Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Функции политической системы


Структура и функционирование политической системы общества подчинены ее целевому назначению, решению тех задач, ради решения которых она создана и действует. Основные направления деятельности политической системы образуют в своей совокупности ее функции, которые определяют структуру, институты и процесс действия системы.

Функции политической, как и любой другой системы не сводятся к простой суммы функций ее компонентов. Государство, партии и другие институты выполняют присущие им функции. Сама же политическая система имеет собственные функции, которые могут дифференцироваться и деталізуватись в деятельности ее подсистем и их элементов. Все функции системы тесно связаны между собой и в определенной степени накладываются друг на друга.

В отношении общества в целом политическая система выступает как управленческая система. Общее ее назначение состоит в руководстве обществом и управлении общественными делами. Управленческая деятельность осуществляется как специализированными государственными органами, учреждениями и по - садовыми лицами, так и негосударственными политическими институтами. Конкретизируя это общее назначение политической системы, ученые выделяют ее разнообразные функции, выражая при этом различные точки зрения относительно количества и содержания этих функций, что, в конце концов, предопределяется масштабностью и многообразием проявлений действий политической системы.

Исходя из назначения политической системы в целом и ее основных подсистем, обобщая имеющиеся точки зрения, можно выделить следующие основные функции политической системы: политическое целеполагания; властно-политическая интеграция общества; регулирование режима социально-политической деятельности. Рассмотрим их подробнее.

Осуществляемое политической системой руководство обществом предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития, в котором и находит свое проявление функция политического целеполагания. Функция целеполагания имеет первостепенное значение для существования и развития любой общественной системы. Цель выступает как предполагаемый будущий состояние, к которому сознательно стремятся люди и их организации. Политическое целеполагания означает прежде всего определение собственно политических целей, которые касаются укрепления власти, политических институтов, развития демократии, социальных отношений и др. Оно включает и установления общих целей развития других сфер общественной жизни - экономической, социальной, духовной и т.д. Закрепление целей в политических документах партий, конституциях и законах означает предоставление им общего характера. Политическое целеполагания предусматривает и ранжирование целей в зависимости от их природы и реальных возможностей осуществления на стратегические и тактические, а также определение приоритетов в достижении различных целей.

Для обеспечения целостности и единства общества, стабильности политической системы необходимо, чтобы она, учитывая интересы всех участников общественной жизни и противоречия, которые между ними возникают, добивалась оптимального согласования интересов, координировала усилия существующих в обществе социальных общностей и их организаций. Политическая система, следовательно, призвана интегрировать различные общественные интересы и таким образом обеспечить целостность и единство общества, его мобилизацию на достижение общественно значимых целей. В этом находит свое проявление ее функция властно-политической интеграции общества.

Важное значение имеет регулятивная функция политической системы. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений и заключается в утверждении таких способов поведения и деятельности индивидов, групп, организаций, форм их взаимоотношений, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений. Осуществляется это на базе политических норм, которые внедряют идеалы и ценности, стимулы и мотивы общественного поведения, призванные помочь предотвращению и преодолению конфликтов и утверждению приемлемых общественных порядков. Регулятивная функция политической системы, следовательно, проявляется не только в создании особой подсистемы политических норм, но и в выработке таких стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественное приемлемой и разумного поведения.

Рядом с охарактеризованными основными функциями в научной литературе выделяются и некоторые другие функции политической системы. Это, в частности, мобилизационная функция, которая обеспечивает максимальное использование ресурсов общества в соответствии с целями и потребностями общественного развития, и дистрибутивная, направлена на распределение ресурсов и ценностей в обществе. К функций политической системы принадлежит также легитимизация, под которой понимают приведения реальной политической жизни в соответствие с официальных политических и правовых норм.

И каким бы широким ни был перечень функций политической системы, бесспорным следует признать то, что главными среди них есть политическое руководство обществом (целеполагание), интеграция общества и регулирования общественно-политических отношений. Другие функции в той или иной степени являются производными от них. Каждая функция политической системы условно будто распадается на підфункції, что выполняются политическими институтами, на взаимосвязаны и последовательные политические действия. Общие функции политической системы реализуются государством и его органами, партиями, общественными организациями.

3 учетом важнейших функций в сжатой форме политическая система общества может быть определена как интегрированная совокупность политических институтов, которая осуществляет властное руководство и управление обществом.

Закономерности функционирования политической системы происходит по определенным закономерностям. Одни из них носят общий характер и присущие любым системам, другие проявляют себя только в политических системах и имеют, соответственно, политический характер.

Общими закономерностями функционирования систем, в том числе политической, считаются закономерности равновесия и маятника. С одной стороны, политическая система находится в постоянном движении, в связи с изменениями внутренних и внешних факторов ее функционирования. С другой - для ее нормального функционирования необходима определенная уравновешенность всех под - систем. При наличии влияния на нее динамических факторов система стремится к достижению состояния оптимального равновесия, который бы обеспечивал нормальное выполнение системой ее функций.

Суть закономерности маятника состоит в том, что любая система, выведенная из состояния оптимального равновесия, непременно сначала переходит в свою противоположность. Причем насколько значительным было отклонение системы в одну сторону, настолько значительным будет ее отклонения в противоположную. Действием этой закономерности можно в некоторой степени объяснить, например, то, что тоталитарный политический режим сначала меняется на свою противоположность - анархию и охлократию и лишь в дальнейшем происходит эволюция политической системы к подлинной демократии. Наличие закономерности маятника предостерегает от резких изменений в политической системе, как и в обществе в целом.

В других закономерностей политической системы принадлежат ее самосохранения, корреляционная зависимость между компонентами системы и преображающее влияние системы на ее компоненты.

Любая социальная система, в том числе политическая, стремится к сохранению своего существования и борется со всеми силами, которые могут прекратить это существование. В стремлении политической системы к стабильного функционирования, сбалансированности заключается закономерность ее самосохранения, как проявление общего закона самосохранения систем.

Важной закономерностью, что характеризует политическую систему общества как разновидность целостной социальной системы, является корреляционная связь между ее компонентами, за которого изменения в одних из них обязательно вызывают изменения в других, а иногда и системы в целом. Так, изменения в нормативной основе политической системы отражаются на структуре и функционировании государства - ее главного элемента. Изменения государства, в свою очередь, непременно отражаются на характере нормативного регулирования других компонентов политической системы, а наиболее существенные из них могут повлиять на систему в целом.

Политическая система, как и любая другая, активно влияет на компоненты, которые ее составляют, и стремится превратить их в соответствии с собственной природы. В этом заключается еще одна закономерность функционирования политической системы общества как целостного социального организма.

Политической системе присущи и собственно политические зако - номірності - объективные отношения, которые складываются в процессе функционирования политической власти. Эти закономерности опосредуются человеческой деятельностью и в то же время существуют объективно, независимо от признания или отрицания их людьми. К закономерностей функционирования политической власти, в частности, относятся: содержанием и целью деятельности любого политического лидера является завоевание и удержание политической власти; отношения в системе политической власти определяют остальные отношений в политической системе общества; любая политическая власть (хотя бы какой была ее социальная природа и какими бы мотивами она оправдывала свои действия) имеет тенденцию к расширению своих полномочий и установление тотального контроля над обществом; политическая власть практически всегда и везде имеет политическую оппозицию (открытое или нелегальную) и др.

Наконец, существуют закономерности, характеризующие связи политической системы с экономической, социальной, духовной и другими системами. Кроме закономерностей функционирования политической системы в целом, действуют также закономерности функционирования и развития ее отдельных элементов - государства, партий и т.п. Вопрос о закономерности, действующие в политической жизни общества, пока что является одним из наименее разработанных в политологии.



Назад