Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Концепции власти


Политическая власть является разнообразным общественным явлением. Раскрытию этого многообразия, различных сторон и аспектов политической власти способствуют различные концепции власти, основными из которых являются телеологічна, реляціоністська, системная, біхевіористська, психологическая.

Телеологічна (от греч. Іеіоз, Іеіеоз - цель, результат, конец) концепция власти характеризует ее как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. При этом власть понимают достаточно широко - не только как отношения между людьми, но и как взаимодействие человека с окружающей средой. В пределах телеологічної концепции речь идет не только о власти человека над человеком, но и о власти человека над природой.

Эта концепция подчеркивает целенаправленном характере власти, однако толкует ее слишком широко, включая в систему властных отношений и природу.

Реляціоністська (от франц. геїаііоп - отношение, связь) концепция власти рассматривает ее как отношения между двумя партнерами, когда один из них - субъект - оказывает определяющее влияние на другой - объект. Субъектом и объектом могут выступать как отдельные индивиды, так и разнообразные группы и организации. Власть - это взаимодействие субъекта и объекта, которая проявляется в том, что субъект контролирует объект с помощью определенных средств. Такие отношения являются конфликтными и составляют суть политики.

Существуют три основные разновидности реляціоністської концепции власти: сопротивления, обмена ресурсами и распределения сфер влияния. Концепция сопротивления рассматривает властные отношения как таковые, при которых субъект преодолевает сопротивление объекта. Концепция обмена ресурсами выходит из неравномерности распределения ресурсов в обществе и власть трактует как такое отношение, когда субъект навязывает свою волю объекта в обмен на предоставление последнем определенных ресурсов. Концепция распределения сфер влияния имеет целью смягчения недемократического характера властных отношений господства и подчинения. По этой концепции властные отношения в каждом отдельном случае есть господством - покорением. Однако в масштабе всего общества имеющийся баланс властных отношений между субъектами и объектами, поскольку с течением времени и в различных сферах влияния они меняются местами: субъекты становятся объектами и наоборот. Если, например, наниматель рабочей силы диктует условия труда наемному работнику, то последний, в свою очередь, через профсоюзную организацию может контролировать самого нанимателя. Правящая партия может стать оппозиционной, а оппозиционная - стать правящей. Рядовой избиратель может стать политиком, а тот - рядовым избирателем.

Реляціоністська концепция власти справедливо подчеркивает, что власть является волевым отношением между людьми, за которого субъект тем или иным образом преодолевает сопротивление объекта, что субъекты и объекты властных отношений могут меняться местами. На базе этой концепции определяются пути, методы и средства воздействия на общество с целью

Достижения социального согласия и обеспечения политической стабильности. К ним относятся, например, стимулирование активности трудовой деятельности соблюдения норм общественного поведения и т.п., однако реляціоністська концепция преувеличивает возможности для объекта стать субъектом власти. Властные отношения являются результатом объективно обусловленного общественного разделения труда, который не отличается динамизмом. Разделение на властвующих и подвластных является одним из наиболее устоявшихся в обществе.

В конце концов, существует огромная разница между, например, государственной властью, в распоряжении которой имеются разнообразные ресурсы, и властью той же профсоюзы, основным средством влияния которой выступает сама организация. Системная концепция власти рассматривает власть как системо создающее отношения в политической системе общества. Власть в политической системе выступает как политическая власть, соединяет все элементы системы в единое целое. Основное назначение политической власти заключается в том, чтобы обеспечивать стабильность в обществе, а для этого она должна регулировать отношения между людьми и обществом в целом, в том числе и государственно-политическими институтами. Власть призвана решать противоречие между необходимостью организованности и порядка в обществе и многообразии интересов членов общества, между которыми возникают конфликты. Власть соединяет все элементы политической системы таким Образом, чтобы это способствовало сбалансированном состояния как самой системы, так и общества в целом.

Системный подход к пониманию власти применяется на трех уровнях: политической системы общества в целом; отдельных составляющих системы; отношений между самими индивидами. Если системная концепция в объяснении феномена власти идет от политической системы общества к индивида, то біхевіористська (от англ. ЬеЬауіоиг - поведение) концепция, ориентированная в обратном направлении.

Бихевиоризм рассматривает власть как особый тип поведения, при которой одни люди командуют, а другие подчиняются. Поэтому эту концепцию называют еще поведенческой. Подобно реляціоністської концепции она рассматривает власть как отношение господства и подчинения, однако основное внимание сосредотачивает на особенностях людей, мотивах их поведения в борьбе за власть. При этом стремление к власти провозглашается доминирующей чертой природы человека, которая определяет ее политическое поведение. Отмечается, что в стремлении к власти важную роль играют те блага и привилегии, которые получают наделенные властью люди. С обретением власти связано получения материальных благ, свободы, престижа, безопасности и т.д.

В пределах біхевіористської концепции власти выделяются три основные модели трактовка власти: силовая, рыночная и игровая. Силовая модель исходит из того, что главным мотивом политического поведения человека является его стремление к власти. Приобретенная власти, в свою очередь, становится средством достижения других благ. Поскольку властные устремления людей являются разнонаправленными, то главная задача политической власти заключается в Том, чтобы обеспечить оптимальное соотношение, баланс сил как властных волевых устремлений.

Рыночная модель біхевіористської концепции власти основывается на том, что в условиях рыночной экономики власти также становится товаром. На этот товар, как и на любой другой, распространяются отношения спроса и предложения. В результате возникает своеобразный рынок власти со своими покупателями и продавцами и менеджерами как посредниками между ними. Они, в частности, готовят кандидатов на власть и обеспечивают их победу на выборах. Игровая модель власти рассматривает властные отношения, борьбу за власть как своеобразную игру, что происходит по определенным правилам. В части мотивации политического поведения бихевиоризм является разновидностью психологической концепции власти. Главной особенностью этой концепции является объяснение властных отношений психологическими мотивами. В одних случаях, например в біхевіоризмі, постулируется воля к власти как ее источник, в других - стремление человека к власти, особенно владения властью, связываются с необходимостью субъективной компенсации ней присущих ей физических или духовных недостатков. Некоторые исследователи психологические основы воли к власти ищут в подсознательных мотивам, в том числе сексуальных. Утверждается, в частности, что в психике человека есть структуры, которые способствуют тому, что она подсознательно предпочитает рабству перед свободой ради избежания ответственности, защищенности и успокоения посредством любви к государю. Эти и другие разновидности психологической концепции власти помогают выяснить механизмы мотивации власти, как отношений господства и подчинения. Существуют также другие концепции власти - інструменталістська, структуралистическая, функциональная, конфликтологическая и т.д. Каждая из них раскрывает некую особенность ли сторону власти.



Назад