Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Социальная политика


В познании социальных интересов, их согласовании, предубеждении и разрешении конфликтов между ними заключается назначение политики, прежде всего социального. В научной литературе и политической практике основное назначение социальной политики государства традиционно сводится к удовлетворения многообразных интересов и потребностей граждан в сфере труда, образования, культуры, здравоохранения, обеспечения жильем, отдыха и т.д. На самом же деле главное назначение социальной политики должен быть другим: ее следует рассматривать как важнейшее средство социальной интеграции - согласование интересов различных общностей людей, разрешение социальных противоречий, обеспечения целостности общества.

Другими словами, социальная политика - это один из видов политики, направленный на интеграцию интересов социальных общностей людей, разрешения социальных противоречий с целью обеспечения единства, целостности общества.

Причем это не просто один из видов политики, а важнейший ее вид, потому что именно социальная политика обеспечивает выполнение основного назначения политики вообще, каким является не борьба за власть и ее использования, а управление обществом на основе согласования социальных интересов.

В зависимости от объектов социальной политики выделяется те или другие ее разновидности, например, политика социального партнерства, этническая, демографическая, молодежная, пенсионная, региональная политика и т.д. Соответственно определяются задачи социальной политики. Главной же проблемой социальной политики является обеспечение в обществе социальной справедливости.

Социальная справедливость - это степень достижения в обществе социального равенства и свободы.

Социальное равенство и свобода взаимосвязаны таким образом, что чем больше в обществе свободы, тем меньше в нем социального равенства, и наоборот. Реализация неодинаковых умственных и физических способностей людей обязательно приводит к социального неравенства, углубление которой создает напряженность в обществе, порождает конфликты. Поэтому общество объективно заинтересованное в ограничении социального неравенства, создании препятствий для ее роста. Однако ограничения социального неравенства приводит к ограничению свободы, создание препятствий для реализации неодинаковых способностей людей, что тормозит общественный, прежде всего экономическое развитие.

Так, воплощение в жизнь классической либеральной модели общественного развития, которая основывается на абсолютизации индивидуальной свободы и формально-правовом понимании равенства, приводило к резкому расслоению общества, обострение социальных противоречий и возникновения социально-политических конфликтов. В то же время абсолютизация социального равенства в ходе реализации социалистической модели общественного развития приводила к ограничения индивидуальной свободы людей, уравниловки, потере стимулов к высокопроизводительному труду, социальной потребительства, что тормозило экономическое развитие.

Задача, следовательно, заключается в том, чтобы для каждого конкретного общества найти оптимальное сочетание (меру) социального равенства и свободы. Для этого нужно учесть особенности исторического развития общества, конкретного этапа, на котором оно находится, общественного сознания и т.д. В противном случае проводимая государством политика будет восприниматься как несправедлива и не найдет поддержки большинства общества. Этим, в частности, объясняется неприятие либеральной модели рыночной экономики с ее абсолютизацией индивидуальной свободы и игнорированием социального равенства большинством населения бывших социалистических стран, воспитанный на идеях социальной равенства.

Таким образом, социальные субъекты политики - это те общности людей, возникшие объективно в процессе исторического развития, - общественные классы, социальные группы и слои, нации, народности и т.д. Они имеют как общие, так и специфические интересы, которые отстаивают с использованием политической власти. Несогласованность интересов социальных общностей, обострение противоречий между ними приводят к социальным конфликтам, которые, охватывая сферу реализации политической власти, приобретают политический характер. Социально-политические конфликты - не исключительное, а закономерное явление, обусловленное многообразием социальных интересов. Другое дело - острота и масштабность конфликтов, формы и средства их роз - вязание, которые зависят от эффективности политики.

Глубокое социальное назначение политики заключается в учете всего многообразия социальных интересов, их согласовании, предотвращения конфликтов, решении их в оптимальных, ненасильственных формах. Больше всего этому назначению соответствует социальная политика, основными разновидностями которой является политика социального партнерства, национальная, демографическая, региональная политика. Осуществляемая в любых формах, социальная политика должна исходить из принципа социальной справедливости, обеспечивать относительно каждого конкретного общества оптимальное сочетание социального равенства и свободы.

 

Литература

Бабков В. Г. Межнациональные противоречия и конфликты / / Социальнополит. журн. 1994. № 7-8.

Беленький В. X. О среднем классе в России / / Социально-полит. журн. 1994. № 12.

Бербешкина 3. А. Справедливость как социально-философская категория. М., 1983.

Бромлей Ю. В. Основные разновидности национальных общностей (понятийно-терминологические аспекты) / / Науч. коммунизм. 1990. № 1.

Бромлей Ю. В. Зтносоциальньїе процессьі: теория, история, современность. М., 1987.

Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современньїй Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. М., 1985.

Волович В., Макеев С. Социальная стратификация и политика / / Полет, мысль. 1993. № 1.

Гидденс 9. Стратификация и классовая структура / / Социол. исследования. 1992. № 9, 11.

Дарендорф Г. Конфликт и классовая борьба / / Социол. исследования. 1995. № 7-8.

Етнонаціональнип развитие Украины: термины, определения, персоналии. К., 1993.

Здравомислов А. Г. Социология конфликта. М., 1995.

Комаров М. С. Социальная стратификация и социальная структура / / Социол. исследования. 1992. № 7.

Краснов Бы. И. Конфликты в обществе / / Социально-полит. журн. 1992. № 6-7.

Майборода А. Теория зтнополитики в западном обілествоведении. К., 1993.

Малая энциклопедия етнодержавознавства / За ред. Ю. И. Римаренко. К., 1996.

Мацнев А. А. Зтнополитические конфликты: природа, типология и пуги урегулирования / / Социально-полит. журн. 1996. № 4.

Мокляк Н. Н. Социальные отношения: структура и формы проявления. К., 1986.

Наумова Т. В. Становление среднего класса в реформируемой России / / Социально-гуманитарньїе знания. 1999. № 4.

Преториус Г. Теория конфликта / / Полит. исследования. 1991. № 5.

Сперанский В. И. Конфликт: сущность и особенности его проявления / / Социально-полит. журн. 1995. № 3.

Сперанский В. И. Основные видьі конфликтов: проблемы классификации / / Социально-полит. журн. 1995. № 4.

Стариков Е. Н. Социальная структура переходного общества: «горизонтальный срез» / / Полит. исследования. 1995. № 5.

Шляхтун П. А. Социально-классовая структура современного буржуазного общества: Проблемы методологии исследования. К., 1986.

Ян С. Государственное и зтническое понимание нации: противоречия и сходство / / Полит. исследования. 2000. № 2.



Назад