Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Место политических отношений в системе


Общество является системой отношений. Общественные отношения - это многообразные общественных отношений связи, которые возникают между людьми в процессе их деятельности в различных сферах общественной жизни. Общественные отношения могут классифицироваться по их объектами, субъектами и характером отношений между ними. По характеру выделяют, например, антагонистические и неантагонистические отношения. В основе первых лежат антагонистические противоречия как такие, которые могут быть решены только путем уничтожения обеих сторон или хотя бы одной из них. Неантагонистические противоречия, лежащие в основе неантагоністичних отношений, решаются без уничтожения сторон.

Большинство видов общественных отношений - экономические, политические, идеологические, правовые, моральные, бытовые и др . - выделяются на основе их объектов. Так, экономические отношения - это отношения, которые складываются по поводу собственности на средства производства, в процессе самого производства, а также распределения, обмена и потребления материальных благ. Политические отношения складываются по поводу власти в обществе и в процессе ее осуществления. Идеологическими являются отношения по поводу идей и взглядов, которые отражают определенные общественные интересы. Правовые отношения складываются по поводу правовых норм, моральные - по поводу норм морали и т.д. Субъектами этих общественных отношений могут быть индивиды, социальные общности, различные организации и т.д.

В отличие от других видов общественных отношений главной особенностью социальных отношений является то, что они выделяются на основе их субъектов - индивидов и социальных общностей людей, которые сформировались объективно в процессе исторического развития. Разновидностями социальных отношений является классовые, национальные, демографические и другие отношения. Они могут состоять из поводу различных объектов - собственности, власти, идей, норм права и др.

В совокупности общественных отношений важнейшие те, которые составляют главное содержание основных сфер общественной жизни - экономической, социальной, политической и духовной. Это экономические, социальные, политические и социокультурные (идеологические, нравственные, эстетические, религиозные) отношения. Они тесно связаны между собой и находятся в определенной зависимости, которая в философии трактуется по-разному. Материалистическое марксистское понимание общественных отношений заключается в том, что они делятся на первичные - материальные, базисные и вторичные - идеологические, надбудовчі.

Главными, определяющими признаются материальные - экономические, производственные отношения. Характер их определяется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Идеологические общественные отношения - политические, правовые, моральные и т.д . - возникают на базе материальных общественных отношений и состоят как надстройка над ними, предварительно проходя через сознание людей. Экономические отношения определяют политические не непосредственно, а через социальные, прежде всего классовые отношения. Социальные отношения являются ближайшими к политическим, поскольку политика имеет главным своим назначением согласования социальных интересов. Политические отношения, в свою очередь, являются определяющими относительно социокультурных - идеологических, моральных и т.д. Экономические социальные - политические социокультурные отношения - в такой последовательности они определяют друг друга в марксистском смысле. В то же время марксизм признает и обратное воздействие общественных отношений, который, однако, не является определяющим, а также тесная взаимосвязь всех их разновидностей.

Оппоненты марксизма отрицают такую зависимость общественных отношений и отмечают особую роль политических и моральных отношений. М. Вебер, например, в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) выводил характерные черты капиталистических производственных отношений из особенностей протестантской этики. Марксистская трактовка взаимодействия общественных отношений убедительное, в частности, в том, что подчеркивает особую, определяющей роли экономических отношений. Очевидной является, например, зависимость демократизма общества от уровня его экономического развития. Представители так называемого девелопменталістського (от франц. сібуеіорретепї, англ. (іеуеіортепі - развитие направления считают, что слаборазвитая экономика объективно предопределяет централизацию власти, усиливает авторитарные тенденции, тогда как экономический рост способствует плюралистической демократии.

Даже в случае негативного отношения к марксизму следует признать, что отношения собственности на средства производства, которые являются определяющими в системе экономических отношений, выступают основой разделения общества на классы, а классовое разделение, в свою очередь, оказывает значительное влияние на политику. Так, в абсолютном большинстве капиталистических стран главное политическое противостояние происходит между буржуазными и рабочими партиями. Потребности этого противостояния обслуживают соответствующие разновидности идеологи. Однако классовый фактор не всегда является определяющим в политике. Не меньшую роль в ней могут играть этнический, Демографический, профессиональный, региональный, религиозный и другие факторы. Политика - это взаимодействие многих различных факторов. Находясь в зависимости от экономики, где создаются материальные средства осуществления власти, политика оказывает ощутимое обратное воздействие на нее. Причем если влияние экономики на политику в определенной степени опосредуется социальными отношениями, то обратный влияние политики на экономику является непосредственным.

В идеале относительно экономики политика должна основываться на сознательном использовании экономических закономерностей общественного развития. В этом случае она способствует экономическому прогрессу. Однако политика может осуществляться и вопреки таким закономерностям, а в результате - вызывать разрушение экономики, обнищание населения, социальную поляризацию общества и другие негативные последствия. Рано или поздно такая политика терпит крах и вынуждена будет учитывать объективные экономические реалии. Наконец, политика может в определенных направлениях чинить препятствия экономическому развитию и подталкивать его в других. За будь-яких умов влияние политики на экономику ощутимый уже потому, что она выступает средством решения экономических проблем.

Политика тесно связана с духовной сферой общественной жизни. Так, культура общества определяет культурное лицо политики, ее связь с историей, человеком, знанием. Необходимыми являются также моральные оценки и наставления политики: она может быть более-менее моральной или же совершенно аморальным.

Особенно тесная связь политики с идеологией. Если мораль, культура и религия влияют на политику в основном опосредованно, то идеология сливается с ней непосредственно. Политика неотделима от сознания общества и человека, его интересов и потребностей, целей и мировоззрения. Реальная политика осуществляется в столкновении идей партиями, которые являются создателями и носителями идеологии.

Политические отношения, следовательно, тесно связаны с другими видами общественных отношений. Самым тесным и непосредственным является их связь с социальными и идеологическими отношениями, первые из которых определяют сущность и содержание политики, а вторые выступают ее идеологическим обоснованием. Находясь под влиянием других видов общественных отношений, политические отношения, политика оказывают огромный обратное воздействие на эти другие отношения, в значительной мере определяя их содержание и характер.

Тесная связь политики с другими сферами общественной жизни порождает проблему границ политики как допустимого пространства, в масштабе которого она может целесообразно воздействовать на эти сферы. Нарушение этих границ приводит к нежелательным, а нередко, в крайних проявлениях, и к пагубных результатов - чрезмерной политизации, а в связи с ней и идеологизации, неполитических и неидеологических сфер деятельности, жизни, сознания. Следствием будут идеологизированные экономика, культура, наука, искусство, политизированное право и др.

Ограничения регулятивного воздействия любой из неполитических и неидеологических сфер общественной жизни приводит к чрезмерному проникновения в эти сферы политики и идеологии как наиболее экспансивных сфер. Лишь политическое нейтральные сферы, которыми являются культура, мораль и в определенной степени наука, не могут быть избыточными, если они проникают в другие сферы - экономику, право, политику, идеологию. В стабильных демократических обществах функциональная связь политики с другими сферами имеет устойчивый динамичный характер с четко выраженной тенденцией к снижению роли политики как регулятора общественных отношений.

Зато растет регулирующая роль экономических, моральных, культурных и других факторов, не связанных с использованием власти. И наоборот, в нестабильном обществе, особенно переходного типа, увеличивается роль политических методов регулирования общественных отношений, усиливаются авторитарные тенденции. Соответственно уменьшается регулирующее влияние экономических, моральных и культурных чинників. виды политики

Знания о связи политики с другими сферами общественной жизни конкретизирует выделения и выяснение особенностей различных ее видов. В наиболее общем виде по направленности политика каждого отдельного государства делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика - это деятельность государства и других политических институтов, которая охватывает различные сферы общественной жизни и направлена на сохранение, реформирование или коренное изменение существующих общественных отношений. Основные виды внутренней политики различаются в зависимости от важнейших сфер общественной жизни. Такими видами являются экономическая, социальная и культурная политика. Каждый из этих видов политики направлен на регулирование определенного вида общественных отношений и, в свою очередь, состоит из ряда разновидностей. Так, экономическую политику составляют промышленная, аграрная, финансовая, инвестиционная, структурная, науковотехнічна, внешнеэкономическая и другие разновидности политики.

Основные разновидности социальной политики различаются в зависимости от групп социальных общностей как ее объектов. Такими разновидностями являются политика социального партнерства, направленной на регулирование отношений между общественными классами, этническая, или национальная, демографическая, молодежная, пенсионная, региональная политика и т.д. Отраслевыми разновидностями социальной политики является жилищная политика в сфере здравоохранения, образовательная политика. Культурная политика охватывает сферу духовной жизни общества, ее разновидностями являются, например, политика в области искусства, в сфере науки и образования. Существуют разновидности внутренней политики, что в определенной степени являются промежуточными между ее основными видами. Так, налоговая политика промежуточная между экономической и социальной, образовательная - между социальной и культурной. По полноте охвата сфер общественной жизни и влиянием на общество можно выделить следующие разновидности политики, как военная, экологическая, в сфере науки. Последняя по своим техническим аспектом ближайшая к экономике, по гуманитарным аспектом - к социальной и особенно духовной сфер общественной жизни.

Выделение экономической, социальной и культурной политики в зависимости от основных сфер общественной жизни ставит вопрос о существовании и специфику, так сказать, «политической политики», то есть такой, которая осуществляется в политической сфере. «Политика «политики» или политика в политической сфере, - пишет российский исследователь А. А. Беляев, - направлена на регулирование отношений между гражданами и социальными спільностями по поводу прежде всего государственной власти. Она также может быть разделена на политику государственно-административного строительства и политику общественных организаций и движений в сфере властно-политических отношений». «Политика политики» относится прежде всего к организации государственной власти и партийного строительства.

Основой выделения различных видов политики могут быть не только их объекты, но и субъекты - индивиды, различные социальные общности и политические организации. Главным из этих субъектов является государство, поэтому государственная политика и выступает важнейшим видом политики. В зависимости от институциональных составляющих государства она может разделяться на политику правительства, главы государства, парламента, отдельных министерств и т.д. Свои особенности имеет политика политических партий и их различных объединений (избирательных блоков, правительственных коалиций и т.п.), общественно-политических организаций - профсоюзов, молодежных, женских и других объединений.

Каждый из субъектов в определенной степени самостоятельно определяет свою позицию относительно осуществления того или иного вида внутренней политики. Что касается внешней политики, направленной на регулирование отношений с другими государствами и международными организациями, то ее субъектом в отношениях с этими государствами и организациями в целом выступает лишь государство. Ни одна другая политическая организация страны не может быть самостоятельным субъектом внешней политики и выступать от имени государства в целом.

В зависимости от масштабности и продолжительности целей политику можно разделить на стратегическую и тактическую, или текущую. Стратегическая политика ориентирована на выбор наиболее значимых целей развития общества в целом или его отдельных составляющих, определение важнейших направлений, методов и средств их достижения и рассчитана на относительно длительный период. Тактическая, или текущая политика - это политическая деятельность в каждой конкретной ситуации, направленная на реализацию поставленных стратегических целей. Она подчиняется стратегической политике и предусматривает гибкость, оперативность в применении методов и средств.



Назад