Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Признаки легитимности политической власти


Относительно главной признаки, критерии легитимности существуют две основные точки зрения. Согласно либерально-демократической позицией легитимной нужно признавать только ту власть, которая сформирована в результате демократических процедур. Власть, установленная насильственным путем, не признается легитимной. Согласно с позицией политического реализма легитимность власти заключается не столько в законности и демократизме ее установления, сколько в ее способности овладеть сложной ситуацией в стране, поддерживать в обществе стабильность. А это означает, что установлена незаконным путем, например в результате революции или военного переворота власть в результате ее эффективности со временем может быть признана гражданами и мировым сообществом правомерным, то есть стать легитимной. Так было, например, в Бразилии и Чили, где установлена в результате военного переворота государственная власть наводила порядок в стране, обеспечивала социальную и политическую стабильность в обществе, экономический прогресс и подъема благосостояния населения. И наоборот, установлена демократическим путем государственная власть со временем может потерять поддержку граждан, например в случае проведения ею губительных для общества «реформ» или тотальной коррумпированности властей, и стать нелегитимной.

Основными причинами делегитимизации власти могут быть такие: противоречие между господствующими в обществе универсальными ценностями и эгоистичными интересами правящей элиты; противоречие между популярной в обществе идеей демократии и недемократической социально-политической практикой; отсутствие в политической системе механизмов реальной защиты интересов народных масс и их влияния на власть; бюрократизация и коррумпированность государственного аппарата; национализм и этнический сепаратизм в многонациональных государствах, которые проявляются в отрицании центральной власти; дезинтеграция правящей элиты и государственной власти, противостояние и столкновение различных ветвей власти; неспособность властей решить существующие в обществе насущные социально-экономические проблемы и т.п.

Правомерность подхода к проблеме легитимности власти с позиции политического реализма оказывается как внутри той или иной страны, так и в международных отношениях. Стабильная и эффективная власть в конечном итоге признается и мировым сообществом независимо от способа ее установки. Так, установленную в России насильственным путем советскую власть в конце концов признали все ведущие капиталистические государства, поскольку она оказалась способной обеспечить политическую стабильность и социально-экономический прогресс общества. Стабильность социально-экономической и политической системы в конкретной стране является важным признаком легитимности власти.

Вывод о легитимности власти, то есть о наличии у граждан убеждение в ее правомерности, можно сделать на основе свободного выражения гражданами своей воли по отношению к власти - на выборах или референдумах. Хотя связь между участием в выборах и легитимностью государственной власти не является прямым и однозначным во всех случаях, в целом можно утверждать, что чем меньше доля граждан, которые принимают участие в выборах в органы государственной власти, тем ниже уровень ЕЕ легитимности. Государственная власть, органы которой формируются всего 10-20 процентами избирателей, вообще вызывает сомнения в правомерности ее существования. В то же время высокая доля участия граждан в выборах и референдумах сама по себе не является гарантией легитимности власти, поскольку такое участие может быть открыто или скрыто принудительной.

Авторитарные политические режимы для подтверждения своей легитимности нередко прибегают к проведению референдумов, создавая условия для проявления их поддержки населением. Кроме выборов и референдума, показателями легитимности власти могут быть уровень принуждения, который применяется в осуществлении власти, наличие попыток свержения правительства или лидера, проявления гражданского неповиновения, массовость демонстраций в поддержку или против власти.

Типы легитимности Знания о легитимности политической власти существенно углубляет ее типология, которая предусматривает выделение и выяснение особенностей различных типов легитимности. Самой известной в политологии есть типология легитимности М. Вебера, который выделил три основных типа легитимности политического господства: традиционный, харизматичный и рационально-легальное.

Традиционный тип легитимности власти основывается на авторитете традиций и обычаев. Власть этого типа устанавливается согласно традиций и обычаев и ими же ограничивается. Подвластны воспринимают власть как должное потому, что так было всегда, они привыкли подчиняться власти и верят в незыблемость и священность издавна существующих порядков. Традиционная легитимность самая устойчивая, поскольку устоялись сами традиции и обычаи. Наглядным примером легитимности этого типа есть власть наследника престола.

Харизматический тип легитимности политического господства основывается на вере в подвластных необычные качества и способности, исключительность правителя. Такой тип присущ обществам с невысоким уровнем развития демократии и политической культуры его членов. Нередко он возникает и в развитых демократических государствах в кризисные периоды, когда ощущается настоятельная потребность в объединении всех слоев общества вокруг лица политического руководителя для выхода из кризиса. При этом сознательно культивируется величие самой личности руководителя, авторитет которого освящает властные структуры, способствует признанию власти населением.

Рационально-легальный тип легитимности политического господства базируется на убеждении подвластных в законности (легальности) и целесообразности (рациональности) установленных порядков и существующей власти. По этого типа легитимности органы власти и их руководители избираются через демократические процедуры и ответственны перед избирателями, правят не выдающиеся личности, а законы, на основе которых действуют органы власти и должностные лица. Это - основной тип легитимности политической власти в современных демократических государствах.

Поскольку он основывается на доверии граждан к государству как политического института, то называется еще институциональным, в отличие от персонализированного типа легитимности, связанного с доверием к лицам руководителей.

Названные типы легитимности политической власти реально не существуют в чистом виде. Каждый из них является сочетанием различных типов с преобладанием той или иной степени некоего друга. Осуществляя типологию разновидностей легитимности, Г. Вебер использовал разработанную им методологию так называемого чистого, или идеального, типа, которая в дальнейшем стала широко использоваться в политологии при классификации различных политических явлений и процессов.

В отличие от обычной классификации, которая предусматривает распределение всех предметов совокупности по общим признакам с образованием определенной системы классов данной совокупности, цель типологии заключается в том, чтобы отразить в совокупности самое важное, типичное. При этом используется особая абстракция - тип, которая предоставляет возможность отразить важнейшие составляющие в совокупности «чистом» виде, без второстепенных деталей. Классификация «чистых», или «идеальных», типов и обозначается термином «типология». Термин «идеальный тип» ввел в научный потребления М. Вебер. «Идеальный» у него не означает «совершенный», как это следует из этимологии этого слова, а «чистый», «простой», лишен другорядностей. Типология является важным методом научного познания. Она используется с целью сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов.

Реальный мир политики значительно багатоманітніший, чем знания о нем, приобретенные в результате типологии. Однако типология дает возможность выяснить самое важное, типичное в этом мире, опуская второстепенное.

В политологии выделяются также идеологический, структурное и персонализированный типы легитимности политической власти.

Суть идеологической легитимности заключается в утверждении и оправдании власти с помощью идеологии, которая вносится в массовое сознание. Идеологическая легитимность власти может быть классовой или этническому в зависимости от того, кто является ее субъектом, к кому она обращена, на каких идеях и ценностях основывается. Коммунистическая идеология, в основе которой лежит идея социального равенства, формирует тип легитимности власти, связанный с ожиданием и получением человеком от нее всяческих благ.

Либеральная идеология, которая основывается на идеи индивидуальной свободы, наоборот, делает легитимной ту власть, которая предоставляет человеку гарантии индивидуальной свободы, не вмешивается в ее личные дела. Разновидностью идеологической легитимности является идентификация объекта власти с ее субъектом. Такой вид легитимности присущ тоталитарному обществу и достигается благодаря интенсивной пропаганде с использованием лозунгов типа «Государство - это мы, трудящиеся», «Народ и партия едины»,

«Планы партии - планы народа» и т.д. Одним из разновидностей идеологической легитимности власти является этническая легитимность, которая проявляется в формировании властных структур, политической элиты по национальному признаку. Этническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности, манипуляции идеей национального государства, непротивлении лиц некоренных национальностей и ведет к утверждению етнократії - власти националистическое настроенной этнической элиты. Феномен етнократії той или иной степени оказался у многих в прошлом социалистических странах и бывших советских республиках. Не избежала этого явления и независимая Украина, о чем свидетельствуют, в частности, призывы и попытки некоторых политических сил назначать на государственные должности «патриотов», «сознательных украинцев» и др.

Этническая легитимность не имеет исторической перспективы, потому что ведущей тенденцией мирового развития является утверждение рационально-легального типа легитимности. В отличие от рационально-легальной легитимности, рассчитанной на сознание, разум людей, идеологическая легитимность основывается на воздействии не только на сознание, но и на подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения. Она является результатом однонаправленного процесса влияния власти на массы, который не предусматривает обратных связей, активного участия масс в разработке той же идеологии.

Структурная легитимность связана с рационально-легальной. Она присуща стабильным обществам, где заведенный порядок формирования властных структур стал привычным. Люди признают власть потому, что она сформирована на основе существующих правил. Они убеждены в правомерности существующей политической системы. Доверие к системе автоматически распространяется на лиц, которые законным путем заняли в ней руководящие должности.

Персонализированная легитимность основывается на доверии к конкретной руководящего лица. Такая легитимность является близкой к харизматической и может превратиться в нее. Однако если харизматического лидера идеализируют, то в отношении лидера с персонализированной легитимностью преобладает рациональный подход, расчет. Персонализированная легитимность подкрепляется идеологической и структурной легитимностью, тогда как харизма может противопоставлять себя идеологическим стереотипам и существующим властным структурам.

Есть и другие типы легитимности политической власти. Так, за источниками различают легитимность участия, технократическую и принуждения. Первая основывается на привлечении граждан к участию в управлении общественными делами, что создает обстановку причастности их к политике, дает возможность гражданам чувствовать ответственность за ее проведение и результаты. Технократическая легитимность основывается на высокой эффективности власти, осуществляемой высококвалифицированными специалистами. Легитимность через принуждение оказывается в силовом принуждении граждан к признания и исполнения установок власти. Сила является последним аргументом власти, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность.

Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности. Легитимность власти проявляется не только в обще-государственном масштабе, но и на региональном и местном уровнях. Признавая центральные органы государственной власти, люди могут не доверять отдельным органам публичной власти на местах, где нередко правят с помощью методов, далеких от демократии.

С легитимностью политической власти тесно связана ее эффективность как степень осуществления властями тех функций и ожиданий, которые возлагает на нее большинство населения.

Главным объективным проявлением эффективности государственной власти является степень обеспечения ею прав и свобод граждан. Чем эффективнее власть, тем большую поддержку населения она имеет. Легитимность власти, поддержка ее населением, в свою очередь, способствует повышению эффективности власти. Власть как обеспечение прав человека тем эффективнее, чем выше ее авторитет и чем она обладает большими ресурсами. Способность власти обеспечить подчинение являются ее силой. Сила власти может основываться на страховые или интересе. Сила власти, основанной на страхе наказания за неподчинение, неустойчива и непродолжительная. Такой власти присуща тенденция к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от постоянного чувства страха. Власть, которая базируется на интересе, сильнее. Личная заинтересованность людей во власти побуждает их к добровольного исполнения властных предписаний. Такая власть стабильная и долгосрочная.

Власть является средством осуществления политики. Борьба за овладение властью, ее содержание и использование является важнейшим аспектом и содержанием политики. Политические силы, которые приходят к власти, формируют ее разнообразные конкретные материализованные структуры - парламент, правительство, главу государства. Эти структуры начинают осуществлять собственную политику, которая уже становится средством данной власти. Другими словами, власть оказывается следствием политики, а политика - следствием власти. Это дает основания считать, что политика и власть связанные причиново-наслідковою взаимозависимостью.

 

Литература

Амелин В. Н. Власть как общественное явление / / Социально-полит. науки. 1991. № 2.

Аникевич А. Г. Политическая такую власть; Волрош методологии исследодания. Красноярск, 1986.

Болл Т. Такую власть / / Полит. исследования. 1993. № 5.

Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современньїй Лев.иафан: Очерки политической социологии капитализма. М., 1985.

Власть: Очерки еовременной политической философии Запада / В. В. Мшвениерадзе, И. И. Кравченко, Е. В. Осипова и др. М., 1989.

Дмитриев Ю. А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества / / Государство и право. 1994, № 7.

Завершинский К. Ф. Легатимность: генезис, становленив и развитие концепта / / Полит. исследования. 2001. № 2.

Зуев В. И. Власть в системе политических категорий / / Государство и право. 1992. № 5.

Иванов О. И. Общественное мнение и власть / / Социально-полит, журн. 1993. № 7.

Каверин С. Б. Потребность власти. М., 1991.

Коваль Бы. И., Ильин М. В. Власть уегзиз политика / / Полит, исследования. 1991. № 5.

Кравченко Ю., Чечель В. Легитимность политической власти и возможность ее достижения / / Політол. чтения. 1993. № 2.

Краснов Бы. И. Власть как явление общественной жизни / / Социально-полит. науки. 1991. № 11.

Краснов Бы. И. Теория власти и властных отношений / / Социально-полит, журн. 1994. № 3-6. . .

Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ / / Полит, исследования. 2000. № 1.

Ледяев В. Г. Формы власти: типологический анализ / / Полит, исследования. 2000. № 2.

Мурадян А. А. Двуликий Янус. Введение в политологию. М., 1994.

Налимов В. В. Власть и противостояние эй / / Полит, исследования. 1992. № 3.

Пушкарева Г. В. Власть как социальный институт / / Социально-полит, журн. 1995. № 2.

Рябов А. В. Легальность и легитимность власти / / Полит, исследования. 1994. № 2.

Рябов С. Г. Государственная власть: проблемы авторитета и легитимности. К., 1996.

Славный Бы. И. Проблема власти: новое измерение / / Полит, исследования. 1991. № 5.

Славный Бы. И. Человек и власть / / Полит, исследования. 1992. № 6. Технологии политической власти: Зарубежный опыт. Книга-дайджест / В. Н. Иванов В. Я. Матвиенко, В. И. Патрушев, И. В. Молодых. К., 1994.

Тиковенко А. Г. Авторитет власти: прошлое и настоящее. Минск, 1992.

Фетисов А. С. Политическая власть: проблемы легитимности / / Социально-полит. журн. 1995. № 3.

Философия власти / Под общ. ред. В. В. Ильина. М., 1998.

Халипов В. Ф. Власть: Основы кратологии. М., 1995.

Черданцев А. Ф. Государственная власть и ее обоснование / / Правоведение. 1992. № 2.

Чиркин В. Е. Основы государственной власти. М., 1996.

Чиркин В. Е. Политическая и государственная власть / / Совет, государство и право. 1988. № 1.



Назад