Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Структура политической системы


В соответствии с общей теорией систем элементами системы считаются ее не отрицательные и взаимосвязанные составляющие. Наличие каждого из них необходима для существования и функционирования системы, достижения ее целей. Такие элементы системы называются подсистемами, каждая из которых одновременно являются и отдельной системой. Поскольку каждая подсистема, в свою очередь, имеет сложные внутренние связи и строение, то в отношении ее собственных составляющих используется термин «элементы системы».

В политической системе общества обычно различают четыре основных группы элементов: политические институты; политические отношения; политические нормы; политическое сознание и политическую культуру3. Согласно этих элементов выделяются институциональная (или организационно-институциональная), регулятивная, функциональная и коммуникативная подсистемы политической системы.

Институциональная подсистема политической системы составляют политические институты - формализованные явления и процессы политической жизни общества, к которым относятся как сами политические учреждения - государство и его структурные элементы (парламент, правительство и т.п.), политические партии, общественно-политические организации, органы местного самоуправления, так и процессы их упорядоченного функционирования.

Институциональная подсистема выступает основополагающей как по политической системы общества в целом, так и ее отдельных составляющих. Это обусловлено тем, что именно она является источником всех важнейших связей, которые возникают в рамках политической системы. Институциональная подсистема определяет характер норм, которые регулируют эти связи. Именно относительно нее политические идеи, взгляды, представления, теории выполняют служебные функции.

Поскольку политические институты являются основными элементами политической системы, то она иногда определяется как «система институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных организаций), в пределах которой происходит политическую жизнь общества и осуществляется государственная власть». Однако такое определение, подчеркивая структурном аспекте политической системы общества, оставляет без внимания ее функциональный аспект.

В своей совокупности и взаимосвязях политические институты образуют политическую организацию общества, организационную основу политической системы. Некоторые исследователи отождествляют понятия «политическая система общества» и «политическая организация общества», однако при этом затушевывается организационный аспект политической системы, обозначаемый понятием «политическая организация общества», а само это понятие теряет свое методологическое значение.

К политической системы как ее институты входят не все имеющиеся в обществе общественные организации, а только те, что связаны с функционированием политической власти. В зависимости от степени вовлеченности в политической жизни, осуществления власти различают три вида организаций: собственно политические, несобственное политические и неполитические.

Собственно политические организации прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме или, в крайнем случае, стремятся к этому. Осуществление власти или борьба за нее является главным в их деятельности. Собственно политическими организациями выступают государство и политические партии.

Несобственное политическими организациями являются те, участие в осуществлении политической власти для которых является лишь одним из аспектов их функционирования. Это общественно-политические организации, профессиональные союзы, объединения предпринимателей, творческие, молодежные, женские, ветеранские объединения.

Наконец, неполитические организации, которыми являются, например, научно-технические общества, различные любительские объединения - общества филателистов, рыбаков, охотников и т.п., при обычных условиях не принимают участия в осуществлении политической власти. Формально деятельность таких организаций не предусматривает политической функции, однако при определенных условиях, ситуативно они могут быть субъектами политики, выступая как группы давления.

Благодаря функциональным особенностям организаций первого и второго вида их иногда называют соответственно монофункціональними и поліфункціональними6. Однако независимо от названия очевидно, что институтами политической системы общества являются только те организации и учреждения, которые принимают активное участие в осуществлении политической власти и для которых такая деятельность является существенной характеристикой.

Центральная роль в политической системе принадлежит государству. Именно она обеспечивает политическую организованность общества, предоставляя политической системе целостности и устойчивости, ориентируя ее на важнейшие общественные цели.

Особое место среди действующих в политической системе общества организаций занимают партии. Политические партии являются выразителями определенных социальных интересов. Они идеологически и организационно объединяют людей с целью получения, использования и содержания государственной власти для довольных интересов. Каждая партия стремится занять такое положение в политической системе, которое предоставит ей возможность определять политику государства или хотя бы влиять на нее.

В отличие от политических партий общественные организации не стремятся к завоеванию государственной власти, а ограничиваются лишь осуществлением влияния на нее. Они являются выразителями многообразных общественных интересов, и с целью защиты этих интересов их представительства на государственном уровне вступают Во взаимодействие с другими политическими институтами, прежде всего с государством.

Важный структурный компонент политической системы общества составляет ее регулятивная (или нормативная) подсистема. Эту подсистему образует совокупность политических норм, с помощью которых осуществляется регулирование политических отношений. Социально-политические нормы являются разновидностью социальных норм и отличаются тем, что направлены на регулирование политических отношений. Одни политические нормы непосредственно целенаправленно создаются государством (правовые нормы), политическими партиями и общественными организациями (корпоративные нормы), другие складываются и развиваются постепенно, под влиянием как политических, так и экономических, социальных, духовных факторов. К ним относятся нормы морали, обычаи и традиции.

Главной составляющей регулятивной подсистемы политической системы общества являются нормы национального права. Нормы права - это установленных или санкционированных государством и направленных на регулирование общественных отношений общеобязательные для всех граждан и юридических лиц правила поведения. Лица, нарушающие правовые нормы, привлекаются к уголовной или административной ответственности.

С помощью норм права регулируются общественные отношения в целом. Те из отношений, которые возникают в процессе или в связи с осуществлением государственной власти, регламентируются нормами особой отрасли права - государственным, или конституционным правом. Именно ему принадлежит ведущая роль в национальной системе права. Обусловлено это тем, что в нормах государственного права находят свое закрепление основные принципы общества, формы, механизмы и принципы осуществления государственной власти, правовой статус лица. Важнейшие нормы государственного права содержатся в конституции.

Наряду с нормами права как регуляторы политических отношений действуют также нормы партийной жизни и правила, установленные различными общественными организациями. Такие нормы не имеют правового, общеобязательного характера.

Они обязательны только для членов соответствующих партий и общественных организаций. Однако программные установки, сформулированные партией, могут оказывать существенное влияние на политику государства, политическую систему в целом, особенно тогда, когда партия становится правящей.

В обществе действуют также другие правила и наставления, которым следуют люди и их объединения в политической жизни. Разновидностью социальных норм является мораль как проявление духовной жизни общества. Нормы морали предоставляют возможность формировать моральное сознание и оценивать поступки людей, обеспечивая равновесие общества и ориентируя граждан на соблюдение общих интересов. Моральные нормы не оформлены с тем степени урегулированности, как правовые, они в большей степени рассчитаны на развитие способности индивида к саморегулированию, на самостоятельность и самоконтроль. Наибольшее влияние на политическое поведение оказывают нормы политической этики, которые касаются именно политического общения.

Существенное влияние на политическую систему страны производят обычаи и традиции ее политической жизни. Обычай - это правило, которое сложилось на основе постоянного, однообразного повторения данных фактических отношений. Обычаи и нормы, которые передаются от поколения к поколению, является традициями. Хотя политические обычаи не являются формализованными и не имеют юридического значения, они могут оказывать значительное влияние на реальные действия политических институтов. Так, порядок, по которому правительство образуется лидером партии или партийной коалиции, которая победила на парламентских выборах, применяется и в тех странах с парламентская форма правления, где он законодательством не предусмотрен. В последних этот порядок утвердился как политический обычай. Роль обычаев в общей системе

регулирование оценивается по-разному. Полезным, выгодным обычаям в необходимых случаях предоставляется юридическое оформление.

Политическая система общества является непрерывно функционирующим социальным образованием. Сложный и многоплановый характер ее не может быть раскрыт без выяснения основных форм и направлений деятельности, способов и средств воздействия на общественно-политическую жизнь. Конкретное выражение и проявление функциональная подсистема политической системы находит в политическом процессе и политическом режиме.

В общем виде политический процесс определяется как «форма функционирования политической системы общества, которая эволюционирует в пространстве и времени». Конкретнее он может быть охарактеризован как совокупность действий, направленных на сохранение или изменение определенной политической ситуации.

Политический процесс является практической деятельностью, целью которой является достижение определенного политического результата. Важнейший элемент политического процесса - принятие и реализация политико-управленческих решений, что предполагает осуществление таких действий, как сбор и систематизация необходимой информации, разработка на этой основе альтернативных предложений и проектов, формализация решения, то есть предоставление ему обязательной силы, претворение в жизнь и контроль за выполнением.

Политический процесс, конечно, не сводится к принятие и выполнение политических решений. Важным элементом его отношение различных социальных общностей к той или иной политической ситуации - решение, события, поведение и действия микро - и макрогруп и их различных объединений. От этого поведения, действий или бездействия масс, их поддержки или противодействия во многом зависит возможность принятия решений, а еще в большей степени - их реализация.

Функциональная подсистема находит свое проявление не только в

политическом процессе, но и в политическом режиме, под которым обычно понимают совокупность методов и средств осуществления политической власти. Важнейшими показателями политического режима является уровень и степень демократии и реальный политико-правовой статус лица. Подробнее об политический режим и институты политической системы пойдет речь в следующих главах.

Коммуникативная подсистема политической системы содержит политические отношения, то есть те связи между людьми и их разнообразными спільностями, которые складываются в процессе осуществления политической власти или по ее поводу. К этой подсистемы входят как формализованные отношения, основанные на нормах права и регулируются ими, так и те неформальные связи, что не закреплены в праве, но играют существенную роль в политической жизни.

Субъектами политических отношений являются индивиды и их различные объединения, социальные общности, политические институты. В зависимости от субъектного состава политические отношения делятся на три основных групи8. Прежде всего это отношения между социальными спільностями - общественными классами, социальными слоями и группами, нациями, народностями и т.д. Міжкласові, внутрікласові и межнациональные отношения составляют социальную основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях. Вторую группу составляют отношения, одной из сторон которых является политическая организация. Эти так называемые вертикальные отношения складываются в процессе осуществления политической власти, влияния органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы. Они также имеют важное значение для характеристики сущности и функций политической системы, методов осуществления политической власти.

К третьей группе политических отношений входят те отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями - государством, партиями, общественными организациями, органами местного самоуправления как внутри них, так и между ними. Если отношения между социальными спільностями выступают как первичные, то отношения между политическими институтами, выражающие их интересы, являются вторичными. Иногда именно эти отношения, наряду с политическими организациями, объединяют понятием политической системы общества.

Органические взаимосвязи между компонентами и элементами политической системы называют системообразующими связями. Коммуникативная подсистема содержит и другие взаимодействия, важное значение среди которых имеют те, которые складываются между политической системой и другими системами - экономической, социальной, культурной, экологической и т.д.

К числу элементов политической системы общества принадлежат также политическое сознание и политическая культура. Они составляют духовно-идеологическую подсистему политической системы.

Политическое сознание является отражением политического бытия, прежде всего политических отношений. Это отражение происходит в форме взглядов, представлений, идей, теорий и т.д. Под политической культурой обычно понимают совокупность устойчивых форм политического сознания и поведения. За более широкого понимания политической культуры в таких форм добавляют еще и характер и способы функционирования политических институтов в пределах определенной политической системы. За любого подхода к пониманию политической культуры ее неотъемлемыми составляющими признаются политическое сознание и политическое поведение в самых распространенных и типичных их формах. Именно такие формы, а не вся многообразие проявлений политического сознания и поведения являются элементами политической системы.

Политическая культура, в том числе и политическое сознание, играет чрезвычайно важную роль в функционировании политической системы. С одной стороны, политическая система определяет формы и типы политического сознания и поведения, а с другой - несет их ощутимого обратного влияния. Политическая культура влияет на формы и функционирования политических институтов, предопределяет политическое поведение индивидов и масс.



Назад