Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Политическая власть


Политическая власть является важнейшим видом власти в обществе. Поскольку основные виды власти - экономическая, социальная, духовно-информационная, семейная - различаются в зависимости от средств их осуществления и имеют специфические особенности, то и политическая власть должна иметь присущие только ей особенности и средства осуществления. В політологічній литературе нет определенности относительно особенностей политической власти. «Политическая власть, - отмечает российский исследователь В. М. Мазаев, - всякая организованная воля одной группы людей к другой, которая осуществляет подчинения во имя общих целей». Но то же самое можно сказать и про другие виды власти, которые также являются организованным волевым подчинением одними людьми других с целью достижения определенных общих целей.

Б. И. Краснов дает такую характеристику политической власти: «Политическая власть как один из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике». Это утверждение является тавтологічним, поскольку в нем политическая власть определяется через политику, которая сама является деятельностью по осуществлению политической власти.

По определению Ф.М.Бурлацького, «политическая власть как один из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, а также индивидов, которые отражают их интересы, проводить свою волю посредством политики и правовых норм». В этом определении также кроется элемент тавтологічності, который заключается в определении политической власти через политику. Однако в отличие от предыдущих определений оно указывает на важнейшее средство осуществления политической власти, которым является правовые нормы. Реализация других видов власти в той или иной степени может происходить с использованием правовых норм, однако лишь для политической власти такие нормы являются важнейшим средством ее осуществления. Если экономическую власть условно можно назвать «властью денег», духовно-информационную - «властями информации», - семейную «властью авторитета», то политическую власть - властью права». Это вовсе не означает, что политическая власть везде и всегда осуществляется с помощью права, однако право является главным средством ее реализации. Нормы права - это установленных или санкционированных государством с целью регулирования общественных отношений общеобязательные правила поведения. Соблюдение и выполнение норм права обеспечивается путем как убеждения, так и государственного принуждения. Государство, следовательно, не только устанавливает нормы права, но и выступает важнейшим гарантом их исполнения. Соответственно, государственная власть является важнейшей формой политической власти. «Понятие политической власти, - отмечает

Ф. М. Бурлацький, - значительно шире понятия государственной власти. Государственная власть - это такая форма общественной власти, которая имеет классовый характер, опирается на специальный аппарат принуждения и обладает монопольным правом издавать законы и иные распоряжения, обязательные для всего населения». Специфика государственной власти, следовательно, заключается в том, что она: во-первых, осуществляется специальным аппаратом; во-вторых, распространяется на всю территорию страны; в-третьих, обладает монополией на принятие законов и применения принуждения.

Политическая власть осуществляется не только государством, но и другими политическими институтами - политическими партиями, общественно-политическими организациями, органами местного самоуправления. Соответственно можно выделить власть политических партий, общественных организаций, органов местного самоуправления как формы политической власти. В отличие от государственной власти, которая имеет общий характер и распространяется на всю территорию страны и общество в целом, власти политических партий и общественных организаций осуществляется только в пределах этих партий и организаций. Она основывается как на правовых нормах, установленных государством, так и на политических нормах, которые не являются правовыми и действуют только в пределах политических партий и общественных организаций. Такие нормы закрепляются в уставах партий и общественных организаций и касаются определения прав и обязанностей их членов, внутрипартийной деятельности и т.д. А это означает, что средствами осуществления политической власти выступают не только правовые, но и политические нормы как такие, которые действуют внутри негосударственных политических организаций и в отношениях между ними.

Нормы права как средство регулирования общественных отношений и осуществления политической власти предполагают наличие принуждения к их соблюдению. Носителем такого принуждения является лишь государство. Природу государственной власти характеризует прежде всего ее способность добиваться осуществления тех или иных целей с помощью принуждения. Государственная власть не обязательно применяет принуждение для выполнения ее наставления. Она может добиваться своих целей также другими средствами - экономическими, социальными, идеологическими и т.д. Однако именно государство обладает монополией на то, чтобы заставить членов общества к выполнению его указаний.

Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную и осуществляется с помощью специального аппарата на всей территории, на которую распространяется государственный суверенитет. В отличие от власти государства власти органов местного самоуправления распространяется лишь на определенную часть территории государства и в значительной мере осуществляется на общественных началах. Власти органов местного самоуправления основывается как на общегосударственных правовых нормах, так и на нормативных актах самих этих органов, действие которых распространяется лишь на подчиненную им территорию.

Власть существует и функционирует не только в различных сферах общества, но и на различных уровнях его структуры: общественной, ассоциативном и персонализированном. Таким образом, политическая власть - это реальная способность одних людей проводить свою волю по отношению к другим за помощью правовых и политических норм.

Конкретизируя характеристику политической власти, можно выделить следующие ее основные особенности: верховенство, публичность, моноцентричность, легальность, многообразие ресурсов. Верховенство политической власти заключается в обязательности ее решений для других видов власти, общества в целом.

Она может ограничить влияние других видов власти, например экономической и духовно-информационной, или вообще прекратить функционирование отдельных их субъектов. Публичность (от лат. риЬНсиз - общественный, народный) политической власти означает ее общественный, безличный и открытый характер. В отличие от существующей в небольших группах частной личной власти, например семейной, политическая власть осуществляется от имени и в пределах всего общества и обращается за помощью права до всех его членов.

Моноцентричность политической власти проявляется в наличии единого центра принятия решений, касающихся всего общества. Таким центром является государство, ее высшие органы. В отличие от политической власти другие виды власти (экономическая, социальная, духовно-информационная) является поліцентричними, они осуществляются многими независимыми друг от друга центрами - предприятиями, социальными фондами, средствами массовой информации и т.д. В демократическом обществе нет такого органа, который бы сосредоточивал в своих руках всю полноту экономической, социальной и духовно-информационной власти.

Легальность политической власти означает ее законность, в частности относительно существования самой власти и применения ней принуждения. Подробнее о легальности политической власти речь пойдет ниже.

Наконец, еще одной особенностью политической власти является многообразие ее ресурсов, то есть средств осуществления. Политическая власть использует не только принуждение, но и экономические, социальные, духовно-информационные средства. При этом важнейшими средствами ее осуществления являются правовые и политические нормы. Важной особенностью власти вообще, политической в частности, является ее кумулятивный характер, связанный с ресурсами власти.

Кумуляцією (от лат. ситшаїіо - скопления) чаще всего называют концентрацию энергии взрыва в определенном направлении, а в более общем плане - усиление действия того или иного процесса в результате сочетания действия его составляющих. Проявлением кумуляции является кумулятивный эффект. Относительно власти кумулятивный эффект проявляется в растущем накоплении власти и значительному усилению ее влияния в результате взаимодействия различных видов ресурсов и власти. Так, экономическая власть, средствами реализации которой является собственность на средства производства, деньги, полномочия в пределах руководящих должностей в экономических структурах, создает возможности для овладения властью политической, например путем финансового обеспечения победы на выборах. Наличие экономических ресурсов открывает доступ и к духовно-информационной власти. Овладение средствами массовой информации, в свою очередь, создает возможности для информационного воздействия на общество и власть, занятие ведущих политических позиций, получения дохода. Но наибольшие возможности создает овладения властью, особенно государственным. Политическая власть открывает доступ к экономической, социальной и духовно-информационной власти, дает возможность сосредоточить в руках конкретных лиц огромные экономические, социальные и информационные ресурсы.

В результате сосредоточения в руках немногих лиц ресурсов экономической, политической, социальной и духовно-информационной власти утверждается олигархическая форма государственного правления (греч. оіщагсіїіа - правление немногих, от пии-третьих ос - немного и агсЬе - власть), когда страной правит фактически в собственных интересах небольшая группа богатых людей. Олигархическая форма правления в распоряжении, в частности, в тоталитарных государствах, где вся полнота экономической, политической, социальной и духовно-информационной власти сосредоточена в руках партийной верхушки.

В демократических политических системах существуют предостережение против концентрации в одних руках различных видов ресурсов и власти. Такими оговорками, в частности, являются: разделение Государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; распределение власти между государством, политическими партиями, группами интересов, органами местного самоуправления; антимонопольное законодательство; запрет на совмещение должностей на государственной службе с некоторыми другими должностями;

Декларирование высшими должностными лицами государства доходов, имущественного положения и интересов в экономической сфере; общественный контроль за осуществлением государственной власти. Однако за формального наличия подобных оговорок реально они могут не действовать, и власть в декларативно демократическом государстве фактически будет иметь олигархический характер.

Через неразвитость институтов демократии олигархическое правление в той или иной степени проявляется, в частности, во многих посттоталитарных государствах, в том числе в Украине. Разнообразными есть функции политической власти. Они совпадают с функциями политики, важнейшим средством осуществления которой является власть, а в конечном итоге - с функциями различных политических институтов. Важнейшей функцией политической власти, как и политики, руководство и управление обществом в целом и его составляющими. С этой целью политическая власть разрабатывает в соответствии с конкретными условиями, экономического и политического положения страны стратегию и тактику управления обществом. Разрабатывается конкретная политика в отношении различных социальных общностей, политика обеспечения власти ресурсами, отношение к политической оппозиции и т.п. В результате реализуется такая функция политической власти, как интеграция общества на основе учета и согласования социальных интересов.

Одной из важных функций политической власти является оптимизация политической системы в соответствии с целями и задачами правящих сил. Те силы, которые овладевают политической властью, стремятся изменить политическую систему в соответствии с провозглашаемым ими целей и задач. Однако при этом они должны учитывать интересы и нужды других политических сил, чтобы не дестабилизировать обстановку в стране, избегать обострения политического и социального противостояния. Обеспечение политической стабильности в стране также является одной из основных функций политической власти. В разных государствах политической власти удается это неодинаковой степени. Однако выполнить такую функцию в конечном итоге стремится любая политическая власть, поскольку стабильность является основой ее существования.

Политическое руководство и управление обществом, социальная интеграция, оптимизация политической системы, обеспечения политической стабильности является основными функциями политической власти. Общие организационные и регулятивные функции политической власти конкретизируются в политике во многих видах политической деятельности: управлении, принятии решений выборе целей, определении задач, исполнителей, их подборе, ориентации в политических и неполитических ситуациях и т.д.



Назад