышенным динамизмом - индивиды, избиратели, массовые движения популистского характера и т.п.



Назад