Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Сущность и основные признаки государства


Государство является многоаспектным общественным образованием и по своей сложностью и многообразием проявлений уступает разве что обществу в целом. Сложность и многообразие проявлений государства объективно затрудняет выяснение и определения ее сущности. К тому же, каждая из обществоведческих наук исследует некий отдельный аспект государства, согласно которому и дает ее определения.

Когда речь идет о государстве вообще, то имеется в виду, прежде всего, определенная обособленная территория, на которой проживает политическое, то есть с помощью публичной власти, организованное населения. В этом смысле наряду с понятием «государство» употребляются термины «страна», «общество», «отечество» и др. Политическая организованность населения в пределах определенной территории имеет независимый от других территориально-политических образований характер. С широкой социологической точки зрения, следовательно, государство может быть определена как «территориальное организованное политическое независимое общество», а с политологической - как независимое политико-территориальное образование.

Тремя основными составляющими элементами государства является территория, население и (независимая суверенная) политическая власть. Территория - это пространственная основа государства. Территорией является та часть суши, земных недр, воздушного пространства и территориальных вод, на которую распространяется власть данного государства. Пределы территории государства определяются ее границами, установленными в основном формально-договорным путем.

Територіальність является атрибутивной признаком государства. Потеря территории означает прекращение существования самого государства. Поэтому любое государство пытается всеми средствами сохранить свою территорию. Территориальные притязания, споры и претензии одних государств к другим на протяжении всей истории вызвали самые жестокие конфликты между ними. Территория государства может охватывать огромные участки земной поверхности, например территория России, Китая, Канады, США, Бразилии, даже отдельные континенты (Австралия), а может состоять из одного-двух квадратных километров (Ватикан, Монако), однако за будь-яких умов она является необходимой для существования государства. Хотя могущество государства определяется не столько размерами ее географической территории, сколько экономическим потенциалом, отсутствие властного контроля за некой частью территории является проявлением слабости государства.

Вторым составляющим элементом государства является население, то есть человеческое сообщество, которое проживает на ее территории и подчиняется государственной власти. Население государства может состоять из одной нации или быть многонациональным. Многонациональные государства в основном имеют федеративное устройство или содержат в своем составе автономные образования. Существуют мононаціональні, но полиэтнические государства, население которых состоит из одной коренной нации и нескольких национальных меньшинств - представителей тех наций, проживающих в других государствах и выступают там субъектами государства.

Социальная, особенно этническая, политическая и культурная интегрированность населения государства позволяет определять его как народ. Представители одного народа даже при наличии этнических различий между ними имеют чувство принадлежности к одной сообщества благодаря общим чертам культуры и исторического сознания. Как и территория, народ также является атрибутивной признаком государства, поскольку не может быть государства без народа. Однако могут существовать народы без собственного государства, например еврейский народ до образования государства Израиль (1948), цыгане, палестинский народ или курды, которые до сих пор не имеют своей государственности.

Третьим составляющим элементом государства является политическая власть как отношения господства и подчинения, руководства и подчинения, которые существуют между органами государственной власти и наделенными властными полномочиями должностными лицами, с одной стороны, и остальной частью общества - с другой. Выделение и анализ других, кроме территории и населения, признаков государства связано именно с этим ее составным элементом и является непосредственной задачей политологии.

Государство в политологическом смысле - это политический институт, составляющая политической системы общества. Как политический институт и главный носитель политической власти в обществе она характеризуется наличием системы органов - парламента, правительства, судов и т.п., которые реализуют функции государственной власти и составляют государственный аппарат, что является одной из основных политических признаков государства.

Одной из важнейших характеристик государства является ее суверенитет.

Суверенитет (от франц. - самостоятельность, верховная власть) государства - это верховенство власти государства внутри страны и ее независимость во внешних сношениях.

Сочетание двух начал - независимости и верховенства - означает как право государства на независимость и свободу от посягательств извне и изнутри, так и право властвовать, властвовать, управлять внутри страны. Универсальность суверенитета заключается в том, что власть государства стоит над другими конкретными формами и проявлениями власти на соответствующей территории. Государственный суверенитет содержит такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательства во внутренние дела.

Суверенитет государства, следовательно, имеет внутренний и внешний аспекты. Внутренний аспект заключается в возможности государства распоряжаться своей территорией и ресурсами, а также заставлять подчиненных к выполнению его указаний; внешний - в обеспечении территориальной целостности государств и невмешательства в ее внутренние дела со стороны внешних сил, в возможности государства проводить независимую политику, устанавливать дипломатические отношения с другими государствами, вступать в международные организации и др. Важным признаком суверенитета государства является признание международным сообществом ее права на юридическое равных началах вступать в сношения с другими государствами.

Суверенитет является необходимой политической и юридическим признаком государства. В современном мире он не имеет абсолютного характера. В демократических обществах суверенитет государства признается производным от суверенитета народа, власть государства ограничивается влиянием политических партий, различных общественных организаций, групп интересов. Ограничение суверенитета в его внешнем аспекте проявляется, в частности, в членстве государства в различных международных организациях, согласно которому она берет на себя определенные обязательства. Современное мировое сообщество может даже заставить ту или иную государство к выполнению его указаний, особенно когда речь идет о прекращении агрессивной войны, обеспечение элементарных прав человека. Если в прошлом любая попытка мирового сообщества дать рекомендации том или ином государстве расценивалась как вмешательство в ее внутренние дела, то в условиях современного взаимозависимого мира решения отдельных, особенно глобальных проблем требует определенного ограничения суверенитета.

Производными от суверенитета и его проявлениями есть три важных признаки государства: право на монопольное применения принуждения; право на издание законов; право на установление и взимание налогов. Только государство имеет право применять принуждение, причем не только в отношении своих граждан, но и всех, кто находится на ее территории. Для этого у нее есть определенные правовые, материальные и организационные возможности, специальный аппарат принуждения.

Принудительность как признак государства заключается, в частности, в том, что она является процессом сознательного, нередко насильственного, создание и сохранение государством структурированности общества, социальных институтов, отношений, статусов и т.д. Это находит свое регулярное выражение в таких, например, явлениях, как гражданство, рабство, крепостничество, расовый или сословные разделение, воинская повинность, взыскания налогов, утверждения официальной идеологии и др.

Принудительность государства проявляется также в том, что она является политико-властным средством объединения населения. В государстве людей заставляют существовать совместно не кровно-родственные связи, как по родового строя, а принадлежность к определенной территории. Пределы этой территории признаются пределами действия власти государства. Территориальные полномочия власти и границы государства совпадают.

Принудиловка и заключается в установлении государством общеобязательных правил поведения, то есть права. Только государство наделено правом издания законов и других нормативных актов, действие которых распространяется на всю ее территорию и которые являются обязательными для всего населения. Созданная таким образом система права является атрибутивной характеристикой государства. Государство не может существовать без системы права, а право устанавливается, охраняется и обеспечивается государством.

Право - это система установленных или санкционированных государством и направленных на регулирование общественных отношений общеобязательных норм, соблюдение и выполнение которых обеспечивается путем убеждения и государственного принуждения.

Право является одним из главных средств организованности и порядка в обществе. С помощью права государство регулирует общественные отношения и предоставляет своим решением общеобязательного характера.

Государство может делегировать отдельные свои полномочия на издание нормативно-правовых актов негосударственным институтом - там и организациям. Однако эти акты не имеют обязательного характера. Передача правотворческих полномочий санкционируется и контролируется в конечном счете самим государством и его органами на основе ранее принятых правовых норм. Негосударственные политические институты и организации, отдельные граждане также могут обладать правом законодательной инициативы.

Характер и степень монополизма государства на издание законов в значительной мере определяются формами государственного устройства и правления, спецификой политического режима, а также межгосударственными отношениями и субъектами, которые могут влиять на законодательство страны.

Функционирования государства, его органов, удержание занятых в них работников требуют значительных средств, получаемых за счет налогов. Налоги являются главным источником поступлений в государственный бюджет. Право на установление и взимание налогов является монополией государства. Как обязательные выплаты населения и субъектов экономической деятельности, налоги взимаются государством принудительно, в определенных размерах и в фиксированные сроки. Взыскание налогов определяется не только потребностями содержание государственного аппарата, но и необходимостью решения ряда важных социальных задач - финансирования систем образования и здравоохранения, обеспечения нетрудоспособных и т.д. Современное государство перераспределяет через бюджет значительную часть валового внутреннего продукта, в частности с целью выравнивания доходов различных слоев населения и избежания социальной поляризации общества. Правильное проведение налоговой политики способствует росту производства и повышению благосостояния населения. И наоборот, чрезмерные налоги сдерживают производство, снижают трудовую активность, порождают социальное напряжение, вызывают другие негативные последствия.



Назад