Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Ресурсы политической власти


Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Под ресурсами власти нередко понимают средства ее осуществления. Однако этот термин несколько шире - им обозначаются не столько задействованы, сколько потенциальные способы осуществления власти, то есть такие, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Совокупность всех возможных и фактически используемых ресурсов властвования является потенциалом власти. Учет ресурсов властвования и ресурсов сопротивления властной воли дает возможность определить силу власти. Ресурсами власти могут быть имеющиеся в ее распоряжении субъекта и важные для объекта ценности, например предметы потребления, средства и т.д., или средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивы поведения объекта, - пресса, радио, телевидение, средства искусства, или орудие, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей вплоть до жизни включительно, - карательные органы, оружие и т.п.

Разнообразные ресурсы власти могут классифицироваться по разным признакам. Так, по характеру они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные (от лат. иШіїаз - польза, выгода) ресурсы - это материальные и социальные блага, связанные с удовлетворением повседневных интересов и потребностей человека. Это могут быть средства, промышленные и продовольственные товары, услуги в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем, разнообразные льготы и привилегии. С их помощью власти, особенно государственная, может привлечь на свою сторону не только отдельных лиц, но и целые слои населения. Типичным примером является установленный в большинстве стран мира особый социальный статус государственных служащих, лояльность которых относительно власти «покупается» рядом установленных для них льгот и привилегий. Общим правилом также есть привилегированный социальный статус военнослужащих офицерского состава, особенно высшего, работников карательных органов, ведущих идеологов и т.п., которые служат опорой политического режима.

Принудительные (силовые) ресурсы власти - это меры административного и уголовного воздействия. Они предусматривают установление государством в законодательном порядке административной и уголовной ответственности. В первом случае речь идет о юридической ответственности за административное правонарушение - виновное действие или бездействие, которое нарушает общественный порядок, правила пограничного режима, движения транспорта, таможенные правила, правила охоты, рыболовства и т.д. Мерами административного наказания могут быть предупреждение, административный штраф, арест, конфискация предметов контрабанды и др. Уголовная ответственность означает, что лицо, совершившее преступление, обязана отвечать за свое действие. Меры наказания определяются приговором суда. Это могут быть лишения свободы, принудительные работы, конфискация личного имущества и даже лишение жизни. Силовые ресурсы политической власти выполняют функцию обеспечения обороны страны, безопасности государственной власти, охраны внутреннего правопорядка. Такими ресурсами являются армия, различные службы безопасности, полиция, прокуратура, суды, а также принадлежащие им техника, вооружение, тюрьмы и т.д.

Силовые ресурсы являются наиболее действенными, поскольку их использование приводит к лишению людей собственности, свободы, а иногда и самой жизни. Политическая власть использует силовые ресурсы той или иной мере довольно часто. Чаще всего она прибегает к ним тогда, когда ЕЕ влияние на общество посредством других средств значительно ослабляется, в частности в периоды экономических и политических кризисов. Преобладание силовых ресурсов в осуществлении власти бывает в полицейском государстве. Принудительные ресурсы власти включают в себя силовые, но не сводятся к ним. Принуждение может быть как физическим, направленным на повреждения тела, так и психологическим, направленным на повреждения психической природы человека, или моральным, направленным на достижение желаемого поведения вопреки внутренним моральным убеждениям индивида. В принуждении следует различать также использование силы и насилия.

Использование силы - это принуждение, ориентация на страх, как предусмотрены и допускаются законом. Насилие - это использование силы, принуждения стороной, которому такое право не предоставляется законом. Использование силы является інституціоналізованим принуждением, насилия стоит вне закона. Нормативные ресурсы власти - это разнообразные социальные нормы, регулирующие многообразные общественные отношения.

Важнейшими из них в осуществлении политической власти являются правовые и политические нормы, о которых говорилось выше. Политическая, в том числе государственная, власть может осуществляться и на основе таких норм, которые не имеют формализованного характера, например нормы морали, традиции, обычаи, ритуалы и т.д. Разграничение утилитарных, принудительных и нормативных ресурсов политической власти является достаточно условным. Так, использование утилитарных и принудительных ресурсов в основном тоже регулируется соответствующими нормами. Действие нормативных правовых ресурсов опирается на силу государственного принуждения и может подкрепляться утилитарными ресурсами.

Согласно основных сфер жизнедеятельности общества выделяются экономические, социальные и духовно-информационные ресурсы власти. О них также речь шла выше при характеристике основных видов власти. Специфическим - демографическим - ресурсом политической власти является сам человек. Люди выступают универсальным ресурсом власти уже потому, что создают другие ресурсы. Большое значение имеет также кадровый потенциал политической власти, который составляют наделены властными полномочиями лица.

Использование ресурсов власти превращает ее с возможной на действительную, которая может проявляться в таких формах, как господство, руководство, управление, контроль. Господство является таким механизмом осуществления власти, который приобретает формы социальных институтов и предусматривает разделение социальных групп на господствующие и подчиненные, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделения и разделения особого аппарата управления. Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации. Оно проявляется в экономической, политической и идеологической формах. Экономическое господство выступает как контроль над средствами производства, самим производством и распределением продуктов его.

Политическое господство заключается в контроле над использованием государственной власти, а идеологическое проявляется в монопольном положении в обществе той системы идей и взглядов, которая обосновывает справедливость существующих экономических, социальных и политических порядков. Марксизм отмечает классовом характере господство в классовом обществе, обусловленности его социально-экономическими отношениями, прежде всего отношениями собственности на средства производства. М. Вебер понимал господства несколько шире. Оно, по его мнению, означает вероятность того, что приказы вызовут покорения у определенной части людей. Руководство на уровне общества - это деятельность по определению основных целей социальных систем и институтов, а также путей их достижения, стратегии общественного развития.

В узком понимании руководство - это работа руководителя с подчиненными в непосредственном контакте относительно решения служебных задач. Руководство осуществляется на основе вертикальных связей, отношений субординации и требует безусловного подчинения исполнителя руководителю. Оно выступает прежде всего как отношение между разными статусами, уровнями административной структуры, которая имеет под собой правовую основу и проявляется в виде односторонней зависимости одного работника от других. Политическое руководство - это способность класса, группы, индивида или партии осуществлять свою политическую линию путем воздействия различными методами и средствами власти на общество в целом и его различные составляющие.

Управление - это использование полномочий власти в формировании целенаправленного поведения объектов. Для обеспечения политического управления в соответствии с потребностями общества важно не только иметь власть, но и уметь воспользоваться ею. Это умение заключается, в частности, в приведении политических отношений в соответствие к действию объективных закономерностей общественного развития. Государство имеет целую систему органов, основной функцией которых является контроль за соблюдением правовых норм. Это, в частности, суды, прокуратура, органы внутренних дел и т.д. Функцию контроля выполняют также партии, общественные организации, органы местного самоуправления. С помощью контроля обеспечивается определенная организация общественной жизни, реализуется принцип обратной связи объектов и субъектов власти.

Контроль - это способность субъектов власти постоянно следить за тем, как реализуются наставления власти - законы, указы, распоряжения и т.п.

Процесс осуществления власти в указанных формах упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций и норм их устройства и деятельности. В отношении общества механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом. Каждый из институтов этой системы присущими ему средствами в соответствующих формах участвует в осуществлении политической власти, принятии решений по вопросам внутренней и внешней политики.



Назад