Электронная онлайн библиотека

 
 Политология (теория и история политической науки)

Основные концепции происхождения государства


Понимание сущности государства, ее социального назначения и функций в значительной мере зависит от того, с какой концепции происхождения государства выходить. Основными концепциями является теологическая, патриархальная, договорная, завоевания, классовая и психологическая. Одна из древнейших среди них - теологическая (от греч. тэо - бог и логос - учение). В ней появление государства связана с предоставлением некими божественными силами представителям определенного рода или социальной группы, например жрецов, права управлять другими. Такая власть есть «от Бога» и должна осуществлять его волю на Земле. Подобные взгляды на происхождение и назначение государства представлены в древних религиях и призваны освящать существующие порядки: поскольку власть от Бога, то она имеет право на существование и является незыблемой. В философии теологическую концепцию происхождения государства создал один из виднейших идеологов христианской церкви Аврелий Августин.

Согласно патриархальной концепции происхождения государства, у истоков которой стояли еще Конфуций и Аристотель, государство является результатом развития семьи. Так, Аристотель рассматривал возникновения государства как естественный процесс развития и усложнения форм общения людей: сначала люди объединяются в семьи, затем несколько семей образуют поселения, а на завершающей стадии этого процесса возникает государство. Она является формой общения людей, которые пользуются определенным политическим строем и подчиняются власти закона.

За Аристотелем, человек по природе своей политической существом. У всех людей природа вселила стремление к государственному общения, и первый, кто это общение организовал, сделал для человечества большое благо. Человек, которая нашла свое завершение в государстве, - совершеннейшая среди живых существ, а та, что живет вне государством и законом, - худшая из всех.

Конфуций считал, что государство - это большая семья, и отношения в ней должны строиться по аналогии с семейными. Власть правителя в государстве есть такой, как власть отца в семье, а отношения правителей и подданных напоминают семейные отношения, где младшие зависят от старших; подданные должны слушаться правителя, как дети родителей, а правители должны заботиться о подданных, как родители о детях.

Большую роль в развитии политической мысли и демократической государственности сыграла договорная, или конвенциональная, теория происхождения государства, создателями которой были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. -Же. Руссо и др. По этой теории государство возникло в результате сознательной и добровольной сделки людей, которые ранее находились в естественном, додержавному состоянии, а затем для того, чтобы надежно обеспечить свои основные права и свободы, решили создать государство. Главной задачей государства является забота об общем благе. Наделив государство властными полномочиями, люди сознательно пошли на самоограничение своей свободы в пользу общих интересов.

Договорная теория происхождения государства в значительной мере способствовала формированию современных демократических государств и по сей день оказывает глубокое влияние на политические представления их граждан. На основе этой теории во второй половине XVIII в. в Западной Европе и Северной Америке была начата практика сознательного создания государства, целенаправленного определения форм государства и принципов ее взаимоотношений с гражданами. В этот период были приняты первые конституции (США 1787 г., Франция - 1791 г.), которые стали правовой форме общественного договора.

В XIX в. получили распространение концепции происхождения государства, которые связывали ее возникновения с насилием, завоеванием. Идейную основу таких концепций составила модная тогда теория социального дарвинизма, которой присуще возведение закономерностей развития общества к закономерностей биологической эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных качестве определяющих факторов общественной жизни. Представители теории завоевания - Есть. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутський и другие доказывали, что государства возникли в результате завоевания одних народов другими.

Так, самый известный представитель теории завоевания польско - австрийский социолог и юрист Людвик Гумплович (1838-1909) исходил из того, что движущей силой общественного развития является борьба человеческих сообществ, которые он называл «расами», за существование. Столкновения между расами приводит к подчинения слабых сильными. Господство одной расы над другой мало быть определенным образом организованное. Такой организацией является государство. Она основана на неровности и является организацией господства меньшинства - «высшей расы» над большинством - «низшей расой». Насилие выступает не только причиной возникновения государства, но и важнейшим фактором ее существования. Войны между государствами неизбежны, поскольку является результатом извечных биологических законов. Государство должно решительно использовать силу и внутри страны, подавляя революционные движения.

Класс, или социально-экономическую теорию происхождения и сущности государства создал марксизм. Она изложена, в частности, в работах «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса, «Государство и революция». И. Ленина и является одной из наиболее научно обоснованных. По этой теории государство существовало не всегда. Она является результатом исторического развития общества, его закономерной дифференциации на классы под влиянием развития производительных сил, который сопровождался выделением различных видов труда и появлением частной собственности.

За первобытнообщинного строя характерными чертами жизни людей были коллективная собственность и совместная работа членов общины, уравнительное распределение продуктов, отсутствие публичной власти, отделенной от основной массы людей. Община действовала на основе полного самоуправления. Такое общество не нуждалось государства как специального института управления и регулирования человеческих отношений.

Со временем примитивные орудия труда были заменены более совершенными, которые давали возможность отдельным семьям приобретать экономической самостоятельности. На основе нового степени развития материального производства произошло разделение труда в форме выделения земледелия от скотоводства. Одним из последствий такого разделения стал переход к родительского права собственности, наследования детьми родительского имущества и появление частной собственности. Первоначальная община превратилась в крестьянскую, основанную уже не на коллективной, а на частной семейной собственности на средства производства.

Частная собственность обусловила экономическое неравенство семей и усиление власти вождей и военачальников. Появились зачатки наследственной власти. Общество раскололось на противоположные социальные группы - классы имущих и неимущих, и возникла необходимость в организации, которая бы подавляла сопротивление неимущих и малоимущих и закрепила право власти. Такой организацией и стала государство.

Используя органы родового строя, класс собственников средств производства создал специальный аппарат для управления всем обществом в собственных интересах. Благодаря государству экономически господствующий класс становится политическое господствующим классом. И как бы в дальнейшем менялась государство, главной ее функцией является защита интересов господствующего класса. Ф. Энгельс отмечал, что государство «по общему правилу, является государством самого мощного, экономически господствующего класса, который с помощью государства становится также политическое господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса». В. И. Ленин писал: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу другие подчиненные классы». Указывая на классовый характер государства, К. Маркс и Ф. Энгельс в то же время отмечали, что она является и формой организации всего общества, выполняет в нем ряд необходимых функций по управлению общественными делами, согласования социальных интересов.

Даже за негативного отношения к марксизму придется признать в силу его очевидности классовый характер, например рабовладельческой и феодальной, государства. Так же нельзя не видеть, что основной объем деятельности современного демократического государства составляет выполнения именно всеобщих, а не чисто классовых задач (что, однако, не означает ее надкласового характера). Выражения государством тех или иных социальных интересов в решающей степени зависит от соотношения в обществе классовых сил. Сосредоточение в руках меньшинства основных средств производства само по себе не делает ее политическое господствующей, поскольку в современном обществе существуют массовые и влиятельные политические партии и общественно-политические организации наемных работников и демократические механизмы, которые позволяют этим организациям оказывать ощутимое, иногда и решающее влияние на осуществление государственной власти.

Главный смысл разновидностей психологической концепции происхождения государства составляет обоснование ее возникновения и существования психологическими причинами. Речь идет, в частности, о том, что по своим психическим складом люди делятся на склонных к власти, способных брать ответственность не только за себя, но и за других, и тех, кто избегает ответственности и склонен переложить ее на других, делегировав им определенные права на управление общественной жизнью.

Очевидно, что каждая из перечисленных концепций происхождения государства имеет право на существование как такая, что раскрывает некую особенность, сторону возникновения и функционирования этого общественного института. Даже далекая от науки теологическая концепция имеет определенный смысл хотя бы потому, что обосновывает необходимость сильной государственной власти.

В современной науке выделяют в основном такие основные причины возникновения государства.

Во-первых, развитие производства и общественного разделения труда, усложнение общественной организации и как следствие - выделение управленческой деятельности в самостоятельный вид труда, появление особой группы людей, осуществляющим управленческие функции. Государство возникает в период разложения родоплеменного строя, государственная власть формируется из догосударственных форм - власти старейшин родов, жрецов, вождей племен или союзов племен и т.п., выполняющие управленческие функции в первобытных сообществах.

Во-вторых, имущественная дифференциация населения, возникновение частной собственности, классов образования и становления способа производства, основанного на позаекономічному принуждении к труду и эксплуатации. Это требовало создания государства как орудия принуждения и подавления сопротивления класса порабощенных. Так возникла, например, рабовладельческое государство.

В-третьих, военно-территориальная экспансия, завоевания одних народов другими, что создавало условия для социального неравенства разных народов, реальные возможности для открытого присвоения продуктов чужого труда и требовало создания и укрепления институтов насилия и управления для поддержания такого способа существования.

По-четвертых, демографические причины, заключающиеся в переходе от кочевого к оседлому образу жизни и увеличении плотности населения, что требовало создания механизмов регулирования и решения территориальных проблем.



Назад