Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Сущность и виды власти


Власть является сложным по своей сути и многообразным по формам проявления явлением общественной жизни. Существует много различных концепций и определений этого понятия. За исходное и проще всего можно взять определение власти как влияние одной части общества (индивида, группы, организации и т.п.) на поведение другого в желаемом для себя направлении. Уже с такого элементарного определения видно, что власть является отношением, следовательно, предполагает наличие двух сторон. Будь-какое отношение является взаимодействием его сторон. Основной особенностью властного отношения захлестывает, определяющее влияние одной его стороны на другую. Поэтому сторону с преимущественным влиянием целесообразно называть субъектом, а сторону, которая этого влияния терпит, - объектом властного отношения. Субъектами власти могут быть индивиды, социальные группы, организации и т.д.

Очевидно, что власть не является свойством не только объекта, но и субъекта. Она выступает именно как отношение между ними и не существует как без субъекта, так и без объекта.

В науке есть разные подходы к объяснению причин властных отношений. Распространенным является биологический подход, который признает власть присущей биологической природе человека. А поскольку биологическая природа человека и животных является общей, то признается наличие властных отношений не только в обществе, но и в животном мире. Истоки биологического подхода к пониманию власти коренятся еще в античной философии. Аристотель, например, рассматривал власть в обществе как продолжение власти в природе.

Действительно, преобладающее влияние и в животном мире. Одни животные бывают сильнее других и могут навязывать им поведение, в среде млекопитающих распространенным явлением является наличие главарей, которым подчиняется стадо или стая. Однако между отношениями в обществе и в животном мире существует принципиальное различие. Отношения в обществе имеют сознательный характер, тогда как в животном мире они предопределяются инстинктами и рефлексами. Властные отношения являются именно сознательными отношениями. Субъект власти осуществляет сознательный влияние на поведение объекта, направляя ее в определенном направлении.

Другой подход к пониманию власти - антропологический (от греч. апІЬгороз - человек) - связывает понятие политической власти, а значит, и политики с общественной природой человека и распространяет его на все социальные, в том числе и докласові, образования. Сторонники этого подхода доказывают наличие политической власти на всех этапах развития общества.

В отличие от антропологического политологический подход к пониманию власти, который основывается на органическом связи власти и политики связывает их существование лишь с определенными этапами общественного развития, для которых характерным является наличие специальных общественных институтов осуществления власти, прежде всего государства.

Будем выходить, следовательно, из того, что власть, властные отношения присущи любом обществу, но не животному миру, тогда как политическая власть, политико-властные отношения характерны только для определенных этапов общественного развития.

Поскольку власть является сугубо общественным отношением, в котором и задействованы наделены сознанием и волей люди, а преобладающее влияние одних людей на других является волевым отношением между ними, то власть может быть определена как волевое отношение между людьми, то есть такое отношение, при котором одни люди могут навязывать свою волю другим.

М. Вебер в связи с этим отмечал: «Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана». Российский политолог Ф. М. Бурлацький также считает, что «власть является реальной способностью осуществлять свою волю в социальной жизни, навязывая ее, если необходимо, другим людям».

Специфическим признаком власти как общественного отношения выступает доминирование властной воли, а не просто воздействия. Этим власть отличается от последнего, который есть несколько шире явлением.

Как волевое отношение власть существует в потенціальній и реальной формах. Потенциальной есть власть, что не проявила себя. Она не менее существенная, чем реализована власти. Осознание существующей, хотя и не реализованной власти, производит на ее потенциальные объекты сильный дисциплинирующее и организующее влияние, иногда не менее сильный, чем реально действующая власть.

Навязывание одними людьми своей воли другим может осуществляться с использованием различных средств - принуждения, права, авторитета и т.д. В зависимости от средств осуществления власти различаются разные ее виды - экономическая, социальная, политическая, духовно-информационная, семейная и т.д. Глубинным источником экономической власти является различия в отношении людей к собственности на средства производства. Экономическая власть - это объективно обусловленные материальными потребностями жизни общества отношения, в которых владелец средств производства подчиняет своей воле волю других участников процесса производства. Средствами такого подчинения могут быть как непосредственное владение собственностью, так и контроль над ней, а также средства, ценные бумаги, договорные обязательства и т.д. Используемые официально, эти средства имеют соответствующее правовое закрепление.

Если экономическая власть предусматривает распределение материальных благ, то социальная означает распределение социальных благ. Она связана с определением статуса различных групп в структуре общества, должностей, прав и обязанностей, предоставлением социальных услуг в сфере образования, здравоохранения, обеспечения жильем и т.п., а также распределением доходов, различных льгот и привилегий.

Духовно-информационная власть - это организация духовного производства во всех его формах и осуществление информационного и идеологического влияния. Эта власть реализуется с помощью средств духовно-информационного воздействия на людей. Такими средствами могут быть мораль, религия, идеология, искусство, научные знания, информация о текущих событиях общественной жизни и т.д. Огромную власть над людьми имеет, в частности, церковь. Эта власть основывается на вере в религиозные догматы и по большей части не имеет правового закрепления за исключением тех государств, где церковь признается официальным политическим институтом. Неоспоримым является власть так называемых моральных авторитетов - людей с высокими моральными качествами, которые посвятили свою жизнь служению общественному благу. И неоспоримая власть криминальных авторитетов основывается не на праве, а на так называемых понятиях - нормах, по которым живет преступный мир. Но наибольшую духовно-информационную власть в современном обществе имеют средства массовой информации - пресса, радио, телевидение, а в последнее время - международная информационная компьютерная сеть Интернет. Они являются главным фактором формирования общественного мнения и называются еще «четвертой властью», которая по силе воздействия на общество приравнивается к законодательной, исполнительной и судебной власти государства. Духовно-информационная власть может служить распространению объективных данных о состоянии общества, функционирования государства, ее международное положение и тому подобное, а может выступать и средством манипулирования общественным мнением, управления сознанием и поведением людей в интересах определенных политических сил.

Одним из разновидностей власти в обществе есть семейная власть - построен на силе авторитета влияние одного или нескольких членов семьи на ее жизнедеятельность. Этот авторитет, как и любой авторитет вообще, нельзя создать с помощью права или принуждения. Он является проявлением уважения одних членов семьи к другим, результатом признания их жизненного опыта, трудовых заслуг.



Назад